Шедевры из подвалов: самодельные советские автомобили

Ни для кого не секрет, что автопроизводство в СССР было достаточно скудным. Советские машины отличались надежностью, но мало чем выделялись из серой массы. Именно поэтому на территории нашей необъятной родины находились умельцы, которые создавали автомобили вручную в гаражах или даже в квартирах. Большинство из них имели аутентичный дизайн и по эффектности не уступали зарубежным концепт-карам.


Еще в 1963 году в Москве прошел конкурс самодельных автомобилей, на котором было представлено несколько интересных моделей. Большинство из них давно отправлены на лом или сгнили в гаражах. В 1980-х годах «самоделки» стали популярным хобби и целым направлением у автолюбителей. Часто ожидание в очереди на получение нового автомобиля могло длиться годами. За это время можно было самостоятельно собрать автомобиль. Почему бы и нет?

Шедевры из подвалов: самодельные советские автомобили Автомобилисты, Самодельный автомобиль, Отечественный Автопром, Изобретательность, Длиннопост

Советская выставка Самавто


Конечно, такая работа требовала глубоких знаний и как минимум таланта. Кто-то проектировал свои автомобили на базе готовых моделей, например, Москвича. Но были мастера, которые создавали шедевры абсолютно с нуля. Этот процесс мог длиться годами. Самодельная ходовая часть, кузов, двигатель, агрегаты: все это складывалось воедино, превращаясь в уникальный шедевр.

Шедевры из подвалов: самодельные советские автомобили Автомобилисты, Самодельный автомобиль, Отечественный Автопром, Изобретательность, Длиннопост

От некоторых остался только ржавый кузов


Мастера, которые занимались изготовлением «самоделок», в большинстве своем были обычными гражданами, поэтому под мастерские приходилось переоборудовать личные гаражи. Известны случаи, когда автомобили создавались прямо в квартирах. Для этих целей выделялась отдельная комната, в которой постепенно деталь за деталью разрабатывалась машина. Но главной проблемой таких «квартирных» мастерских был спуск готового автомобиля на улицу. Братья Щербины спускали свое детище с помощью канатов, а иногда использовался целый автокран, как в случае с концепт-каром Генриха Матевосяна из Еревана.

Шедевры из подвалов: самодельные советские автомобили Автомобилисты, Самодельный автомобиль, Отечественный Автопром, Изобретательность, Длиннопост

Спуск автомобиля Генриха Матевосяна из квартиры


В советскую эпоху была создана не одна сотня «самоделок». Какие-то конструировались специально для выставок, а некоторые делались исключительно для личного удовлетворения. К сожалению, многие из них сейчас находятся в очень плохом состоянии, но некоторые до сих пор блистают на выставках или в частных коллекциях. Ниже представлена лишь малая часть известных экземпляров советских самодельных автомобилей. Все они не похожи друг на друга, имеют свой неповторимый стиль и идею.


1. «Сайгак»

Шедевры из подвалов: самодельные советские автомобили Автомобилисты, Самодельный автомобиль, Отечественный Автопром, Изобретательность, Длиннопост

Уникальный самодельный автомобиль, созданный автомехаником Геннадием Власьевым в его гараже. «Сайгак» разрабатывался для ралли и туризма. Кузов автомобиля был сделан из стеклопластика, а двигатель позаимствован у автомобиля ВАЗ-2101.


2. «Катран»

Шедевры из подвалов: самодельные советские автомобили Автомобилисты, Самодельный автомобиль, Отечественный Автопром, Изобретательность, Длиннопост

Автомобиль «Катран» Александра Федотова по праву можно назвать одним из самых ярких представителем эпохи советских «Самоделок».  «Катран» множество раз участвовал в туристических заездах и выставках не только в СССР, но и за границей. Над разработкой собственного двигателя Федотов решил не утруждаться и установил стандартный движок от ВАЗ-2101, а кузов собрал из металла и стеклопластика.


3. «Ласка»

Шедевры из подвалов: самодельные советские автомобили Автомобилисты, Самодельный автомобиль, Отечественный Автопром, Изобретательность, Длиннопост

Молодежный автомобиль, собранный слесарем-сантехником Владимиром Мищенко и его сыном. На создание автомобиля ушло семь лет. «Ласка» несколько раз признавалась лучшим самодельным спортивным автомобилем. Тип кузова — двухместное купе. По дизайну машина походила на американский Мустанг, но была полностью выполнена из стеклопластика.


4. «Юна»

Шедевры из подвалов: самодельные советские автомобили Автомобилисты, Самодельный автомобиль, Отечественный Автопром, Изобретательность, Длиннопост

«Советская Феррари» — именно так прозвали в прессе самодельный автомобиль братьев Алгебраистовых. Как и «Ласка» «Юна» была выполнена в вариации двухместного купе. Больше всего времени ушло на изготовление ярко-красного кузова из литой стеклопластиковой матрицы. Двигатель от ГАЗ-24. За несколько десятков лет один из братьев Юрий «исколесил» на «Юне» по стране полмиллиона километров. Сегодня машина стоит в обычном московском дворе. На ней давно уже никто не ездил.


5. «Золотой лист»

Шедевры из подвалов: самодельные советские автомобили Автомобилисты, Самодельный автомобиль, Отечественный Автопром, Изобретательность, Длиннопост

«Самоделка» Алексея Мельника отличалась от других подобных автомобилей заднемоторной компоновкой и двигателем от ЗАЗ-968. Седан с необычным названием «Золотой лист» имел также нестандартную пассажирскую формулу: 2 + 1 (два взрослых плюс детское сидение). Кузов автомобиля полноценно сделан из прочного пластика.


6. «Ихтиандр»

Шедевры из подвалов: самодельные советские автомобили Автомобилисты, Самодельный автомобиль, Отечественный Автопром, Изобретательность, Длиннопост

Особое место среди «самавто» занимали так называемые машины-амфибии. «Ихтиандр» автомобильного энтузиаста Игоря Рикмана был выполнен из дюралюминия и работал от двигателя ВАЗ-2101. По воде автомобиль мог передвигаться со скоростью до 18 км/ч.


7. «Труд»

Шедевры из подвалов: самодельные советские автомобили Автомобилисты, Самодельный автомобиль, Отечественный Автопром, Изобретательность, Длиннопост

Автомобиль с символическим названием «Труд» был разработан московским инженером О. Курченко в далеком 1964 году. Особое внимание заслуживает корпус «Труда». Курченко в течение нескольких лет подгонял и варил кузов из отдельных кусочков стали. На автомобиле также установлен 3-цилиндровый двигатель собственного производства.


8. «ГТЩ»

Шедевры из подвалов: самодельные советские автомобили Автомобилисты, Самодельный автомобиль, Отечественный Автопром, Изобретательность, Длиннопост

Легендарный самодельный автомобиль братьев Щербиных, который пережил несколько рейстайлингов и достаточно хорошо сохранился до наших дней. Аббревиатура «ГТЩ» расшифровывается как «Гран Туризмо Щербиных». Раму кузова братья сварили прямо во дворе жилого дома, после этого вручную подняли ее на седьмой этаж, обшили стеклопластиковыми панелями и затем снова спустили вниз.


9. «Панголина»

Шедевры из подвалов: самодельные советские автомобили Автомобилисты, Самодельный автомобиль, Отечественный Автопром, Изобретательность, Длиннопост

Еще одна культовая «самоделка» родом из Ухты. На протяжении года инженер Александр Кулыгин вместе с группой учеников из технического кружка собирал автомобиль из отдельных панелей. В итоге «Панголина» обрела непривычный для рядового советского гражданина футуристический дизайн. Например, зайти в автомобиль можно было, подняв крышу наверх вместе с лобовым стеклом, а двигатель запускался вводом кода на цифровой панели.


10. «Меркурий»

Шедевры из подвалов: самодельные советские автомобили Автомобилисты, Самодельный автомобиль, Отечественный Автопром, Изобретательность, Длиннопост

История автомобиля «Меркурий» берет свое начало с того как три друга: скульптор, художник и слесарь решили с нуля создать свой уникальный автомобиль. Скульптор занялся разработкой кузова, художник работал над дизайном, а слесарь собирал силовые агрегаты. В итоге на свет появился спортивный концепт-кар «Меркурий». Всего было сделано пять экземпляров «Меркурия», каждый из которых был неповторимым и отличался от других.


11. «Лаура»

Шедевры из подвалов: самодельные советские автомобили Автомобилисты, Самодельный автомобиль, Отечественный Автопром, Изобретательность, Длиннопост

В 1981 году в Ленинграде была организована очередная выставка самодельных автомобилей. Двое студентов Геннадий Хаинов и Дмитрий Парфёнов, воодушевленные этим зрелищем, решили сделать нечто подобное. Для этих целей они отыскали заброшенный склад и ежедневно трудились над своей разработкой. Необходимые расчеты товарищи делали с помощью вузовского ЭВМ под видом курсовой работы. В итоге через четыре года было собрано два практически идентичных автомобиля под общим именем «Лаура».


12. «Тритон»

Шедевры из подвалов: самодельные советские автомобили Автомобилисты, Самодельный автомобиль, Отечественный Автопром, Изобретательность, Длиннопост

Еще один автомобиль-амфибия, разработанный инженером Д. Кудрячковым. Примечательно, но «Тритон» одновременно числится в ГАИ и в инспекции маломерных судов. На амфибии был установлен мотор от Волги, а ходовая часть от Запорожца. В качестве движителя по воде использовался водомет, который позволял разогнаться «Тритону» до 50 км/ч.

31
Автор поста оценил этот комментарий

Известны случаи, когда автомобили создавались прямо в квартирах

Иллюстрация к комментарию
11
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

«Труд» зачетный!

раскрыть ветку
44
Автор поста оценил этот комментарий

Интересно. Хотя многое помнится ещё по бумажным журналам ЮТ и ТМ...

Единственно что - фраза

Советские машины отличались надежностью

Может быть, вы хотели сказать "выносливостью"?


Сильно извиняюсь, но - был владельцем многих изделий... Пока не поживёшь с ними хорошенько половой жизнью - чуть не каждую неделю какие-то фэйлы...

Вылижешь хорошенечко, проводку поменяешь на нормальную, подтянешь там-сям, резинки\прокладки поменяешь - тогда да, вполне можно пользовать, даже и не в городских условиях... Главная особенность и достоинство тогдашних самобеглых повозок - это возможность ремонта "на коленке", хоть в чистом поле. За счёт того, что в багажнике лежит...

раскрыть ветку
8
Автор поста оценил этот комментарий

Да уж, интересно. Не про все знал. Умели же люди! А сейчас такую вещь даже на учёт не поставишь. Ну и на второй картинке авто из пластика-на нём не может быть ржавчины.

раскрыть ветку
8
Автор поста оценил этот комментарий

Кто-нибудь помнит тв передачу Это Вы Можете(ЭВМ)? Там показывали эти авто...

раскрыть ветку