Смысл фильма «Парфюмер. История одного убийцы»

Но они не смогут не поддаться аромату. Ибо аромат – это брат дыхания. С ароматом он войдет в людей, и они не смогут от него защититься, если захотят жить. А аромат проникает в самую глубину, прямо в сердце, и там выносит категорическое суждение о симпатии и презрении, об отвращении и влечении, о любви и ненависти. Кто владеет запахом, тот владеет сердцами людей.

Парфюмер: История одного убийцы

Perfume: The Story of a Murderer, 2006 год

Жанр: фэнтези, драма

Страны: Германия, Франция, Испания, США

Режиссёр: Том Тыквер

КиноПоиск:7,7 из 10

IMDb:7,5 из 10

Смысл фильма «Парфюмер. История одного убийцы» Парфюмер, Фильмы, Спойлер, Длиннопост
Смысл фильма «Парфюмер. История одного убийцы» Парфюмер, Фильмы, Спойлер, Длиннопост

Фильм «Парфюмер. История одного убийцы» — экранизация всемирно известного романа писателя Патрика Зюскинда, которого нередко называют «немецким Сэлинджером» за отшельнический образ жизни.


Книга и фильм


Вышедший в 1985 году роман Зюскинда имел бурный успех, сразу же став бестселлером. Вскоре после появления книги, к ней стали проявлять интерес режиссеры с мировым именем, включая Милоша Формана, Мартина Скорсезе, Тима Бёртона, Стэнли Кубрика. Последний, впрочем, снял свое предложение, посчитав творение некинематографичным.


Лишь в 2001 году Зюскинд решился передать права на экранизацию фильма, при этом сумма сделки составила 10 миллионов евро. Съемку киноленты продюсер доверил режиссеру Тому Тыкверу. На выбор повлияло как немецкое происхождение кинематографиста, так и его любовь к Франции (Патрик Зюскинд, несколько лет проживший в Париже, считает себя франкофилом).


Режиссер бережно отнесся к роману: в фильме сохранены основные герои и эпизоды произведения. Изменены лишь некоторые детали, кроме того, ради динамичности сюжета выпущен период, который главный герой проводит в горах и в качестве гостя маркиза.


При этом Тому Тыкверу удалось донести до зрителей самое важное – особую атмосферу книги, насыщенную ароматами Франции XVII века, а также многоплановость произведения.

Смысл фильма «Парфюмер. История одного убийцы» Парфюмер, Фильмы, Спойлер, Длиннопост

Начало фильма


В первых кадрах фильма мы видим судей, зачитывающих приговор черноглазому юноше. Согласно вердикту, подмастерье парфюмера Жан-Батист Гренуй приговорен судом к мучительной казни. Собравшаяся на площади толпа ликует, выражая полное одобрение столь суровому наказанию.


В чем же провинился молодой человек? Перед нашими глазами начинает последовательно развертываться картины его жизни, несущие важное смысловое значение.

Смысл фильма «Парфюмер. История одного убийцы» Парфюмер, Фильмы, Спойлер, Длиннопост

Рождение и детство


Как сообщает голос за кадром, младенец, которому было суждено стать величайшим гением в парфюмерном мире, появился на свет в Париже XVII века. Его мать – торговка с рыбного рынка – бросила новорожденного среди отбросов.


Возможно, именно их запах заставил малыша кричать, что спасло ему жизнь – плач был услышан полицейским, подобравшим ребенка. Однако крик стал и причиной гибели матери младенца, которую казнили по подозрению в детоубийстве.


Маленький Жан-Батист Гренуй попадает в приют, где он начинает познавать мир. Именно тогда и выяснилась необычность мальчика, который отказывался от слов и визуальных впечатлений, однако тонко чувствовал оттенки ароматов.

Смысл фильма «Парфюмер. История одного убийцы» Парфюмер, Фильмы, Спойлер, Длиннопост

Девушка со сливами


В возрасте 13 лет мальчик становится подмастерьем в дубильной лавке, по-прежнему ощущая над собой власть запахов, ради постижения которых он совершает долгие прогулки по Парижу. Во время одной из них он встречает прекрасную рыжеволосую девушку, несущую корзинку с желтыми сливами.


Привлеченный не столько ее красотой, сколько пленительным запахом подросток не может оторваться от нее. В исступлении он убивает красавицу, стремясь сохранить для себя аромат ее кожи. Однако сделать это ему не удалось, и Гренуй чувствует себя опустошенным и беспомощным.


По словам режиссера, именно этот эпизод стал для него ключевым в романе. Ведь уловив прекрасный аромат девушки, гениальный парфюмер поставил себе сверхзадачу – воссоздать его.

Смысл фильма «Парфюмер. История одного убийцы» Парфюмер, Фильмы, Спойлер, Длиннопост

Ученичество у Бальдини


Стремясь познать искусство создания духов Жан-Батист, поступает в ученики к итальянскому парфюмеру Бальдини. Отношения между хозяином и слугой напоминают историю Моцарта и Сальери. Старый итальянец создает ароматы, раскладывая их на составляющие и точно рассчитывая унции и граны, тогда как Гренуй опирается на интуицию, которая никогда его не обманывает. Сцены ученичества чрезвычайно важны в смысловом плане: юный парфюмер обретает свои силы и уверенность в своем мастерстве, чтобы самостоятельно начать работу над давно задуманным эликсиром.

Смысл фильма «Парфюмер. История одного убийцы» Парфюмер, Фильмы, Спойлер, Длиннопост

Грасс и идея фикс


Решив продолжить свое обучение, юноша отправляется в столицу духов – Грасс, где он устраивается младшим подмастерьем к вдове парфюмера. Случайная встреча с красавицей Лаурой, от кожи которой исходит благоуханье, утверждает его в намерении создать духи невероятной волшебной силы.


Гренуй проводит ряд экспериментов, стараясь выяснить оптимальный метод, позволяющий извлечь эссенцию запаха молодости и красоты. Он решает, что его парфюм будет состоять из 13 нот, для создания которых ему понадобятся тела юных девственниц. Как ловкое животное, юноша начинает охоту за ними, создавая вытяжки и отбрасывая трупы.

Смысл фильма «Парфюмер. История одного убийцы» Парфюмер, Фильмы, Спойлер, Длиннопост

Триумф и гибель


12 нот собрано в духи. Однако, по мнению Жан-Батиста, в букете не хватает красоты и благоухания Лауры. Чувствуя опасность, отец девушки старается спрятать ее, но тщетно – в момент прихода полицейских он завершает составление духов.


Мы вновь возвращаемся к начальным кадрам фильма: смертный приговор вынесен – жить преступнику осталось немного. Однако Гренуй наносит на себя каплю «волшебного» парфюма и настроение толпы резко меняются: только что жаждущие крови зрители, внезапно начинают превозносить юношу, а затем, объятые желанием, устраивают бурную оргию.

Смысл фильма «Парфюмер. История одного убийцы» Парфюмер, Фильмы, Спойлер, Длиннопост

Ускользнувший от правосудия парфюмер отправляется в Париж к месту своего рождения. Стремясь заглушить вонь или вызвать экстаз, он обливает себя духами – и на него набрасываются торговки и другие обитатели рынка, которые, воспылав любовью, разрывают Гренуя на куски.

Смысл фильма «Парфюмер. История одного убийцы» Парфюмер, Фильмы, Спойлер, Длиннопост

Многомерность фильма «Парфюмер»


Жанр киноленты, как и книги достаточно сложно определить. В ней легко отыскать «готические», детективные и социальные мотивы. При этом сам режиссер Том Тыквер в одном из интервью назвал «Парфюмера» «костюмной» драмой.


Вряд ли можно согласиться с маэстро, ведь помимо весьма подробного повествования о жизни Парижа и Прованса в Эпоху Просвещения, в фильме (вслед за книгой) прослеживается несколько глубоких философских подтекстов.


Гренуй в фильме показан как эгоист, идущий на поводу своих страстей, но даже полное исполнение желаний не приносит ему счастья, а ведет к гибели.


Впрочем, насколько виноват гениальный самоучка-парфюмер, вынужденный с раннего детства вести борьбу за существование? Тем более, что убийство для него не развлечение, а всего лишь единственно возможный для него способ достижения цели.


Поднимая этот вопрос, авторы близко подходят к теме научной этики, которая касается ответственности ученых как за проведение экспериментов, так и за использование результатов.


Рассказ о человеке с гениальными способностями, который использует преступно созданный эликсир ради всенародной любви, странным образом сближается с судьбами диктаторов, идущих к вершинам власти по трупам.


Наконец, если откинуть глубокий подтекст, «Парфюмер» можно рассматривать и как захватывающее повествование о таинственной власти аромата, которые могут вызывать ненависть и любовь. Тыкверу удалось наполнить запахами визуальное пространство настолько убедительно, что многие зрители начинают принюхиваться уже на двадцатой минуте фильма.

Смысл фильма «Парфюмер. История одного убийцы» Парфюмер, Фильмы, Спойлер, Длиннопост

Материал

Всё о кино

19.9K пост58.3K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

1. Запрещено нарушать основные правила Пикабу (нет спаму, оскорблениям, вбросам, рекламе, политике).

2. Запрещены посты не по теме, посты о поиске фильмов и неинформативные посты. В случае несоответствия тематике сообщества или неинформативности пост будет удален в общую ленту.

3. Категорически запрещены спойлеры без специального тега или предупреждения как в постах, так и в комментариях.

4. Ставьте корректные теги при создании поста и указывайте в названии суть. Для постов с видеообзорами обязательно указывать тег "видеообзор". Для постов с видео c Youtube рекомендуется указывать название канала в тегах и небольшое описание, чтобы было понятно о чём это видео.

5. Запрещено целенаправленное разжигание негатива с отсутствием всякой аргументации. Авторы регулярных токсичных и агрессивных комментариев будут блокироваться. Давайте поддерживать дружественную атмосферу и уважать друг друга.

6. Будьте грамотны при составлении поста. В случае множественных ошибок в тексте пост будет удален в общую ленту, а автор, в случае неоднократного несоблюдения правил, заблокирован.

7. В сообществе не приветствуются фэйки, вбросы, теории заговора, конспирология и параноидальные бредни.

8. Запрещены посты о ТВ-шоу и реалити-шоу сомнительного качества в очевидно рекламных целях.

23
Автор поста оценил этот комментарий

Фильм хорош, но книга гораздо лучше. В ней намного больше смысла, сценарий фильма многое упустил. Главной особенностью Гренуя (кроме феноменальной чувствительности обоняния) в книге было полное отсутствие собственного запаха. Из-за этого с детства никто не воспринимал его как личность, никто не замечал. Идея романа была в том, что запах - главная составляющая личности человека с точки зрения окружающих. Именно запах человеческого тела стремился создать Гренуй, и в книге это ему удалось - он создал парфюм, который наделял его обычным запахом. Хорошо описано, как меняется отношение людей к нему после этого - его начинают замечать. После этого героя осеняет мысль о создании идеального аромата, который заставит людей любить его и восхищаться им. Ему очень хочется любви, так как он всю жизнь был одинок и только мечтал о человеческих чувствах. Финал в книге трагичен потому, что Гренуй, получивший всеобщее обожание, понимает, что для него ничего не изменилось, и его душа любить не способна. В фильме показано просто событие, а книга рассказывает, что это было своебразное самоубийство разочарованного и разуверившегося человека. Так что можно сказать, что книга гораздо романтичнее фильма, наполнена более глубоким смыслом.

раскрыть ветку
3
Автор поста оценил этот комментарий

К сожалению в фильме действительно отсутствуют важные детали из-за чего ГГ выглядит эдаким "нацистским учёным", маньяком стремящимся к познанию и совершенству с единственной целью создать сверхаромат, которой он и посвящает свою жизнь. Скорей он похож на героя "Коллекционера", а не "Парфюмера". Совершенно упущено "второе дно" из-за чего и финал выглядит несколько чуждым и несуразным. В общем @Darkariel всё правильно написал.

12
Автор поста оценил этот комментарий

Вообще-то книгу написал Зюскинд.  И написал настолько талантливо, что Тыквер, как по мне, один из немногих режиссеров, который хотя бы не сильно испортил. Посита1те книгу, даже в переводе поражает богатством языка и стиля автора. Как он описывает запахи - это просто гениально. Есть у Зюскинда еще Контрабас. Тоже восхитительное произведение, там он так же изысканно описывает звук. Ну а для души - Повесть о господине Зоммере. Удачи.

раскрыть ветку
4
Автор поста оценил этот комментарий

Охуенный же фильм. А видел его только раз, когда вышел. Пересмотреть надо.

1
Автор поста оценил этот комментарий

Фильм не смотрела, но книгу прочла пару лет назад. Было очень странное чувство - читать жутко интересно,  но некое отвращение присутствует.

Одновременно мерзко и очаровательно.