Судьба речного монитора Его Величества «Бодрог»

Судьба речного монитора Его Величества «Бодрог» Австро-венгрия, Первая мировая война, История, Речной флот, Монитор, Корабль, Длиннопост

Согласно историческим исследованиям американского военного историка Тревора Дюпюи «The military history of world war I» (New York, 1967), первый выстрел в Первой мировой войне произведён именно монитором SMS Bodrog (Корабль Его Величества «Бодрог»).

Об этом инциденте он так пишет в книге: «Сосредоточение войск у сербской границы предполагалось закончить к 5 августа, а военные действия начать с 12 августа. Впрочем, враждебные действия начались ещё 26 июля, до официального объявления войны: в Костолаце на Дунае был обстрелян сербский берег Дуная и сербские суда, были захвачены три сербских парохода и на них поднят австрийский флаг.»


Монитор был спущен на воду в марте 1904 года, и в августе того же года вступил в Дунайскую флотилию ВМС Австро-Венгрии.

Судьба речного монитора Его Величества «Бодрог» Австро-венгрия, Первая мировая война, История, Речной флот, Монитор, Корабль, Длиннопост

Спуск монитора на воду. Будапешт, 12 апреля 1904 г.

Во время Первой мировой войны монитор «Бодрог» в составе Дунайской флотилии принимал участие в нескольких операциях.

Судьба речного монитора Его Величества «Бодрог» Австро-венгрия, Первая мировая война, История, Речной флот, Монитор, Корабль, Длиннопост

Экипаж монитора, фото 1914 года.

Наиболее значительными из них явились: прорыв флотилии из Дуная в Саву в 1914 году, сорвавший переправу сербских войск, и обеспечение поддержки в декабре того же года переправы через Дунай войск 8-го австро-венгерского корпуса для занятия Белграда.

Судьба речного монитора Его Величества «Бодрог» Австро-венгрия, Первая мировая война, История, Речной флот, Монитор, Корабль, Длиннопост

Монитор у пристани на реке Сава, 1914 год.

Показательно, что выполнявшаяся одновременно с переправой 8-го австро-венгерского корпуса через Дунай переправа 22-го германского резервного корпуса через Саву, не обеспеченная содействием Дунайской флотилии (которая не могла войти в Саву из-за разрушенного железнодорожного моста), несмотря на значительное превосходство над сербами германских войск, несколько раз чуть не была сорвана и вызвала значительные потери.

Судьба речного монитора Его Величества «Бодрог» Австро-венгрия, Первая мировая война, История, Речной флот, Монитор, Корабль, Длиннопост

27 августа 1916 года в войну на стороне Антанты вступила Румыния. Уже через полчаса после объявления войны три румынских торпедных катера атаковали австро-венгерские корабли, стоявшие на якоре в порту города Русе, возле болгарского берега Дуная. Атака была неудачной для румын: торпеды прошли далеко от целей, а флагманский корабль австрийской группы — «Бодрог» — потопил один из атакующих катеров.

Судьба речного монитора Его Величества «Бодрог» Австро-венгрия, Первая мировая война, История, Речной флот, Монитор, Корабль, Длиннопост

Мониторы «Керос» и «Бодрог»

После поражения Румынии и установления австро-венгерской Дунайской флотилией контроля над всем бассейном Дуная мониторы флотилии осуществляли различные операции в дельте Дуная и (с апреля по сентябрь 1918 года) в Чёрном море.

Судьба речного монитора Его Величества «Бодрог» Австро-венгрия, Первая мировая война, История, Речной флот, Монитор, Корабль, Длиннопост

Монитор на Дунае, 1917 год.

В это же время мониторы флотилии действовали также на реках юга Украины. Австро-Венгрия договорилась о прекращении огня с Советской Россией, и в результате «голодающая империя» могла привозить УНРовское зерно из Украины. «Бодрог» приставленный к транспортному речному флоту в качестве сторожа, до сентября 1918 года находился в Одессе.

Судьба речного монитора Его Величества «Бодрог» Австро-венгрия, Первая мировая война, История, Речной флот, Монитор, Корабль, Длиннопост

"Бодрог" в порту Одесса. Лето 1918 г.

В самом конце Первой мировой войны монитор «Бодрог» был потоплен (возможно, в результате взрыва речной мины) в районе сербского города Панчево.


В 1919 году монитор был поднят, отремонтирован и апреле 1920 года введён в состав ВМС Королевства Югославия под именем «Сава».


После нападения Германии на Югославию, монитор «Сава» участвовал в обстрелах венгерского аэродрома Мохач (6 и 8 апреля 1941 года), а после того, как немецкие и венгерские войска взяли под контроль обе стороны Дуная в районе Белграда, экипаж монитора 12 апреля 1941 года затопил свой корабль в гавани Земун.

Судьба речного монитора Его Величества «Бодрог» Австро-венгрия, Первая мировая война, История, Речной флот, Монитор, Корабль, Длиннопост

"Сава" ранее "Бодрог". Скорее всего на службе у хорватского государства, 1943 г.

В 1942 году монитор снова был поднят и восстановлен, и вошёл в Дунайской флотилии союзной Германии усташской Хорватии.


После поражения вермахта и его союзников на Балканах монитор в очередной раз затоплен своей командой: 9 сентября 1944 года, возле города Славонски-Брод.


В 1946 году монитор вновь был поднят, отремонтирован, и по 1959 год находился в Военно-морских силах СФРЮ.


После этого он был передан в гражданский флот Югославии, переименован в «Даль» (Dalj), а после вывода из состава флота с 1973 года бывший монитор под индексом NF-3952 использовался в качестве плавучего причала в районе города Нови-Сад.

Судьба речного монитора Его Величества «Бодрог» Австро-венгрия, Первая мировая война, История, Речной флот, Монитор, Корабль, Длиннопост

По данным на 2006 год, корпус бывшего монитора «Бодрог» принадлежит частной фирме некоего Героя Пинкия (Heroj Pinkij) и находится в запущенном состоянии в городе Панчево.


В декабре 2016 года корпус монитора был выкуплен Министерством обороны Сербии, и к концу 2018 года полностью восстановлен. (#.)

Судьба речного монитора Его Величества «Бодрог» Австро-венгрия, Первая мировая война, История, Речной флот, Монитор, Корабль, Длиннопост
Судьба речного монитора Его Величества «Бодрог» Австро-венгрия, Первая мировая война, История, Речной флот, Монитор, Корабль, Длиннопост

Лига историков

13.1K постов49.1K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения

5
Автор поста оценил этот комментарий

Краткая история о том, как бедному кораблю не дают наконец сдохнуть

4
Автор поста оценил этот комментарий
Первая строчка в посте должна объяснять, какого хера корабль называют монитором.
раскрыть ветку
1
Автор поста оценил этот комментарий

Раз 15 он тонул,

Погибал среди акул...

1
Автор поста оценил этот комментарий
Какая долгая и по своему счастливая жизнь корабля ,столько тонул.....и до сих пор жив..
1
Автор поста оценил этот комментарий
А неплохо так восстановили. Больше ста лет конструкции, а всё ещё на плаву, достойное инженерное творение с богатой историей...
раскрыть ветку