Смирение и послушание

«Нет, ну надо же!», - бормотал себе под нос отставной штабс-капитан Евграфий Петрович Каляпин. «Снова эта холера ворует. Мало было дураку палок в прошлый раз – взялся сызнова за старое. Ничего-ничего, в этот раз так его накажу, что век не забудет, не станет более замышлять худого. Вот те крест!»

С этими словами Евграфий Каляпин, прихрамывая на левую ногу и истово крестясь, вошел под крышу ветхого сарая, стоявшего в дальнем углу фруктового сада. Почти докончив переведенную с немецкого книгу «Касаемо вопроса распоряжения землей и работниками», помещик Каляпин уяснил, что крепостные ничем не лучше инструмента, пользуемого в поле и огороде, а где-то даже и хуже, ведь имеют они язык и могут роптать. Вдобавок устают без меры и жрут в три горла.


Книжная ученость, живительной влагой смочившая иссыхающий мозг Каляпина, не возымела бы столь сильного эффекта, если помещик читал бы и другие книги об устройстве жизни в усадьбе. Увы, из Петербурга он выписывал для жены, недавно почившей, лишь любовные романы.


Наконец пришел тот день, когда можно испробовать немецкую диковину, машину «Смирения и послушания», в действии. Она была изготовлена плотником села Михайлова Гора, которое находилось недалеко от усадьбы. Работа велась по чертежам, представленным в заморской книге, шла трудно и результат имела неизвестный.


На платформе, выполненной из досок, был установлен деревянный стул необычной конструкции: без ножек, но с деревянным штырем, который тянулся от низа сидушки к полусфере основы, плотно закрепленной в самой платформе. Такая конструкция заставляла человека постоянно поддерживать баланс, чтобы не завалиться и не удариться головой о деревянный пол платформы. Торс наказываемого надежно притягивалась к спинке стула тремя кожаными ремнями.


В углах платформы, на четырех высоких подставках были закреплены факелы, разгонявшие темноту сарая. Рядом со стулом «Смирения и послушания» стояло мягкое кресло, обитое дорогим сукном бордового цвета, которое предназначалось для экзекутора – помещика Каляпина. Тут же стоял столик со свежими ягодами, фруктами и вином – предполагалось, что «научение уму» будет длиться всю ночь, поэтому для поддержания сил было решено добавить и этот предмет мебели.


Немецкая книга без дела лежала на деревянной платформе, около кресла Евграфия Каляпина. Она была открыта на той странице, где начинались исчерпывающие инструкции, как отучить работника от вредных поступков, используя передовой опыт.


Каляпин подошел к неустойчивому стулу, оперся на него рукой и чуть не упал, когда стул резко отклонился в сторону. Удовлетворенно хмыкнув, он сел в свое мягкое кресло, налил терпкого вина в хрустальный бокал, надкусил грушу и стал ждать.


Ждать пришлось недолго: дворовые люди вели на место наказания Порфирия Глутина, юношу лет шестнадцати, который украл у Каляпина курицу, после чего зажарил ее и съел. До этого из чудесного сада помещика он воровал яблоки, а еще раньше и вовсе груши. Каждый раз били его палками, Порфирий каялся, говорил, что больше красть не станет, но все повторялось.


Дворовые люди перекрестились, войдя в сарай и увидев помост, на котором располагался необычный стул, а в кресле сидел их помещик. Один старикашка бахнулся на колени и начал умолять, чтобы Порфирия «не садили на бесовский стул, а побили палками». Его быстро подняли и вытолкали за дверь сарая.


Каляпин, словно священник на амвоне, достал из кармана помятый листок и начал читать своей «пастве»:


«В сей день мы собрались здесь, чтобы не только наказать Порфирия Глутина, но чтобы научить его добрососедству и уважению к своему помещику, то есть ко мне, Евграфию Каляпину. Для целей этих сооружен сей стул. Садись, Порфирий, не бойся. Во благо это тебе пойдет».


Закончив речь, Каляпин махнул рукой и два мужика усадили напуганного до смерти Порфирия на стул и начали крепко затягивать кожаные ремни.


В сарае к этому моменту набилось человек двадцать дворовых, не считая собак. Порфирий с непривычки потерял равновесие и, заваливаясь на бок, выставил руки и, оттолкнувшись от деревянного настила, опять занял вертикальное положение. Смотря на подобные акробатические этюды, толпа крепостных охала и крестилась, а Каляпин, похожий на кота, облопавшегося сметаной, беззвучно бил в ладоши.


Удостоверившись, что наказываемый уяснил, как сохранять равновесие, Евграфий Каляпин положил книгу «Касаемо вопроса распоряжения землей и работниками» к себе на колени и начал зачитывать последовательность действий, необходимых для вразумления нерадивого работника.


- Итак, пункт 1: «Спросите провинившегося осознает ли он свою вину». Ога. Порфирий, пес ты куцый, понял ли, что натворил?


- Ваше благородие, каюсь, виноват, - быстро ответил юноша, широко расставив руки в стороны и извиваясь на шатком стуле, чтобы снова не упасть.


- Молодец. Цифирь 2: «Если провинившийся не осознал вину, то свяжите ему руки за спиной. Пущай бездумной головой своей бьется об пол деревянный, а ежели осознал, то все равно свяжите, пущай прочувствует вину свою». А ну-ка, подсобите!


На помост, освящаемый мерцающим светом факелов, поднялся кузнец и ловко перевязал руки Порфирия бечевой. Юноша мгновенно бухнулся на пол и потерял сознание. Из разбитого носа и лба струйкой потекла кровь.


Крепостных не удивил вид крови, однако изуверство, из-за которого эта кровь появилась, привело их в оторопь. Повисла могильная тишина. Евграфий Каляпин посмотрел на тело юноши: под головой собралась лужица крови, а грудная клетка не вздымалась. Штабс-капитан послюнявил палец и перелистнул страницу мудрой книги. В зловещей тишине он прочитал вслух очередной пункт:


- Цифирь три: «Сей труд переводил Яким Грек для помещика Кобылова, который, сукин сын, не заплатил обещанного, поэтому далее браню его, на чем свет стоит. Устройство, описанное мной доселе, есть плод моего воображения. Животину палкой не вразумишь - человека и подавно. А тайну немецкую о том, как привести к смирению и послушанию, заберу с собой в могилу.»


Каляпин быстро пробежал оставшиеся несколько страниц, которые в самых грубых выражения описывали качества помещика Кобылова, и громко выругался.


- Развязывай Порфирия, - приказал Каляпин. - Дрянная вещь эти ученые книги. Прочитал одну, и та врет.


Кузнец поднялся на платформу и осмотрел тело юноши:


- Ваше благородие, мертвой он.


- Ах ты ж, загубил! Развязывай и неси до дома.


Крепостные начали креститься и причитать, бабы зарыдали. Кузнец развязал руки, и неожиданного тело Порфирия заняло вертикальное положение и замерло. Все разом выдохнули и, как загипнотизированные, смотрели на восставший труп. Секундное замешательство превратилось в панику, когда живой труп открыл глаза и зло посмотрел на своего мучителя - Евграфия Каляпина.


Штабс-капитан ойкнул и поковылял прочь из сарая, расталкивая крепостных, которые также пустились наутек, увидя подобную чертовщину.


Между тем Порфирий освободился от ремней, вытер рукавом кровь с лица, сел в кресло помещика откусил яблоко и запил его вином. Возбужденные голоса людей раздавались за стенами сарая. Кто-то предлагал бежать за священником, чтобы изгнать беса из тела Порфирия. Услышав это Порфирий широко улыбнулся, отпил вина и подумал:


- Бес из меня что надо получился. А вот докончу бутылку вина и тарелку с яствами и из беса стану смирненьким и послушненьким человеком божьим.


Порфирий не стал дожидаться, когда его все таки накажут за воровство и в ту же ночь сбежал от помещика - поминай как звали. После случившегося Евграфий Каляпин стал еще более набожным и крепко запил, а через полтора года разделил со своей умершей женой тайну загробного мира. Чудо-стул забрала детвора и вкопала в илистое дно реки. Получилось нечто напоминающее шаткую площадку для прыжков в воду. Стоило определенного мастерства вскарабкаться на сиденье, удержаться и, оттолкнувшись как следует ногами, войти «рыбкой» в воду.


Спасибо тем, кто дочитал до сих пор!

Авторские истории

31.4K постов26.6K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Авторские тексты с тегом моё. Только тексты, ничего лишнего

Рассказы 18+ в сообществе https://pikabu.ru/community/amour_stories



1. Мы публикуем реальные или выдуманные истории с художественной или литературной обработкой. В основе поста должен быть текст. Рассказы в формате видео и аудио будут вынесены в общую ленту.

2. Вы можете описать рассказанную вам историю, но текст должны писать сами. Тег "мое" обязателен.
3. Комментарии не по теме будут скрываться из сообщества, комментарии с неконструктивной критикой будут скрыты, а их авторы добавлены в игнор-лист.

4. Сообщество - не место для выражения ваших политических взглядов.

Автор поста оценил этот комментарий
Чудный рассказ, прям вот 18 века автор как будто.
Автор поста оценил этот комментарий

Привет! Да, мой.

Автор поста оценил этот комментарий
Добрый денечек! Текст ваш?