Судьба речного монитора Его Величества «Бодрог»

Судьба речного монитора Его Величества «Бодрог» Австро-венгрия, Первая мировая война, История, Речной флот, Монитор, Корабль, Длиннопост

Согласно историческим исследованиям американского военного историка Тревора Дюпюи «The military history of world war I» (New York, 1967), первый выстрел в Первой мировой войне произведён именно монитором SMS Bodrog (Корабль Его Величества «Бодрог»).

Об этом инциденте он так пишет в книге: «Сосредоточение войск у сербской границы предполагалось закончить к 5 августа, а военные действия начать с 12 августа. Впрочем, враждебные действия начались ещё 26 июля, до официального объявления войны: в Костолаце на Дунае был обстрелян сербский берег Дуная и сербские суда, были захвачены три сербских парохода и на них поднят австрийский флаг.»


Монитор был спущен на воду в марте 1904 года, и в августе того же года вступил в Дунайскую флотилию ВМС Австро-Венгрии.

Судьба речного монитора Его Величества «Бодрог» Австро-венгрия, Первая мировая война, История, Речной флот, Монитор, Корабль, Длиннопост

Спуск монитора на воду. Будапешт, 12 апреля 1904 г.

Во время Первой мировой войны монитор «Бодрог» в составе Дунайской флотилии принимал участие в нескольких операциях.

Судьба речного монитора Его Величества «Бодрог» Австро-венгрия, Первая мировая война, История, Речной флот, Монитор, Корабль, Длиннопост

Экипаж монитора, фото 1914 года.

Наиболее значительными из них явились: прорыв флотилии из Дуная в Саву в 1914 году, сорвавший переправу сербских войск, и обеспечение поддержки в декабре того же года переправы через Дунай войск 8-го австро-венгерского корпуса для занятия Белграда.

Судьба речного монитора Его Величества «Бодрог» Австро-венгрия, Первая мировая война, История, Речной флот, Монитор, Корабль, Длиннопост

Монитор у пристани на реке Сава, 1914 год.

Показательно, что выполнявшаяся одновременно с переправой 8-го австро-венгерского корпуса через Дунай переправа 22-го германского резервного корпуса через Саву, не обеспеченная содействием Дунайской флотилии (которая не могла войти в Саву из-за разрушенного железнодорожного моста), несмотря на значительное превосходство над сербами германских войск, несколько раз чуть не была сорвана и вызвала значительные потери.

Судьба речного монитора Его Величества «Бодрог» Австро-венгрия, Первая мировая война, История, Речной флот, Монитор, Корабль, Длиннопост

27 августа 1916 года в войну на стороне Антанты вступила Румыния. Уже через полчаса после объявления войны три румынских торпедных катера атаковали австро-венгерские корабли, стоявшие на якоре в порту города Русе, возле болгарского берега Дуная. Атака была неудачной для румын: торпеды прошли далеко от целей, а флагманский корабль австрийской группы — «Бодрог» — потопил один из атакующих катеров.

Судьба речного монитора Его Величества «Бодрог» Австро-венгрия, Первая мировая война, История, Речной флот, Монитор, Корабль, Длиннопост

Мониторы «Керос» и «Бодрог»

После поражения Румынии и установления австро-венгерской Дунайской флотилией контроля над всем бассейном Дуная мониторы флотилии осуществляли различные операции в дельте Дуная и (с апреля по сентябрь 1918 года) в Чёрном море.

Судьба речного монитора Его Величества «Бодрог» Австро-венгрия, Первая мировая война, История, Речной флот, Монитор, Корабль, Длиннопост

Монитор на Дунае, 1917 год.

В это же время мониторы флотилии действовали также на реках юга Украины. Австро-Венгрия договорилась о прекращении огня с Советской Россией, и в результате «голодающая империя» могла привозить УНРовское зерно из Украины. «Бодрог» приставленный к транспортному речному флоту в качестве сторожа, до сентября 1918 года находился в Одессе.

Судьба речного монитора Его Величества «Бодрог» Австро-венгрия, Первая мировая война, История, Речной флот, Монитор, Корабль, Длиннопост

"Бодрог" в порту Одесса. Лето 1918 г.

В самом конце Первой мировой войны монитор «Бодрог» был потоплен (возможно, в результате взрыва речной мины) в районе сербского города Панчево.


В 1919 году монитор был поднят, отремонтирован и апреле 1920 года введён в состав ВМС Королевства Югославия под именем «Сава».


После нападения Германии на Югославию, монитор «Сава» участвовал в обстрелах венгерского аэродрома Мохач (6 и 8 апреля 1941 года), а после того, как немецкие и венгерские войска взяли под контроль обе стороны Дуная в районе Белграда, экипаж монитора 12 апреля 1941 года затопил свой корабль в гавани Земун.

Судьба речного монитора Его Величества «Бодрог» Австро-венгрия, Первая мировая война, История, Речной флот, Монитор, Корабль, Длиннопост

"Сава" ранее "Бодрог". Скорее всего на службе у хорватского государства, 1943 г.

В 1942 году монитор снова был поднят и восстановлен, и вошёл в Дунайской флотилии союзной Германии усташской Хорватии.


После поражения вермахта и его союзников на Балканах монитор в очередной раз затоплен своей командой: 9 сентября 1944 года, возле города Славонски-Брод.


В 1946 году монитор вновь был поднят, отремонтирован, и по 1959 год находился в Военно-морских силах СФРЮ.


После этого он был передан в гражданский флот Югославии, переименован в «Даль» (Dalj), а после вывода из состава флота с 1973 года бывший монитор под индексом NF-3952 использовался в качестве плавучего причала в районе города Нови-Сад.

Судьба речного монитора Его Величества «Бодрог» Австро-венгрия, Первая мировая война, История, Речной флот, Монитор, Корабль, Длиннопост

По данным на 2006 год, корпус бывшего монитора «Бодрог» принадлежит частной фирме некоего Героя Пинкия (Heroj Pinkij) и находится в запущенном состоянии в городе Панчево.


В декабре 2016 года корпус монитора был выкуплен Министерством обороны Сербии, и к концу 2018 года полностью восстановлен. (#.)

Судьба речного монитора Его Величества «Бодрог» Австро-венгрия, Первая мировая война, История, Речной флот, Монитор, Корабль, Длиннопост
Судьба речного монитора Его Величества «Бодрог» Австро-венгрия, Первая мировая война, История, Речной флот, Монитор, Корабль, Длиннопост

Лига историков

13.2K постов49.3K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
1
Автор поста оценил этот комментарий
А неплохо так восстановили. Больше ста лет конструкции, а всё ещё на плаву, достойное инженерное творение с богатой историей...
раскрыть ветку (3)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Если есть деньги на лкр то стальные корабли условно вечны .

Они морально устаревают намного быстрее чем сгнивают .

1
Автор поста оценил этот комментарий

Речным кораблям проще, так как вода из рек гораздо менее агрессивна, чем морская.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

два раза подумать, где агрессивнее - в сточной канаве Европы, коей является Дунай или в море )

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку