Сепарация (переходный возраст) для родителей

Сепарация (переходный возраст) для родителей Психология, Педагогика, Взросление, Дети, Воспитание, Длиннопост, Текст

Попросили меня написать о сепарации. Я сначала отмахнулся, в том смысле, что вопрос не стоит реминисценций, а потом задумался и понял, что не так все просто.


Я стою на позиции, что все психологические механизмы эволюционно обусловлены, и все нормальные психологические процессы основаны на врожденном наборе возможных интенций и реакций. В качестве примера говорю, что у человека не может появиться желания вылизывать хвост или долбить носом дупло, потому что это поведение не заложено в него природой.


Другое дело, что в изменяющихся условиях, в особенности в столь быстро изменяющихся, как в нашем мире, естественное поведение может принимать очень разные, даже необычные, искаженные до неузнаваемости формы. Естественные элементы могут быть подавлены до полной блокировки, а аварийные механизмы, направленные на выживание и адаптацию в форсмажорных ситуациях, могут актуализироваться до массовости.


В качестве, опять же, примера укажу на модификацию пищевого поведения. Искусство кулинарии, при всей его приятности, распространенности и обычности, никак не может быть названо естественным для природных условий. Нигде в природе никакое животное не найдет универсама с десятками сортов колбас и сыров, ресторана с толстым меню или обилия кухонной техники, предназначенной для обработки продуктов. Учитывая это, я хотя и не разделяю, но понимаю позицию сыроедов, воспринимающих все эти изыски как нечто наносное, постороннее и излишнее.


Разумеется, это не единственный, хотя и очень заметный пример.


Теперь к предмету.


Сепарация — это подростковое поведение, направленное на укрепление самостоятельности, завоевание независимости от родителей, формирование собственного представления о правах и обязанностях, отделение от семьи, переход в самостоятельную жизнь. Некоторые моменты этого процесса я описал в статье "Инфантильность и взрослость", буду ее здесь цитировать без дополнительных упоминаний.


Хочется выяснить: сепарация — это естественное, непременное, природно обусловленное поведение, или искажение нормы, происходящее из культурных особенностей общества?


Чтобы ответить на этот вопрос, следует сравнить разные культуры, в том числе древние, и в первую очередь отличные от привычной.


(Вычеркнул несколько страниц выкладок и ссылок на фолиант "Народы мира" издания позапрошлого века)


Получается, что сепарация присутствует отнюдь не во всех культурах. В первую очередь сразу заметно, что ее нет в небольших племенах, где из родной деревни никуда не денешься. Во вторую очередь ясно, что в некоторых культурах сепарация (она ли?) оформлена явно и ярко в формате ритуала инициации — превращения ребенка во взрослого.


В старые и очень старые времена переход из детского возраста во взрослый ритуализировался для облегчения понимания кто есть кто. Причем ритуал заранее готовился: маленький ребенок проводил все время с женщинами, которые о нем заботились, потом мальчик перемещался в мужское общество, и начиналась стадия обучения и для девочек и для мальчиков. И вот только после того, как быт и правила становились очевидными...
Дальше несколько по-разному.
Для девочки взрослая жизнь начиналась либо половым созреванием, в знак чего кончики пальцев в некоторых культурах красили в красный, откуда и произошел маникюр (в других культурах были другие знаки, обозначающие, что девочка уже "готова"), либо беременностью, поскольку не всегда половозрелость была необходимым условием для начала половой жизни или замужества, либо собственно замужеством, когда девочка переходила из родительского дома в дом мужа. Стадии взросления сопровождались четкими изменениями одежды и прически. Чтобы не спутать.
У мальчиков все сложнее. Нет у них таких четких и понятных биологических знаков. Поэтому для них изобрели ритуалы инициации разной степени сложности, но обычно всегда торжественные и часто болезненные. Дело в том, что бесполезно сухо сообщить, что ты, мол, теперь взрослый. Надо, чтобы человек это усвоил и изменил нормы своего поведения. В Древней Греции торжественно сбривали и приносили в жертву Зевсу первую бороду. В других местах отправляли в бой или на охоту наравне со взрослыми. Еще где-то наносили татуировки, чтобы нельзя было спутать с ребенком. И всегда это был праздник, повод для гордости.

В третью очередь сепарация отсутствует как массовое явление в культурах, основанных на крупных патриархальных семьях, кланах, родах. Наиболее заметные из таких культур — древний и средневековый Китай, ближний Восток и Римская империя. Глава семьи, старейшина, патриарх — это незыблемый авторитет, семья в обязательном порядке поддерживает всех своих членов, а члены семьи поддерживают целое. Внешнее окружение отстранено и умеренно дружелюбно. То есть уйти из семьи в общем некуда, переход из клана в клан — из ряда вон выходящее событие, для которого требуются серьезные причины и некоторое везение.


В средневековом Китае одним из самых суровых наказаний (строже — только смертная казнь) была ссылка или высылка, то есть изоляция от рода. Выживание в такой ситуации было проблематичным.


Добровольный уход из клана оправдан, если клан слаб, а личность сильна, то есть возникает протест против подчиненного положения в иерархии при невозможности занять позицию главы. В таком конфликте человек, конечно, может взять пожитки (и оружие) и отправиться жить отдельно. Собственно, так человечество и расселялось. Ведь в одиночку человеку не выжить (отдельные исключения не в счет), род не основать, так что радом с мужчиной оказывается женщина. А где мужчина и женщина — там и дети. Семья, новый род, клан. Зачастую молодой сильный лидер уводил из племени группу единомышленников, как это бывает у животных, живущих стаями и прайдами.


Сепарация оказывается обычным явлением, где семьи невелики, внутрисемейные узы слабы, а ксенофобия распространяется лишь на пришельцев из других стран и наций. То есть, она, будучи предназначенной для ситуаций, когда сила лидера превышает силу внутриклановой иерархии, удачно находит благоприятную почву в европейском институте семьи (я имею в виду не географию, а культуру).


Еще раз подытожим триггеры, требующие выделения новой стаи:


1. Недостаточная для контроля всей стаи сила лидера

2. Достаточные лидерские качества личности

3. Неразрешимость происходящего из этого конфликта

4. Принципиальная возможность отделения


Я уже где-то писал, и даже не один раз, что хотя вожак в стае должен быть один, все равно для того, чтобы он мог получить свой статус, соревновательные интенции должны быть заложены во всех особей.


Так и в случае сепарации стремление к самостоятельности должно быть нормальным, естественным, и только в случае, если оно преодолевает все преграды, оно из стремления превращается в поведение. Другое дело, что наша культура не только не препятствует этому, но и поощряет, вплоть до того, что даже при сохранении внутрисемейных связей пространственная изоляция является культурной нормой.


Впрочем, пространственная изоляция — скорее вынужденная мера. В культурах, где земли избыток, молодожены не стремятся убраться подальше, а отстраивают еще один этаж или еще пару комнат. Ясно, что в человейниках мы себе этого позволить не можем.


С этологическими основами мы в общем разобрались, но интересует нас все же психология.


Любые простые и понятные врожденные механизмы в субъективном восприятии могут выглядеть не столь ясно, как в учебнике, отчего их очень легко сакрализировать, романтизировать или мистицизировать. Скажем, один из компонентов иерархического механизма во многих людях рождает робость перед начальником или просто харизматичным человеком, что эзотерическими профанами с радостью объясняется энергетическими потоками, например.


Поэтому попробуем понять, как направленность на сепарацию может выглядеть с точки зрения внутрисемейных отношений и с точки зрения личности.


В любом случае повзрослевшего человека настигали две вещи: право принимать решения (хотя бы относительно себя) и ответственность за эти решения.

Если ребенок прыгает на непрочной ветке, то взрослый обязан ребенка оттуда согнать, а то ведь упадет и убьется, и отшлепать за неразумие, чтобы больше так не делал. А если расшибется, то виноват в этом будет тот, кто недоглядел. А вот если взрослый прыгает на той же ветке, то он, может быть и дурак, и невредно ему об этом сообщить, но по большому счету это его дело, его решение, и если упадет и расшибется, то поделом дураку наука.

Это все очень хорошо и разумно выглядит, пока речь идет об одном племени, одном народе, одной культуре, когда и все права, и все обязанности, и все знаки всем одинаково хорошо понятны.
Напомню, что, например, в России было всего восемь сословий: дворянство, духовенство, горожане, крестьянство, почетные граждане, купечество, мещанство, ремесленники, рабочие. И, хотя у каждого сословия были свои правила и традиции, они даже посторонним были более-менее известны и понятны, а уж внутри сословия все было очень жестко и четко. Крестьяне взрослели одним образом, дворянство другим, духовенство третьим... Сословия были отделены друг от друга, и тонкости быта снаружи были часто просто недоступны.

Скажем, всем известная картина "Сватовство майора" Павла Федотова для своего времени была карикатурой на купеческий быт. Она содержит множество деталей, непонятных нам, но ясных и смешных для современника. Чтобы не только понять эти детали, но и посмеяться им, надо было во-первых, хоть немного разбираться в купеческом укладе, во-вторых, хорошо знать какой-нибудь другой. Настолько хорошо, чтобы он казался естественным, а купеческий на этом фоне — смешным.

Двадцатый век принес множество изменений. Особенно в России. Кто был никем, тот стал всем. Все перемешалось: крестьянство, пролетариат, интеллигенция, купечество... Не сразу, но довольно быстро. Четкость и определенность укладов стерлись. Новые правила морали и просто приличий рождались и умирали прямо на глазах. Столкновения традиций рождали массу конфликтов, комически описанных Ильфом и Петровым, Зощенко, Аверченко и другими авторами. Сравнить этот бурлящий вихрь можно разве что с вавилонским столпотворением.

Исследовать и анализировать множество процессов и результатов этого столпотворения можно долго и вкусно, но для нас сейчас интересно то, что критерии детскости и взрослости в нем тоже смешались и потерялись. Поведенческие черты, вполне взрослые в одном социальном слое, оказались инфантильными в другом (вспомните раннесоветские анекдоты про интеллигентов, неспособных выматериться и дать в морду, или наоборот, про тупых рабочекрестьян, путающих биде с писсуаром), а инфантильные черты других слоев уже не опознавались как инфантильные.

К сожалению, ситуация так и не выправилась. С развитием информационных коммуникаций число культурно изолированных социальных слоев выросло, потеряло зависимость друг от друга, и в каждом создались свои правила и традиции, настолько, впрочем, размытые, что играют не очень большую роль в воспитании.

Пойдем прямо по пунктам условий сепарации.


Просто для галочки отметим, что психологически сеперационные настроения у ребенка в силу разных, не очень важных здесь причин, актуализируются примерно в возрасте полового созревания. Очень тянет порассуждать по этому поводу, но не хочу раздувать объем статьи.


Сила родителей.


Ребенок обнаруживает, что родители, оказывается, не всегда правы, что они могут ошибаться, что с ними можно спорить, что их можно обмануть, что они не обязательно способны настоять на своем решении, что младенческое благоговение перед родительским авторитетом не особенно обосновано и не особенно актуально.


Субъективно это воспринимается как стремление к самостоятельной обработке каких-то вопросов ("Сам разберусь!"), принятию собственных решений, протест против подчинения, которое воспринимается как психологическое насилие даже в тех случаях, когда его и близко нет ("Поешь перед уходом!" — "Не хочу!"), стремление разобраться в обоснованности и правомерности родительских указаний, сравнение собственной ситуации с ситуациями других детей, желание получить какие-то дополнительные права и избавиться от каких-то неприятных обязанностей.


С точки зрения родителей ребенок в этот период становится непослушным, упрямым, лживым, конфликтным и неопрятным. "Переходный возраст" — говорят они.


Что делать. К сожалению, объяснять, и быть при этом настойчивыми и эмоционально убедительными.


Пункты позиции:


1. Ты можешь принимать свои решения, но отвечать за них будешь сам.

2. Мы не дадим тебе принимать решения, которые навредят нам или серьезно навредят тебе. Мелкие неприятности не в счет.

3. Мы делаем так, потому что так получается лучше. Можешь попробовать иначе, но не за наш счет.


Пример:


— Иди в душ, я не хочу сидеть за столом с вонючим ребенком.

— Не хочу.

— Тогда не получишь еды.

— Я могу потом поесть.

— Тогда сам приготовишь.

— А я в кафе поем.

— Еда в кафе в несколько раз дороже, чем домашняя, наш бюджет не рассчитан на питание в кафе. Твои карманные деньги очень быстро кончатся, а больше мы тебе не дадим. Не потому что нам жалко, а потому что бюджет не резиновый. Ты сейчас из-за новых гормонов будешь заваниваться очень быстро, поэтому в душ придется ходить чаще, чем раньше. Привыкай.


Что-то в таком роде.


Лидерские качества


Понятно, что в среднем из ребенка, даже подростка, лидер так себе, но свои качества он оценивает в среде детей по собственным критериям. Поэтому, если ребенок не очень тихий и послушный, то зубки он пробовать будет.


В первую очередь его ассертивность будет касаться решений, касающихся лично его: куда он пойдет, с кем, что он там будет делать, и что он будет делать дома (уроки или кино смотреть, например). Поскольку способности к планированию все же детские, то и качество решений будет так себе.


Субъективно у ребенка просто появляются желания, которые он может немедленно выполнить, и это очень хорошо.


С точки зрения родителей ребенок становится ленивым, разболтанным и безответственным.


Что делать.

Укреплять понимание причинно-следственной связи между прошлым решением и сегодняшним или будущим результатом.


Пример:


— Вставай, пора в школу.

— Я не могу, я спать хочу.

— А я тебе говорила, что ты не выспишься, если будешь допоздна втыкать в телефон. Ты сказал, что встанешь. Вот и вставай.

— Я пропущу первый урок.

— Нет, ты реализовал свое право не выспаться, я не дам тебе пропускать школу из-за того, что ты вчера плохо придумал. Я иду за холодной водой. Если не встанешь, когда я вернусь — оболью.


Возможно, жестоко, но причинная связь должна быть яркой, иначе человек не научится планировать.


Неразрешимость конфликта


Под конфликтом я имею в виду не скандалы, а столкновение интересов. Ребенок хочет гулять и курить, а вы требуете от него готовиться к ЕГЭ.


Тут уже сложно. Объяснять, что надо думать о будущем, можно долго, но желания могут оказаться сильнее понимания. Собственно, эмоции, как эволюционно более старая структура, и должны быть сильнее более нового интеллекта.


Нужны яркие впечатления. Скажем, экскурсия на завод, или хотя бы дежурство в течение дня в магазине возле кассира (без телефона или книжки), зачастую напрочь отвращает от идеи жить без высшего образования. На основе этих впечатлений удается сформировать более долговременные и адекватные намерения.


Пример:


Когда мой старший учился в школе, я пришел к ним на классный час, чтобы рассказать о курении (вообще-то не только). Я, в числе прочего, признался, что курю, рассказал, какие неудобства от этого терплю, и как сожалею о том, что не могу бросить (позже я перешел на вейп и очень этому рад). Я говорил ярко и выразительно. Сын потом говорил, что их класс был наименее "курящим" в школе. Как один мальчик курил к моменту моего посещения, так больше никто и не начал.


Возможность отделения


Ребенок смотрит по сторонам, есть ли другие сообщества, другие референтные группы, кроме собственной семьи, которые были бы привлекательнее.


В отличие от патриархальных культур, о которых я писал выше, в нашей культурные такие социальные группы и сообщества находятся легко. Там весело и приятно, никто ничего не требует, можно чувствовать себя свободным и быть оцененным в рамках своих достоинств. "И чего я живу с этими родаками?"


Вопрос о том, откуда берутся еда и жилье, пока не встает.


К этому поведению относится поиск или формирование "своей компании", зачастую по совершенно случайному признаку, попытки коллективной идентификации — форма одежды, прически, элементов поведения, общих интересов и занятий, которые, к сожалению, могут оказаться социально неодобряемыми, а то и просто вредными...


Поскольку, как я и говорил, процесс естественный, и вовсе не многие родители могут сделать так, чтобы ребенку было интереснее в семье, чем с ровесниками, приходится пытаться формировать окружение. Что не всегда, впрочем, получается. Переезд в более благополучный район, перевод в "хорошую" школу, удачный выбор кружков и клубов... Непросто это. Иногда помогают долгие беседы о том, чем хороший человек отличается от нехорошего. Но такую возможность надо еще заслужить.


Мне, уже в солидном возрасте, случилось пожить в Питере, а позже — в наукограде. Я пожалел, что мое детство прошло в спальном районе Москвы. Жизнь моя могла бы сложиться совсем иначе.



Результатом сепарации обычно является самостоятельная личность, способная выжить и развиваться в условиях локальной культуры. Одновременно это же является и целью для осознанной утилизации этого процесса.


Отдельно как-нибудь потом напишу про чрезмерно послушных и тихих детей, у которых, при отсутствии причин для сеперационного поведения, могут случиться недостаточная социализация и недостаточная ассертивность.


Но я, в общем, и не пытаюсь написать исчерпывающую инструкцию, которая волшебным образом могла бы обеспечить средним родителям со средними детьми успешное преодоление "переходного возраста". Я лишь надеюсь, что понимание происходящего может помочь справиться с возникающими сложностями.



Источник

Психология | Psychology

19.8K поста59K подписчик

Добавить пост

Правила сообщества

Обратите особое внимание!

1) При заимствовании статей указывайте источник.

2) Не выкладывайте:

- прямую рекламу;

- спам;

- непроверенную и/или антинаучную информацию;

- информацию без доказательств.

10
Автор поста оценил этот комментарий
Попросили меня написать о сепарации. Я сначала отмахнулся, в том смысле, что вопрос не стоит реминисценций

Чё?

6
Автор поста оценил этот комментарий
Иллюстрация к комментарию
3
Автор поста оценил этот комментарий

На заводе люди без образования не работают) только если уборщицы и продавцы в столовой. Как минимум среднее профессиональное в цехах. И высшее у конструкторов, разработчиков и тд.

раскрыть ветку
4
Автор поста оценил этот комментарий

примерно в возрасте полового созревания.

Слышал я, что первый этап сепарации происходит в возрасте где-то 4-5 лет.


Собственно, эмоции, как эволюционно более старая структура, и должны быть сильнее более нового интеллекта.

Спорная идея. Имхо, рациональное поведение = эволюционное преимущество, поэтому вот как-то вызывает она у меня сомнения.

-


В целом статья интересная, то тяжеловато ее читать.
Да еще и по ходу мозги напрягать приходится :)

раскрыть ветку
6
Автор поста оценил этот комментарий

Сепарация производится сепаратором . Раньше они были ручные, сейчас электрические.

раскрыть ветку