Штурман Рабоче-Крестьянского Красного Флота Колчак

Это пост не о герое романа в жанре альтернативной истории и не об однофамильце печально известного адмирала Колчака.


Владимир Александрович Колчак -  капитан-лейтенант Балтийского флота военно-морских сил СССР, офицер из последнего основного выпуска Императорского Морского кадетского корпуса, участник Первой мировой, троюродный брат адмирала Колчака.

Штурман Рабоче-Крестьянского Красного Флота Колчак История (наука), Флот, Биография, Длиннопост, Владимир Колчак

Владимир Александрович Колчак родился в 1897 году в Кронштадте в семье морского офицера Александра Фёдоровича Колчака  — из младшей ветви рода Колчаков,


Владимир Александрович Колчак окончил Императорский Морской Кадетский корпус в 1916 году — последний основной выпуск, в мичмана произведён 30 июля. В списке Владимир Колчак указан первым вообще, а также — из названных директором Корпуса («первый по праву выбора морей» — Балтийское море), что предопределено приказом Морского министра — как гласит примечание документа.


Особое положение первенства выбора подразумевало таковой не в виде прямого назначения, а «по отчислении …от Корпуса», то есть до апреля 1917 года он служит при последнем, где находился и во время Февральской революции. Далее — назначен вахтенным начальником на крейсер «Олег», который дислоцировался, после революции, в Ревеле. Летом 1917 года — младший штурман крейсера.

Штурман Рабоче-Крестьянского Красного Флота Колчак История (наука), Флот, Биография, Длиннопост, Владимир Колчак

Для него, как и для всех, кто был выпущен вместе с ним, служба началась в трудное время — все они стояли перед выбором. Шла война с Германией, флот, после Моонзундской трагедии, как и вся армия, стремительно скатывался к анархии, союзничество с Англией уже было под вопросом… Как пишет сын Владимира Колчака: «Тогда многие младшие офицеры не покинули своих кораблей, хотя флот стал „красным“. Они считали, что политика меняется, но Россия и флот остаются. Политикой, партиями Владимир не интересовался. Для него „партией“ был экипаж родного корабля». Тем не менее после Корниловского выступления, исполняя функции старшего штурмана крейсера «Олег», когда по воле сложившейся обстановки на его плечи было полностью возложено командование кораблём, Владимир Колчак, в том числе и не без влияния противоречивых обстоятельств, принимает решение, коренным образом изменившее его судьбу: в 20-х числах октября 1917 года для участия в Октябрьском перевороте он приводит судно из Ревеля в Петроград.

Штурман Рабоче-Крестьянского Красного Флота Колчак История (наука), Флот, Биография, Длиннопост, Владимир Колчак

Крейсер "Олег" в Ревеле, 1913 год.


В должности 1-го штурмана крейсера «Олег» и в дальнейшем В. А. Колчак участвовал в следующих операциях:

при эвакуации и взрыве форта Ино (апрель-май 1918), в Нарвской десантной операции (конец ноября—начало декабря 1918), в подавлении антибольшевистского восстания форта «Красная Горка».


В ночь с 17 на 18 июня 1919 года английский торпедный катер потопил крейсер «Олег» у Толбухина маяка, торпедировав его.


После гибели крейсера «Олег» Владимир Колчак служил флагманским штурманом Штаба Кронштадтской военно-морской базы — с июня 1919 года по август 1920 года.


С началом Гражданской войны фамилия Колчак стала представлять для её носителей определённую опасность. 3 октября 1919 года Владимир Александрович Колчак и его отец были приглашены в ВЧК, и ему с Александром Фёдоровичем было объявлено, что по требованию Реввоенсовета они должны изменить фамилию на «Александровы». С сентября 1920 года военмор В. А. Александров (Колчак) — служил на линкоре «Гангут» («Октябрьская Революция»; штурман, затем — старший штурман; в апреле 1921 года — совмещал с должностью командира корабля).


В мае—июле 1921 года в результате «фильтрации» Балтийского флота находился в Харьковской тюрьме. В июле 1921 года назначен командиром тральщика «Кубань», а с января 1922 года — штурман эсминца «Забияка». С 30 июня 1922 года — командир посыльного судна «Коршун», а в июле уволен с военной службы «по расстроенному здоровью» в запас (последствия цинги). С августа 1922 года по апрель 1932 года В. А. Александров служил в торговом порту Петрограда (Ленинграда).

Штурман Рабоче-Крестьянского Красного Флота Колчак История (наука), Флот, Биография, Длиннопост, Владимир Колчак

В апреле 1932 года Владимир Александрович был призван в кадры РККФ, с назначением флагманским штурманом 3-го дивизиона эсминцев.


В Центральном Военно-морском Архиве (г. Гатчина), в аттестации за учебный 1936—1937 годы в графе 2 «Заключение прямых начальников» указано: «теоретическая и практическая подготовка вполне достаточны для командования миноносцем. Родственник (троюродный брат) расстрелянного белогвардейца адмирала Колчака. Подлежит увольнению из рядов РККА». «Бывший» Колчак был снова уволен в запас.


До ноября 1941 года Владимир Александрович служил в тресте «Ленводпуть», занимался промерами, бурением, землечерпательными работами в Невской губе и на Неве. В ноябре 1941 года капитан-лейтенант В. А. Александров был призван на военную службу. Много пришлось ему физически работать на строительстве фортификационных сооружений. 16 декабря 1941 года он скончался в госпитале от воспаления легких.


Михаил Владимирович Александров (Колчак), сын Владимира Александровича, родился в 1927 году. В апреле 1946 года поступает в Ленинградское Военно-топографическое училище, в сентябре 1949 года ему было присвоено звание лейтенанта. В ноябре 1949 назначен в Морской картографический институт ВМФ, где служил до июня 1951 года. Перевод М. В. Александрова в Военно-морской флот парадоксально связан с фамилией: бдительный замполит учреждения, узнав «по служебным каналам» настоящую фамилию Михаила Владимировича, решил «изобличить сына царского офицера, дворянина, имеющего родственников за границей, родича самого Колчака, скрывшего свою биографию», в результате чего возникла угроза исключения из комсомола со всеми вытекающими последствиями. Лейтенант М. В. Александров написал письмо Сталину, в котором просил «товарища Генералиссимуса» разобраться в ситуации: «сын за отца не отвечает, тем более, и отвечать-то не за что: папа, красный военмор, честно погиб в Великую Отечественную». Лейтенант М. В. Александров был вызван в Главное Политуправление Советской армии и флота на парткомиссию. Там донос был разобран вместе с письмом. М. В. Александров (Колчак) был оставлен в кадрах, но ему было предложено перейти в другую часть — с предоставлением права выбора места службы. Он выбрал Северный флот, стал лейтенантом Беломорской военной флотилии — в Северной гидрографической экспедиции в Архангельске.


Вот так Владимир Колчак-Александров послужил свой Родине, поучаствовал в трёх войнах: Первой мировой, Гражданской, Великой Отечественной.


источники:

https://zen.yandex.ru/media/id/5c4eb94bc7776100ae886d62/poch...

https://ru.wikipedia.org/wiki/Колчак,_Владимир_Александрович

Лига историков

13.5K поста50.1K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения

16
Автор поста оценил этот комментарий

Это все не правда. Всех родственников белогвардейцев, бывших дворян запекали в духовке и подавали на завтрак Сталину. А потом расстреливали. Нам об этом Сванидзе рассказал, он врать не будет )))

раскрыть ветку
3
Автор поста оценил этот комментарий

Русским морякам памятники не нужны.

2
Автор поста оценил этот комментарий

Хороший человек, патриот своей родины, знал свое дело. И только из за фамилии пострадал. Грустно это. Но, как выше написали, русским морякам памятники не нужны. Надо брать пример и продолжать традиции.

Автор поста оценил этот комментарий
Интересно, а что с ними дальше было?
ещё комментарий