Самолёт-монумент Як-40 (RA-88180)

Попробую рассказать о самолёте (и показать) Як-40 (RA-88180), установленном в 2014 году в качестве монумента возле аэропорта «Череповец» (Вологодская область, п. Ботово).

Самолёт-монумент Як-40 (RA-88180) Як-40, Самолет, Ботово, Череповец, Памятник, Ra-88180, Длиннопост

Кратенько об истории мини-лайнеров Як-40:

1964 г. – разработан проект в опытно-конструкторском бюро имени А. С. Яковлева,

1965 г. – построен опытный образец,

1966 г. – проведены лётные испытания,

1967 г. – стартовало серийное производство,

1981 г. – выпуск остановлен (всего произведено 1011 экземпляров).

Самолёт-монумент Як-40 (RA-88180) Як-40, Самолет, Ботово, Череповец, Памятник, Ra-88180, Длиннопост

Первый в мире турбореактивный пассажирский самолёт Як-40 предназначался для местных пассажирских перевозок и авиаработ (разные его модификации служили, например, для исследования атмосферы и облаков, для испытаний пилотажно-навигационного оборудования, для проверок работы аэродромных радиотехнических средств, для наземного и воздушного десантирования людей и грузов, для перевозки раненых с возможностью оказания им медицинской помощи и т.д.).

Полёты совершались в более 300 населённых пунктов, к 1988 г. перевезено 80 млн. чел.

Рабочая лошадка Як-40 была сконструирована с огромным запасом прочности, надёжности и безопасности:

- полёты с грунтовых аэродромов – легко,

- горизонтальный полёт на одном работающем двигателе – без проблем,

- взлёт при отказе любого из трёх двигателей – не напрягаясь.

Самолёт-монумент Як-40 (RA-88180) Як-40, Самолет, Ботово, Череповец, Памятник, Ra-88180, Длиннопост

Интересный факт: в 2009 г. в гербе городского поселения Быково Раменского района Московской области появилось изображение взлетающего самолёта Як-40, т.к. первые регулярные рейсы этого мини-лайнера начались именно из аэропорта «Быково».

Самолёт-монумент Як-40 (RA-88180) Як-40, Самолет, Ботово, Череповец, Памятник, Ra-88180, Длиннопост

И вот к такому чудесному экземпляру я и добралась летом 2018 г. Он, наверное, распотрошён и замурован, внутрь, скорее всего, не попасть (во всяком случае, свободного доступа для всех желающих нет), все стратегически важные детали демонтированы, можно только ходить вокруг него и фотать, фотать, фотать (место тихое, туристы толпами не вьются)… Нафотала я так, скромненько, под сотню снимков, и это был бы не предел, но мужу было уже скучно и погнал он меня от «моей пре-е-е-лести-и-и» чуть ли не пинками. Ну, что делать, ну, люблю я самолётики, может, на старости лет повезёт в каком-нибудь авиаспоттинге поучаствовать (лирическое отступление)…

Самолёт-монумент Як-40 (RA-88180) Як-40, Самолет, Ботово, Череповец, Памятник, Ra-88180, Длиннопост

Итак, 36-местный экземпляр родился на авиазаводе в Смоленске в 1976 г., получив «имя» СССР-88180 (бортовой номер 88180) и заводской номер 9622047 (через 16 лет перерегистрирован как RA-88180).

Рост «малютки» 6,5 м и вес 9,992 т (ну, вы поняли, высота и масса пустого самолёта соответственно).

Длина 20,36 м.

Размах крыла 25 м.

Масса топлива 4,4 т.

Тип топлива ТС-1.

Максимальная коммерческая загрузка 3,24 т.

Максимальная взлётная масса 17,2 т.

Максимальная высота полёта 8,1 км.

Набор высоты 6 км за 19 мин.

Дальность полёта 1,8 тыс. км

Скорость отрыва 202 км/ч.

Скорость приземления 180 км/ч.

Максимальная скорость полёта на высоте 6 км 546 км/ч.

Длина разбега на ИВПП 920 м.

Посадочная дистанция с высоты 15 м до остановки самолёта 840 – 1000 м.

Самолёт-монумент Як-40 (RA-88180) Як-40, Самолет, Ботово, Череповец, Памятник, Ra-88180, Длиннопост
Самолёт-монумент Як-40 (RA-88180) Як-40, Самолет, Ботово, Череповец, Памятник, Ra-88180, Длиннопост
Самолёт-монумент Як-40 (RA-88180) Як-40, Самолет, Ботово, Череповец, Памятник, Ra-88180, Длиннопост
Самолёт-монумент Як-40 (RA-88180) Як-40, Самолет, Ботово, Череповец, Памятник, Ra-88180, Длиннопост
Самолёт-монумент Як-40 (RA-88180) Як-40, Самолет, Ботово, Череповец, Памятник, Ra-88180, Длиннопост
Самолёт-монумент Як-40 (RA-88180) Як-40, Самолет, Ботово, Череповец, Памятник, Ra-88180, Длиннопост
Самолёт-монумент Як-40 (RA-88180) Як-40, Самолет, Ботово, Череповец, Памятник, Ra-88180, Длиннопост

Похоже, RA-88180 обитал где-то на Дальнем Востоке, судя по информации об эксплуатантах: Аэрофлот - МГА СССР, Дальневосточное УГА; Благовещенские Авиалинии; а в 1999 г. перешёл к Авиапредприятию «Северсталь» (г. Череповец, Вологодская обл.).

Самолёт-монумент Як-40 (RA-88180) Як-40, Самолет, Ботово, Череповец, Памятник, Ra-88180, Длиннопост

20 апреля 2009 г. на рулении самолёта в аэропорту «Череповец» перед выполнением рейса по маршруту «Череповец - Внуково» произошло разрушение болта Т4701-39 крепления штока цилиндра поворота колёс передней опоры шасси. Комиссией по расследованию для сравнения был демонтирован и осмотрен болт крепления правого цилиндра. При этом видимых повреждений и трещин этого болта выявлено не было. Данный болт также был направлен на исследование, проведённое федеральным автономным учреждением «Государственный центр «Безопасность полётов на воздушном транспорте».

Вывод: «разрушение болта Т4701-39 крепления штока левого цилиндра к поворотному рычагу механизма поворота колеса передней амортстойки шасси самолёта Як-40 RA-88180 имеет межзеренный характер и происходило по механизму коррозии под напряжением с очагами зарождения трещины от коррозионных язв, расположенных на галтели R=2,5-0,2 между диаметрами Ø19Х и Ø35. Причиной разрушения является недостаточная коррозионная стойкость болтов Т4701-39 в реальных условиях эксплуатации и монтажа при отсутствии требований по тарированной затяжке».

Рекомендации: «в целях предотвращения повторных разрушений болтов Т4701-39 крепления штока цилиндров поворота к передней амортстойке шасси самолёта Як-40 ОАО «ОКБ им. А.С. Яковлева» совместно с ОАО «Гидромаш» необходимо рассмотреть вопрос о разработке конструктивных мероприятий, направленных на повышение коррозионной стойкости болтов в реальных условиях эксплуатации, а также дать рекомендации эксплуатационным и ремонтным предприятиям по безотказной эксплуатации и ремонту болтов на период до рассмотрения данного вопроса».

Самолёт-монумент Як-40 (RA-88180) Як-40, Самолет, Ботово, Череповец, Памятник, Ra-88180, Длиннопост
Самолёт-монумент Як-40 (RA-88180) Як-40, Самолет, Ботово, Череповец, Памятник, Ra-88180, Длиннопост
Самолёт-монумент Як-40 (RA-88180) Як-40, Самолет, Ботово, Череповец, Памятник, Ra-88180, Длиннопост
Самолёт-монумент Як-40 (RA-88180) Як-40, Самолет, Ботово, Череповец, Памятник, Ra-88180, Длиннопост

Прожив долгую, насыщенную полётную жизнь до 2012 г., авиапамятник RA-88180 с начала эксплуатации налетал 31726 час., совершил 24652 посадки и, выработав свой лётный ресурс, поднялся на пьедестал как символ развития авиапредприятия «Северсталь», которое началось именно с этой модели воздушных судов.

Сейчас у авиапредприятия «Северсталь» остался один рабочий борт Як-40 для рейсов в Великий Устюг (Вологодская обл.), потому что технические характеристики аэродрома на родине Деда Мороза позволяют использовать только этот тип воздушного судна.

Самолёт-монумент Як-40 (RA-88180) Як-40, Самолет, Ботово, Череповец, Памятник, Ra-88180, Длиннопост

P.s. Чукча ни разу не писатель и, тем более не фотограф. Снято на очень скромную никоновскую туфельку.

Кстати, находила на просторах интернета две фото, сделанные внутри именно этого борта. Похоже, что кто-то всё-таки проникал внутрь?

Самолёт-монумент Як-40 (RA-88180) Як-40, Самолет, Ботово, Череповец, Памятник, Ra-88180, Длиннопост
Самолёт-монумент Як-40 (RA-88180) Як-40, Самолет, Ботово, Череповец, Памятник, Ra-88180, Длиннопост
Самолёт-монумент Як-40 (RA-88180) Як-40, Самолет, Ботово, Череповец, Памятник, Ra-88180, Длиннопост
Самолёт-монумент Як-40 (RA-88180) Як-40, Самолет, Ботово, Череповец, Памятник, Ra-88180, Длиннопост
Самолёт-монумент Як-40 (RA-88180) Як-40, Самолет, Ботово, Череповец, Памятник, Ra-88180, Длиннопост
Самолёт-монумент Як-40 (RA-88180) Як-40, Самолет, Ботово, Череповец, Памятник, Ra-88180, Длиннопост
Самолёт-монумент Як-40 (RA-88180) Як-40, Самолет, Ботово, Череповец, Памятник, Ra-88180, Длиннопост
Вы смотрите срез комментариев. Показать все
1
Автор поста оценил этот комментарий

Фоток салона не хватает.

Нынешним , привычным к салонам современныйх лайнеров, трудно представить себе эти сидушки, в сравнении с которыми набитая маршрутка покажется лимузином. ПАЗ-ик, он ПАЗ-ик и есть.

раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Это вот салоны большинства современных лайнеров - набитая маршрутка с вплотную придвинутыми креслами, а в старых советских самолётах бывали разные компоновки. Например, купе со спальными местами и салон-ресторан в Ту-114. По ссылке автора ниже расстояние между креслами роскошное.

Иллюстрация к комментарию
1
Автор поста оценил этот комментарий

Внутрь я даже не пыталась пробраться - прямого доступа нет, если только вскарабкаться зимой по сугробам или привезти с собой стремянку. Вот здесь есть фото внутри, некто смелый сделал снимки кабины пилотов https://russianplanes.net/id241020 и салона https://russianplanes.net/id241022

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку