Savoia-Marchetti SM.79 Sparviero.Ястреб -горбун итальянских ВВС.

Savoia-Marchetti SM.79 Sparviero.Ястреб -горбун итальянских ВВС. Вторая мировая война, Италия, Бомбардировщик, Длиннопост

В конце 20-х - начале 30-х гг. трехмоторная схема была весьма популярна среди авиаконструкторов. По ней строили и военные, и гражданские самолеты. Многие популярные машины того времени использовали эту компоновку -голландский Фоккер F.VII/3m, немецкий Юнкерс Ju52/3m, наш АНТ-9 и многие другие. Она обеспечивала самолету хорошую тяговооруженность и повышала надежность, немаловажную для дальних полетов. Однако, вслед за повышением мощности и надежности авиамоторов, к началу 2-й мировой войны трехмоторники почти исчезли из состава ВВС большинства стран, да и в парке гражданских самолетов их осталось немного. Лишь в Италии до самого конца войны трехмоторные бомбардировщики оставались в боевом строю. Наиболее массовым из них был сконструированный А.Маркетти самолет S.79 (SM.79), использовавшийся как дневной и ночной бомбардировщик, торпедоносец и транспортный самолет.

Savoia-Marchetti SM.79 Sparviero.Ястреб -горбун итальянских ВВС. Вторая мировая война, Италия, Бомбардировщик, Длиннопост
Savoia-Marchetti SM.79 Sparviero.Ястреб -горбун итальянских ВВС. Вторая мировая война, Италия, Бомбардировщик, Длиннопост

Савоя-Маркетти SM.79 Спарвиеро (итал. Savoia-Marchetti SM.79 Sparviero, «Ястреб») — итальянский средний бомбардировщик и торпедоносец. Разработан конструкторами фирмы Savoia-Marchetti под руководством Алессандро Маркетти. Первый полёт самолёт совершил 8 октября 1934 года, принят на вооружение Regia Aeronautica в январе 1937 года.

Savoia-Marchetti SM.79 Sparviero.Ястреб -горбун итальянских ВВС. Вторая мировая война, Италия, Бомбардировщик, Длиннопост

Как и многие другие известные боевые машины 2-й мировой, S.79 с самого начала не проектировался бомбардировщиком. В 1933 г. Маркетти задумал создать скоростной восьмиместный пассажирский самолет, который мог бы принять участие в намечавшихся на следующий год международных гонках по трассе Лондон-Мельбурн. В этом проекте он явно отталкивался от своей предыдущей машины, тоже трехмоторной: S.73 (военный вариант - S.81), построенной в 1934 г., использовав многие аналогичные конструктивные решения.

Savoia-Marchetti SM.79 Sparviero.Ястреб -горбун итальянских ВВС. Вторая мировая война, Италия, Бомбардировщик, Длиннопост
Savoia-Marchetti SM.79 Sparviero.Ястреб -горбун итальянских ВВС. Вторая мировая война, Италия, Бомбардировщик, Длиннопост

Опытный самолет с гражданским обозначением I-MAGO совершил первый полет 8 октября 1934 г. Тем временем гонки давно прошли, победителем в них оказался английский Де Хэвилленд DH.88 "Комет". Но, несмотря ни на что, итальянская машина получилась удачной. Испытатель А.Бакула отметил высокие летные характеристики самолета. Подвела только мотоустановка - новые двигатели оказались ненадежны. Весной 1935 г. их заменили на Альфа-Ромео (Alfa Romeo) 125RC35 в 680 л.с., являвшиеся усовершенствованным вариантом мотора Бристоль "Пегасус"(Bristol Pegasus). Почти одновременно пришлось поменять первоначальные узкие капоты с выштамповками на гладкие, большего диаметра, обеспечивавшие лучшее охлаждение. С этими двигателями в первом полете, состоявшемся 5 апреля 1935 г., S.79P (индекс Р ввели, чтобы отличить этот самолет от уже проектировавшегося военного варианта S.79B) достиг скорости 355 км/час, а позже - 410 км/час.

Savoia-Marchetti SM.79 Sparviero.Ястреб -горбун итальянских ВВС. Вторая мировая война, Италия, Бомбардировщик, Длиннопост
Savoia-Marchetti SM.79 Sparviero.Ястреб -горбун итальянских ВВС. Вторая мировая война, Италия, Бомбардировщик, Длиннопост
Savoia-Marchetti SM.79 Sparviero.Ястреб -горбун итальянских ВВС. Вторая мировая война, Италия, Бомбардировщик, Длиннопост
Savoia-Marchetti SM.79 Sparviero.Ястреб -горбун итальянских ВВС. Вторая мировая война, Италия, Бомбардировщик, Длиннопост

Таким образом, он стал самым быстроходным многомоторным самолетом в Италии (существенно опередив недавно начавший поступать на вооружение бомбардировщик S.81).

Savoia-Marchetti SM.79 Sparviero.Ястреб -горбун итальянских ВВС. Вторая мировая война, Италия, Бомбардировщик, Длиннопост

Первый настоящий S.79 - бомбардировщик взлетел лишь 8 июля 1936 г. Широкий коробчатый фюзеляж пассажирской машины сохранили. Но над пилотской кабиной появился характерный "горб" с пулеметами "Бреда-SAFAT" (Breda-SAFAT) (12,7 мм), торчащими из него: вперед - неподвижным (для летчика), назад - подвижным. Маркетти посчитал, что в связи с быстроходностью самолета атаковать его "в лоб" будет трудно, и оттого не предусмотрел эффективной обороны в передней полусфере. Центральную часть фюзеляжа превратили в бомбоотсек, несколько смещенный вправо, чтобы сохранить проход в хвостовую часть. В этом отсеке располагалось до 1200 кг бомб в разных комбинациях (2x500 кг, 5x250 кг, 12x100 кг или 12 кассет с мелкими осколочными бомбами по 12 кг). Все бомбы подвешивались вертикально, кроме 500-кг, которые устанавливались наклонно.

Savoia-Marchetti SM.79 Sparviero.Ястреб -горбун итальянских ВВС. Вторая мировая война, Италия, Бомбардировщик, Длиннопост
Savoia-Marchetti SM.79 Sparviero.Ястреб -горбун итальянских ВВС. Вторая мировая война, Италия, Бомбардировщик, Длиннопост

Поскольку традиционному размещению бомбардира в самом носу самолета препятствовал передний мотор, его посадили в специальную "ванну" - гондолу, сделанную под фюзеляжем в хвостовой части. Передняя стенка гондолы была прозрачной. В распоряжении бомбардира имелись: бомбовый прицел Джоцца U-3, панель управления бомбосбрасывателем и штурвал управления рулем поворота при бомбометании. В хвостовой части гондолы стоял направленный назад 12,7-мм пулемет. Еще один пулемет, "Льюис", калибра 7,69 мм, смонтировали над гондолой внутри фюзеляжа на специальной установке, перекидывавшейся с борта на борт. Он стрелял через большие прямоугольные люки на левом и правом бортах. Экипаж состоял из четырех человек: двух пилотов (второй пилот являлся также бомбардиром), бортмеханика и радиста.

Savoia-Marchetti SM.79 Sparviero.Ястреб -горбун итальянских ВВС. Вторая мировая война, Италия, Бомбардировщик, Длиннопост
Savoia-Marchetti SM.79 Sparviero.Ястреб -горбун итальянских ВВС. Вторая мировая война, Италия, Бомбардировщик, Длиннопост
Savoia-Marchetti SM.79 Sparviero.Ястреб -горбун итальянских ВВС. Вторая мировая война, Италия, Бомбардировщик, Длиннопост

Сделанный на базе пассажирского самолета, S.79 имел много связанных с этим недостатков: неудобное размещение бомбардира, маленький бомбоотсек при довольно большом фюзеляже, примитивное оборонительное вооружение в полуоткрытых установках, не имевших механизации. Все это вызывало вполне резонную критику.

Savoia-Marchetti SM.79 Sparviero.Ястреб -горбун итальянских ВВС. Вторая мировая война, Италия, Бомбардировщик, Длиннопост
Savoia-Marchetti SM.79 Sparviero.Ястреб -горбун итальянских ВВС. Вторая мировая война, Италия, Бомбардировщик, Длиннопост

В феврале 1937 г. S.79 уже вступили в бой. В Испании началась гражданская война. Франкистов активно поддерживали Германия и Италия, кроме всего прочего, получившие удобный случай опробовать на фронте новинки своей военной техники. 12 февраля три S.79 из 12-го полка перебросили на о.Майорка, откуда они с испанскими опознавательными знаками начали совершать налеты на Реус и Картахену. В апреле-июне из Италии перегнали около двух десятков машин. Они действовали не только на юге. Одна из эскадрилий базировалась в Сорино на севере Испании. 26 апреля она вместе с немцами участвовала в знаменитом налете на Гернику.

Savoia-Marchetti SM.79 Sparviero.Ястреб -горбун итальянских ВВС. Вторая мировая война, Италия, Бомбардировщик, Длиннопост

"Хоробадо" - тоже "горбун", но по-испански - во все увеличивавшихся масштабах применялся всю гражданскую войну. Уцелевшие у итальянского экспедиционного корпуса 61 S.79 после окончания боевых действий передали франкистским ВВС. Там они пережили 2-ю мировую, а последние из них летали в испанских североафриканских колониях Ифни и Рио-де-Оро до начала 60-х гг. Один "Спарвьеро" в 1943 г. мадридская фирма AISA переделала в штабной транспорт для командования испанской армии.

Savoia-Marchetti SM.79 Sparviero.Ястреб -горбун итальянских ВВС. Вторая мировая война, Италия, Бомбардировщик, Длиннопост

Сразу же после объявления Италией войны Англии и Франции итальянские бомбардировщики обрушились на предписанные им цели. 137 самолетов с Сицилии бомбили Мальту. Самолеты из Ливии атаковали французские базы в Тунисе. Из Италии летали на Корсику и Марсель, из Эфиопии - на Аден.


В Северной Африке в сентябре 1940 г. четыре полка S.79 содействовали итальянскому наступлению на Египет. Поначалу их даже пытались использовать как штурмовики для поддержки войск на поле боя и охоты за английскими танками и броневиками. Большие потери быстро притушили это начинание. К середине декабря итальянцев выбросили из Египта; 7 полков S.79 были обескровлены за время боев в Северной Африке. Англичанам досталось около 30 неисправных машин этого типа, брошенных на полевых аэродромах. Несколько десятков самолетов "Спарвьеро" воевали в Восточной Африке, жестоко страдая от плохого снабжения. Там весной 1942 г. последний S.79 захватили южноафриканцы и отправили его к себе домой, как наглядный пример своих побед (его потом переделали в транспортник).

Savoia-Marchetti SM.79 Sparviero.Ястреб -горбун итальянских ВВС. Вторая мировая война, Италия, Бомбардировщик, Длиннопост
Savoia-Marchetti SM.79 Sparviero.Ястреб -горбун итальянских ВВС. Вторая мировая война, Италия, Бомбардировщик, Длиннопост
Savoia-Marchetti SM.79 Sparviero.Ястреб -горбун итальянских ВВС. Вторая мировая война, Италия, Бомбардировщик, Длиннопост

На фронте ярко проявились недостатки S.79. Стрелковое вооружение не только размещалось на примитивных турелях, ограничивавших секторы обстрела, но и сами пулеметы имели неудовлетворительные характеристики (особенно скорострельность). Это, а также слабая бронезащита и отсутствие протектированных бензобаков резко снижали боевую ценность самолета. Огромное неразъемное крыло затрудняло ремонт в полевых условиях. Да и скорость самолета больше не являлась защитой от новейших истребителей тех лет - машина уже устарела. К началу 1941 г. число "Спарвьеро" в итальянских ВВС стало уменьшаться. В ноябре 1940 г. завод в Сесто-Календе прекратил выпуск S.79, хотя AUSA и "Реджиани" продолжали их производство. Началась замена этого самолета более совершенным (и тоже трехмоторным) бомбардировщиком Кант Z.1007.

Savoia-Marchetti SM.79 Sparviero.Ястреб -горбун итальянских ВВС. Вторая мировая война, Италия, Бомбардировщик, Длиннопост

После войны почти все уцелевшие в Италии "Спарвьеро" превратили в транспортные самолеты. Их эксплуатировала служба "Корриери аэреи милитари", перевозившая правительственных чиновников. Там S.79 летали вместе с SM.82 и разоруженными Мартин "Балтимор". Немного машин попало в летные школы. Некоторые из них переделали в буксировщики воздушных мишеней. С 1949 г. их начали заменять американские Бичкрафт С-45. К 1952 г. "Спарвьеро" совсем исчезли из парка итальянской авиации.

Savoia-Marchetti SM.79 Sparviero.Ястреб -горбун итальянских ВВС. Вторая мировая война, Италия, Бомбардировщик, Длиннопост

Всего было выпущено по разным оценкам от 1330 до 1458 S.79 - больше, чем всех остальных итальянских многомоторных бомбардировщиков вместе взятых (и около 20% всего тогдашнего производства самолетов в Италии). В какой-то степени "Горбун" стал символом итальянской авиации того времени.

Авиация и Техника

9.3K постов17.5K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Правила Пикабу

1
Автор поста оценил этот комментарий

к началу 2-й мировой войны трехмоторники почти исчезли из состава ВВС большинства стран,

А как же тетушка Ю ? составлявшую основу транспортной и десантной авиации люфтвафы

1
Автор поста оценил этот комментарий

Итальянцы не могут сделать что то обычное), всё  с какими то вензелями..