"Страх и ненависть в Лас-Вегасе": что стоит за приключениями двух наркоманов

Мир безумен в любом направлении и в любое время, с ним сталкиваешься постоянно. Но было удивительное, вселенское ощущение правильности всего того, что мы делали.

Страх и ненависть в Лас-Вегасе

Fear and Loathing in Las Vegas, 1998 год

Жанр: драма, комедия

Страна: США

Режиссёр: Терри Гиллиам

КиноПоиск:7,6 из 10

IMDb:7,7 из 10

"Страх и ненависть в Лас-Вегасе": что стоит за приключениями двух наркоманов Страх и ненависть в Лас-Вегасе, Фильмы, Джонни Депп, Бенисио Дель Торо, Хантер Томпсон, Длиннопост, Спойлер
"Страх и ненависть в Лас-Вегасе": что стоит за приключениями двух наркоманов Страх и ненависть в Лас-Вегасе, Фильмы, Джонни Депп, Бенисио Дель Торо, Хантер Томпсон, Длиннопост, Спойлер

Фильм Терри Гиллиама принадлежит к тем произведениям, истинное значение которых начинают понимать лишь через какое-то время. Сейчас странно вспоминать, что в 1998 г. «Страх и ненависть в Лас-Вегасе» провалились в прокате, что фильм сочли очередной «черной» комедией про наркоманов. Сегодня ни у кого нет сомнений в том, что у Гиллиама получился шедевр, и что культовый статус фильма обусловлен не только блестящей игрой Д.Деппа и Б. дель Торо, но и его глубоким смыслом.


Какая книга послужила литературной основой фильма?


Фильм Гиллиама основан на романе шестидесятника, журналиста и бывшего наркомана Хантера Томпсона «Страх и отвращение в Лас-Вегасе. Дикое путешествие в сердце «Американской мечты»  и очень точно воспроизводит практически все описанные в нем происшествия.


Любопытно, что роман основан на подлинных событиях, а главных героев — журналиста Рауля Дюка и его приятеля, адвоката ГонзоТомпсон списал с себя и своего друга по имени Оскар Зета Акоста, мексиканца по национальности. Томпсон сумел избавиться от своих наркотических пристрастий, написал несколько книг и застрелился в 2005 г. в возрасте 67 лет. Акоста пропал без вести в 1974 г.

"Страх и ненависть в Лас-Вегасе": что стоит за приключениями двух наркоманов Страх и ненависть в Лас-Вегасе, Фильмы, Джонни Депп, Бенисио Дель Торо, Хантер Томпсон, Длиннопост, Спойлер

Какую роль играют в фильме наркотики?


Едва ли не с первого кадра по последний герои «Страха и ненависти в Лас-Вегасе» или употребляют наркотики, или говорят о них, или отходят от последствий употребления. Но было бы странно рассматривать шедевр Гиллиама как наглядное пособие по разным видам наркотических веществ или агитку-предупреждение в духе плакатов «Скажи наркотикам нет!». «Страх и ненависть в Лас-Вегасе» — фильм не об изменяющих сознание средствах, хотя поначалу может показаться иначе.


Тему наркотиков в фильме можно рассматривать в трех аспектах. Во-первых, это примета времени, настолько яркая черта 1960-х и начала 1970-х, что без нее сложно было обойтись, рассказывая о той эпохе. Во-вторых, это метафора. Не случайно в фильме постоянно напоминают о войне во Вьетнаме: правительство США, ввязываясь в эту войну, было так же одурманено величием и ролью сверхдержавы, как Дюк и Гонзо — мескалином, эфиром и всем, что они принимали. И так же, как любая наркотическая эйфория заканчивается тягостным пробуждением, воинственный угар закончился поражением и кризисом.


Но самый глубокий уровень темы наркотиков связан с главной идеей фильма, а именно попыткой понять, что стояло за молодежным бунтом 1960-х, за расцветом рока и субкультур.

"Страх и ненависть в Лас-Вегасе": что стоит за приключениями двух наркоманов Страх и ненависть в Лас-Вегасе, Фильмы, Джонни Депп, Бенисио Дель Торо, Хантер Томпсон, Длиннопост, Спойлер

В чем смысл фильма?


О бурных 1960-х снято немало, но Гиллиам, как всегда, демонстрирует оригинальное и глубокое понимание проблемы. Ключом к точке зрения режиссера служат финальные размышления Люка о сути субкультуры 1960-х как к стремлении найти кого-то или что-то, что позволит увидеть свет в конце туннеля. Речь идет не только о разочаровании в политике правительства или в американском обществе: первым пунктом повестки дня был духовный, экзистенциальный кризис, связанный с утратой смысла жизни. И здесь нельзя не вспомнить столь любимого Гиллиамом Достоевского, в свое время проницательно заметившего, что жизнь без веры (читай — без цели и идеалов) теряет смысл, а когда Бога нет, то все позволено.


Поиском идеалов, целей и смысла бытия занимались все контркультурные течения 1960-х. Кто-то предлагал заниматься войной, а не любовью; кто-то уезжал за экзотической мудростью в индийские ашрамы; а кто-то, как герои фильма, пошел по пути расширения сознания с помощью веществ. Но прием наркотиков не был самоцелью, а лишь способом обретения духовной свободы, полного раскрепощения в мире, где вместо икон — портреты кинозвезд.

"Страх и ненависть в Лас-Вегасе": что стоит за приключениями двух наркоманов Страх и ненависть в Лас-Вегасе, Фильмы, Джонни Депп, Бенисио Дель Торо, Хантер Томпсон, Длиннопост, Спойлер

В чем смысл образов Гонзо и Люка?


Приключения главных героев фильма служат прекрасной иллюстрацией к тому, чем оборачивается в реальности та самая абсолютная свобода, когда дозволено все. При этом Гиллиам счастливо избежал примитивной назидательности: если бы в финале одурманенных приятелей арестовали и посадили, философская составляющая фильма свелась бы к нулю. Но страшные копы, охотящиеся за Люком и Гонзо, существуют лишь в их сознании, в реальности же все прозаично: они никому не нужны, их никто не преследует, все проблемы они создают себе сами.


В начале фильма оба героя — при всем их своеобразии — вызывают некоторую симпатию, а их похождения — веселый смех. Но чем дальше, тем слабее становится симпатия и сильнее — брезгливое недоумение. И если эпизод с горничной Элис еще можно рассматривать как глупую шутку, то сцена с оскорблением и запугиванием беззащитной официантки в кафе глубоко отвратительна и говорит о полной деградации Гонзо (да и Люка тоже).


Однако дело не в страхе и ненависти: Гиллиам отчетливо показывает, что абсолютная свобода, о которой так мечтали неформалы 1960-х, заводит даже не в бездну, а в тупик.

"Страх и ненависть в Лас-Вегасе": что стоит за приключениями двух наркоманов Страх и ненависть в Лас-Вегасе, Фильмы, Джонни Депп, Бенисио Дель Торо, Хантер Томпсон, Длиннопост, Спойлер

Почему Люк ходит по номеру с резиновым хвостом?


Придя в себя после приема адренохрома, Люк непонятно как обзаводится резиновым хвостом рептилии. Это не просто забавная деталь: хвост — знак атавизма, отката назад, погружения в первобытную стихию хаоса. Еще сильнее эту стихию подчеркивает заполнившая номер вода. Иными словами, эксперименты по расширению сознания рано или поздно возвращают человека на уровень доисторического существа.

"Страх и ненависть в Лас-Вегасе": что стоит за приключениями двух наркоманов Страх и ненависть в Лас-Вегасе, Фильмы, Джонни Депп, Бенисио Дель Торо, Хантер Томпсон, Длиннопост, Спойлер

В чем смысл гонок?


Гонка «Минт 400», репортаж о которой должен написать Люк — символический образ гонки за успехом, тех самых «крысиных бегов», которые так критиковала контркультура 1960-х. Еще один иронично трактуемый образ — это «Великая американская мечта». Ее символизирует американский флаг, который таскают с собой герои и который в итоге выглядит как тряпка.

"Страх и ненависть в Лас-Вегасе": что стоит за приключениями двух наркоманов Страх и ненависть в Лас-Вегасе, Фильмы, Джонни Депп, Бенисио Дель Торо, Хантер Томпсон, Длиннопост, Спойлер

В чем смысл имен Гонзо, Люси и Элис?


Фильм Гиллиама буквально нашпигован аллюзиями, реминисценциями и скрытыми цитатами, и имена персонажей — не исключение. «Гонзо» переводится с английского как «спятивший», «полоумный». Можно вспомнить и т.наз. «гонзо-журналистику»: саркастические и крайне субъективные репортажи, часто написанные от имени фриков в духе абсурда (кстати, Томпсон является крестным отцом гонзо-журналистики). Имя Люси отсылает к нас к культовой песне Леннона «Lucy in the Sky with Diamonds». Многие воспринимали название песни как зашифрованное упоминание наркотика ЛСД, хотя сам Леннон категорически отвергал такую трактовку. Ну, а Элис — это Алиса, попавшая не в волшебную страну, а в номер двух наркоманов, не уступающий волшебной стране в сюрреалистичности.

"Страх и ненависть в Лас-Вегасе": что стоит за приключениями двух наркоманов Страх и ненависть в Лас-Вегасе, Фильмы, Джонни Депп, Бенисио Дель Торо, Хантер Томпсон, Длиннопост, Спойлер

Интересные факты


«Страх и ненависть…» — не первое обращение кинематографистов к прозе Томпсона: в 1980 г. по его романам был снят фильм «Там, где бродит бизон»; в 1995 г. — фильм «Лучше, чем секс»; в 2011-м — «Ромовый дневник», причем в последнем фильме главную роль снова играет Д.Депп.


В «Страхе и ненависти в Лас-Вегасе» зритель видит Томпсона в клубе «Матрица», где он восклицает: «Это был я… Матерь Божья! Это же я!». Писатель не только снялся в эпизоде, но и активно помогал Джонни Деппу войти в роль — вплоть до того, что собственноручно побрил ему голову.

"Страх и ненависть в Лас-Вегасе": что стоит за приключениями двух наркоманов Страх и ненависть в Лас-Вегасе, Фильмы, Джонни Депп, Бенисио Дель Торо, Хантер Томпсон, Длиннопост, Спойлер

Материал

Всё о кино

19.8K поста58.1K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

1. Запрещено нарушать основные правила Пикабу (нет спаму, оскорблениям, вбросам, рекламе, политике).

2. Запрещены посты не по теме, посты о поиске фильмов и неинформативные посты. В случае несоответствия тематике сообщества или неинформативности пост будет удален в общую ленту.

3. Категорически запрещены спойлеры без специального тега или предупреждения как в постах, так и в комментариях.

4. Ставьте корректные теги при создании поста и указывайте в названии суть. Для постов с видеообзорами обязательно указывать тег "видеообзор". Для постов с видео c Youtube рекомендуется указывать название канала в тегах и небольшое описание, чтобы было понятно о чём это видео.

5. Запрещено целенаправленное разжигание негатива с отсутствием всякой аргументации. Авторы регулярных токсичных и агрессивных комментариев будут блокироваться. Давайте поддерживать дружественную атмосферу и уважать друг друга.

6. Будьте грамотны при составлении поста. В случае множественных ошибок в тексте пост будет удален в общую ленту, а автор, в случае неоднократного несоблюдения правил, заблокирован.

7. В сообществе не приветствуются фэйки, вбросы, теории заговора, конспирология и параноидальные бредни.

8. Запрещены посты о ТВ-шоу и реалити-шоу сомнительного качества в очевидно рекламных целях.

15
Автор поста оценил этот комментарий

Никогда не пытался найти смысл в этом фильме. Для меня это фильм в коллекции, где-то рядом с "Автостопом по галактике", и линейкой "Клерки" - "Догма". Чуваки на трипе доходят до ручки, что в конце концов пугает их самих, какие-то трактовки что табуреты на трёх ножках символизируют святую троицу к таким лентам, ИМХО, лишние. Они типа как без морали. Жыза, которая если и грузит, то на тему "стоит ли так проводить жизнь?". Причёт не тем, что показывает тебе сильных и успешных, а вроде как простых ребят, которые по сути ничего так и не сделают за весь фильм, и это прекрасно.

раскрыть ветку
5
Автор поста оценил этот комментарий
Он Дюк а не люк,поправьте пожалуйста текст
раскрыть ветку
8
Автор поста оценил этот комментарий
Оригиналы, в том самом "трипе" .
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку
2
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Комментарий удален. Причина: данный аккаунт был удалён
4
Автор поста оценил этот комментарий

А нет ли опечатки?

"Кто-то предлагал заниматься войной, а не любовью"

Что то мне кажется, что хотели сказать нечто обратное