Сирень

* * *


- Комиссия. Опять комиссия! Целыми днями, то проверки, то отчёты, то учёты. А когда, спрашивается, детей учить.


- Мария Александровна, а как вы предлагаете вести контроль? Пустить всё на самотёк? Тогда вообще никто работать не будет.


- Хорошие учителя будут.


- И сколько их по-вашему? Да и кого считать хорошим? Вот, как вы считаете, Рянин — хороший?


- Насколько мне известно, да.


- А я вот зашла недавно к нему на урок. Из тридцати детей в классе только двадцать. Шум, гам, бумажки летают. А учитель с пятью своими любимчиками возле доски собрались, какую-то задачу разбирают. Разве это дело?


- А что тут такого? Это хорошие ребята. На олимпиадах призовые места занимают. Корольков даже на республиканскую выходил.


- А остальные?


- А что остальные? Остальным эта математика и даром не нужна.


- Может им и не нужна. Только они потом на едином экзамене по двадцать баллов по получают и снизят нам статистику. Вы поймите, у нас есть программа. Перед нами поставлена задача, чтобы все или хотя бы большинство, получили определённый объём знаний. Если кто-то один получит много, а остальные шиш — нам спасибо не скажут.


- А так скажу, Нина Михайловна. Знания — это такая вещь которую нельзя дать. Её можно только взять.


* * *


- Маша и Миша решили купить букварь, у Маши не хватало 7 рублей, а у Миши не хватало 1 рубля, они сложили свои деньги, но им все равно не хватило. Сколько стоит букварь и сколько денег у Маши и Миши? - Евгений Михайлович Рянин прочитал задачу, и, как обычно, хитро прищурился, оглядывая класс.


Сегодня детей было ещё меньше обычного. Даже для весны: когда и болезней больше, и прогульщики активизируются.


«А ведь это только пятый класс» - с грустью подумал учитель, - Хотя с другой стороны, так даже тише».


На задних партах слегка шумели отвязные ребята: то ли в карты играли, то ли в точки. Девочки-отличницы, сидящие по центру, старательно записали условия задачки. Два способных ученика за второй партой начали перешёптываться обсуждая решения. За передней одиноко сидел новый ученик. Мальчик был совсем юный, лет восьми. Переведённый с нового года. Его роста едва хватало, что бы делать записи в тетрадке. Зато сообразительности хватило бы на троих пятиклассников.


«Юный гений» - так описала его директриса и шепотом добавила, - «Не обижайтесь, на нас надавили сверху».


Но Рянин не обиделся, а наоборот не мог нарадоваться на новенького: так быстро тот всё схватывал.


- Я… то есть мы решили! - нарушил тишину один из способных учеников.


- И каков ответ?


- Семь рублей! У Маши вообще нет денег.


-Хм… А ход решения?


- Мы… э-э-э просто... перебрали все варианты.


- У кого есть другие решения? Да, Катя.


- Я решила по другому. Составила два уравнения. Вернее два неравенства. Пусть Миша — это «a», Маша — это «b». А букварь стоит «х». Тогда получается, а — 7 < x, b — 1 < x. Если их объединить то получится «a — b = 6». То есть у Миши больше денег на шесть рублей. Если бы у Маши был хотя бы один рубль, то им бы хватило. Значит у неё меньше одного, а это — ноль.


- Молодец. Всё верно. Но… давайте рассмотрим все возможные варианты. Может ли у Маши быть меньше одного рубля, но больше нуля?


- Пол рубля, что ли?


- А почему нет? Половина рубля — это пятьдесят копеек. Тогда у Маши пятьдесят копеек. У Миши — шесть пятьдесят. А букварь стоит семь пятьдесят. Вы уже в пятом классе, а значит знаете дроби.


- Тогда… у Маши может быть и двадцать пять копеек, у Миши шесть двадцать пять, а букварь стоит семь двадцать пять.


- Правильно, Егор. И такое решение тоже верно. Получается, что у Маши может быть любое кол-во денег от нуля до девяноста девяти копеек включительно. То есть задача имеет сколько вариантов решения?


- Сто?


- Да. Если мы не будем делить копейки. Не бывает же таких денег, как полкопейки, да? Хотя в электронных деньгах — бывает. Как в каких-нибудь биткоинах.


Дети, которые слушали, заулыбались.


- А почему денег у Маши не может быть меньше нуля? - вдруг спросил новенький.


- Так не бывает! - возмутился Егор.


- Числа не могут быть меньше нуля! - снисходительно объяснила Катя и уточнила у учителя, - Так ведь, Евгений Михайлович?


- Мы пока это не проходили, но вообще-то существуют числа меньше нуля. Они называются отрицательные числа. И вы сами их встречали? Например, температура в градусах цельсия. Бывает ведь ниже нуля. Да? Или высота. Обычно за нулевую принимают уровень моря. Если что-то выше, то это положительная высота. А если ниже?


- Отрицательная, - ответил Егор, - Только это уже не высота, а глубина получается.


- Правильно. Что Для высоты отрицательно, то для глубины — положительно. И наоборот. А теперь вернёмся к задаче. Когда речь идёт о деньгах. То деньги имеющиеся в наличие — это положительные числа. А как бы вы назвали назвали деньги в отрицательном значении.


- А! Я понял! - воскликнул Егор, - Это долги!


- Точно.


- То есть, если Маша должна магазину один рубль… то у Маши — один отрицательный рубль. У Миши тогда… э-э-э — пять рублей. А букварь стоит шесть рублей.


- А сколько всего новых вариантов решения? Да, Игорь?


- Я думаю, что ограничителем будет цена букваря. Она не может быть равна нулю и быть меньше нуля. Значит если букварь стоит одну копейку, то у Миши минус девяносто девять копеек, а у Маши минус шесть девяносто девять. То есть всего… шестьсот девяноста девять решений.


В дверь постучали и в класс заглянула завуч:


- Евгений Михайлович, можно вас на минутку.


- Да, конечно. Ребята, пока решайте задачу 12.51, - Рянин вышел в коридор, - Что-то случилось, Мария?


- Случилось, Женя, случилось. Арцебашева сбила машина…


- О, господи! Насмерть?


- Нет, что вы, нет. Всё хорошо, даже без переломов обошёлся. Но… вы же понимаете, инцидент зафиксировали в ГиБДД. А так как мальчик должен был быть в школе, то…


- ...Они хотят обвинить нас.


- Уже обвинили, - Мария Александровна поморщилась, - И.. мне очень жаль. Но вас, как классного руководителя временно отстранят. Это… в интересах школы.


- Что ж… очень жаль.


- И, Женя... это уже между нами… но я бы вам посоветовала уже искать новую работу.


- Всё настолько плохо? - голос учителя дрогнул.


- Нет, но директрисе нужен стрелочник. При желании, она могла вас прикрыть, но… боюсь, желания этого нет.


- Спасибо, Мария.


- Мне жаль, что так вышло.


- Мне тоже.


В классе по-прежнему было шумно. Ученики на задних партах над чем-то смеялись. А на передних о чём-то горячо спорили. Даже, обычно тихие, девочки. Лишь Игорь сохранял спокойствие.


- Ну, как успехи? - бодро поинтересовался Рянин.


- Евгений Михайлович, мы решили задачу, но у нас получились разные ответы, - пожаловался Егор.


- Давайте разбираться. Только, с вашего позволения, я для начала открою форточку.


В открытое окно ворвался свежий весенний ветер, пахнущий сиренью.


«Запах чернил» - подумал Евгений Михайлович, глубоко вздохнув, и заморгал так часто, как только возможно.


* * *


Другие рассказы автора размещены тут.


И как обычно, хотелось бы ещё пару слов (желательно цензурных) о недочётах недостатках. )

Авторские истории

31.8K поста26.7K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Авторские тексты с тегом моё. Только тексты, ничего лишнего

Рассказы 18+ в сообществе https://pikabu.ru/community/amour_stories



1. Мы публикуем реальные или выдуманные истории с художественной или литературной обработкой. В основе поста должен быть текст. Рассказы в формате видео и аудио будут вынесены в общую ленту.

2. Вы можете описать рассказанную вам историю, но текст должны писать сами. Тег "мое" обязателен.
3. Комментарии не по теме будут скрываться из сообщества, комментарии с неконструктивной критикой будут скрыты, а их авторы добавлены в игнор-лист.

4. Сообщество - не место для выражения ваших политических взглядов.

19
Автор поста оценил этот комментарий

Как мама двух дочерей девятиклассниц рассказ очень оценила. Одна дочь ходит в гимназию, где их дрючат, дают много заданий, но родители чаще всего недовольны (не так преподают, дитачку в попу не целуют, и вообще, я сама преподаю в университете). Вторая дочь ходит в обычную школу, так там вообще мрак - учителя просто забили на работу (учитель русского прямым текстом говорит, что готовить к экзаменам не будет, потому что ему за это не платят, учителя математики заменили после нового года, недовольство родителей фонтанирует через край, но не всегда по делу).

А мне просто страшно. Я хорошо помню, как училась в школе, как с нами занимались на кружках, на внеклассных занятиях, как много сил преподаватели в нас вложили. Мы тоже были далеко не подарками: шалили, прогуливали, срывали уроки (иногда).

Но учитель был царь и бог в классе: мог наказать, выгнать с урока, отвести к директору, вызвать родителей в школу или оставить дежурить (мыть класс после уроков). Учителей уважали и любили, за очень редким исключением. Были те, кого не уважали и не любили, но их боялись.

А сейчас детям ложить на всех, учителя -пустое место, очень часто и родители пустое место. Нет ни страха, ни желания учиться, ни примера для подражания. А это грустно и страшно.

У моих дочерей я пока авторитет, но хватит ли моего авторитета до 11 класса? Ответа нет...

Поэтому репетиторы, там, где я уже не помню или не знаю, скачанные советские учебники и волшебные звездюлины, которые прекрасно лечат лень и хитрость)))

раскрыть ветку
4
Автор поста оценил этот комментарий
Рассказ прекрасен, на мой взгляд, искренний и душевный!
А теперь комментарий не к Вашему творчеству, а к сути проблемы, которая Вас, очевидно, беспокоит. Мой сын, аспирант Московского ВУЗа, занимается исследованиями в области образования. Недавно они исследовали "малобюджетные" школы (в сёлах, аулах), пытаясь понять - почему при прочих равных из одних школ выпускаются дети с высоким уровнем образования, а в других - беда. Исследование масштабное, несколько регионов, подробнейшие анкеты... Так вот, по результатам вышло, что единственный важный показатель - наличие идеи о том, как сделать жизнь школы интересной, у директора образовательной организации. Ни уровень образования педагогов, ни уровень жизни родителей детей, - вообще не важны. Я это понимаю так: кто заинтересовал, то и прав! Вывод: учителей в ВУЗах должны учить мотивировать, а это возможно, только если замотивировать их самих.
раскрыть ветку
3
Автор поста оценил этот комментарий

Я один такой дурак, что не смог решить задачу? Ну в уме, без бумажек, неравенств и иксов?

раскрыть ветку
3
Автор поста оценил этот комментарий

«Запах чернил» - подумал Евгений Михайлович, глубоко вздохнув, и заморгал так часто, как только возможно......

А что вы хотите, сердце. Сказал седой врач скорой помощи....

раскрыть ветку
4
Автор поста оценил этот комментарий

Интересно то как... А главное весь срач на тему учителей вместился в один рассказ)))

@alya130666 @Lipotika

раскрыть ветку