Самобичевания пост

Фейсбук привычно спрашивает, о чем я думаю. Я думаю о том как трудно стать хорошим врачом. Особенно когда ты не получаешь качественного базового медицинского образования в институте (потому что живешь в России - стране, где никто его не получает), а начинаешь учить медицину уже после института, бессистемно, по принципу "пришел сложный пациент - возьми паузу и читай-читай-читай".

Сегодня был морально тяжелый день, день смирения. Много сложных пациентов, много вопросов без ответов. Много вскрылось вещей, в которых я плохо разбираюсь, по которым у меня пробелы в знаниях. Пришли анализы ребенка с односторонними передним увеитом и коленным артритом, и их результаты оказались диаметрально противоположны тому что я ожидал увидеть. ANAs в норме, биохимия в норме, а HLA B27 положительный. И если до назначения этих анализов у меня сложилась определенная диагностическая гипотеза относительно этого ребенка, то после их получения я окончательно попал в ситуацию
- Петька, приборы
- 230, Васильиваныч
- что 230?
- а что приборы?
Надо снова открывать обзоры и перечитывать все с начала.

Приходил ребенок с дебютом витилиго, причем по местам прилегания водных очков - так я узнал что при витилиго бывает феномен Кёбнера (черт возьми, разве он не только при псориазе?!). Мама засыпала меня вопросами как это лечить, какие шансы на излечение, какой риск ассоциации с аутоиммунной патологией и проч и проч - потому что дерматологи с ней не разговаривают, а кому-то же надо. Что-то почитали с ней вместе на приеме, но это по верхам, а по-хорошему посидеть и вникнуть - надо время, надо открывать обзоры и перечитывать все с начала.

Задали мне вопрос на сайте Медиса, можно ли прививать ребенка если мама беременна вторым. Ответил нельзя, но коллеги заметили, поругались на меня, потребовали пруфлинков, и оказалось что я ошибся. Завтра будем вносить правки в мой неверный ответ. Я рассуждал, мол, живые вакцины беременным нельзя, риск плоду и проч - а тут риск инфицирования от ребенка очень высок. Вроде кажется все уже знаешь про вакцины, по крайней мере все основное - но даже и тут прокололся. Надо открывать позиции ВОЗ и статьи CDC, и перечитывать все сначала.

Коллеги-аллергологи раскритиковали выложенную мною статью о крапивнице. Я узнал, что многие мои устоявшиеся представления - суть устаревшие мифы, теперь их надо выкорчевывать из головы и сажать туда правильные знания. На это надо время, надо открывать обзоры и перечитывать все с начала.

Это очень раздражает, знаете ли. Хочется какого-то ламинарного развития, типа "так, это я уже усвоил, идем дальше", учить новое каждый день, набираться опыта и расти над собой, а на деле получается такая турбулентность в голове, что аж укачивает. Два шага вперед - три назад. Тут помню - тут не помню. Вроде вот это уже крепко выучил, но год-два не было таких больных и все, опять все забыл. И чем больше читаешь, тем больше понимаешь как мало еще ты знаешь, как бессистемны твои знания.

И, вишенкой на торте, сегодня пришло бумажное письмо на мое имя (от медпредов, наверное), с заголовком "Знаете ли вы о мукополисахаридозе 2 типа? Мальчику Брайену лечение врачами было назначено слишком поздно, а вы смогли бы не повторить их ошибку?" Что, жованыйкрот, это вообще за болезнь такая? Я один впервые о ней слышу, все вокруг уже в курсе? Повертел конверт и убрал на полку - вот читать об этой болячке в ближайшие дни руки точно не дойдут.

Но есть и хорошие новости, вроде бы. Я сегодня исправил ошибку другого педиатра: ребенка лечили несколько дней от гастроэнтерита энтерофурилом и гриппфероном, ему становилось только хуже и родители привезли ко мне за вторым мнением - я осмотрел, с ужасом диагностировал перитонит и направил в хирургию как можно скорее. Хирурги (честь им и хвала) ребенка уже прооперировали, удалили лопнувший аппендицит, поставили дренаж, лечат перитонит теперь. И вроде молодец же, хорошее дело сделал, даже погордиться немного можно, но кто сказал что окажись я на месте того участкового, с самого начала болезни - я не пропустил бы этот аппендицит? То что описывают родители в первые дни - действительно полностью укладывается в картину гастроэнтерита. Любой дурак поставит перитонит на четвертый день болезни, когда уже вынужденная поза и доскообразный живот - ты поди его вовремя поставь, особенно если попадешь на период "мнимого благополучия". Задним числом мы все мудрецы.

...Ну так вот, разберусь я с B27-ассоциированным увеитом, вникну в тонкости терапии витилиго с выраженными косметическими дефектами, разберусь с вакцинно-родственными штаммами полиомиелита и их влиянием на плод, выкрою время чтобы о мукополисахаридозах хоть по верхам почитать, даже статью найду правильную про крапивницу и переведу ее на русский, да так что коллеги-аллергологи упрекнуть ни в чем не смогут - короче исправлю все косяки этого дня, а завтра возьму и пропущу начинающуюся менингококцемию, отпущу ее домой, сказав "нужно только питье и нурофен" и погублю ребенка. Стану ли я после этого хорошим врачом? И я не знаю.

Морали не будет. Пойду спать, говорят во сне усваивается информация, полученная днем. Хотя я не удивлюсь, если в комменты этого поста завтра придут неврологи и ссылками на последние мета-анализы докажут что и это тоже миф.

Сергей Бутрий

1
Автор поста оценил этот комментарий

Не знаю поможет ли, но у инженеров и архитекторов похожие проблемы. Образование отстает лет на 40. Информации масса, литературы море (на английском, естественно), но непонятно что из этого тебе будет нужно завтра (какой заказчик придет). А "подождите, я книжку дочитаю и сделаю в лучшем виде" шанса тоже не дают, всем нужен опыт.
Узкие специалисты или практики регулярно тычут носом в важные мелочи, которые тем не менее являются принципиальными, а ты пропустил\не знал. Каждый день.
Но информация откладывается, вернее какие-то общие подходы, методики и ключевые нюансы. Специализация помогает встать на твердую землю, но лишает кругозора и работодателю ты менее интересен.
Я взял себе за правило не отвечать сразу на вопрос, всегда брать время на почитать и подумать. А также спросить коллегу, даже если он не очень в теме.

Если я работал качественно, но ошибся - я не виню себя. Это бесполезно, главное - не терять настрой и не начать халтурить. Ошибку можно запомнить и не повторять, а если сломается воля - хана.

Вам, несомненно тяжелее по всем фронтам.

раскрыть ветку
4
Автор поста оценил этот комментарий
С самого начала неверная вводная. В России ни один врач не получает нормального образования? Что, черт подери? Это на каком основании такой громкий вывод? Автор текста ( что-то мне подсказывает, что это не ТС) просидел на жопе ровно семь лет, ничерташеньки за это время в своей профессии не понял и решил, что это страна виновата? ШТА?
Я вот по образованию юрист. Юриспруденция в этом смысле намного проще медицины, кстати: для того, чтобы в этой профессии не выглядеть профаном, знать и уметь нужно намного меньше, чем начинающему хирургу, например.
И тем не менее, из того объёма знаний, которым я обладал на момент вручения диплома, преподаватели в мою голову вложили от силы процентов двадцать. Ещё процентов тридцать я получил, выполняя всякие самостоятельные работы, курсовые, рефераты и прочее. И, наконец, ещё половина - это результат моего личного свободного поиска. Это когда ты читаешь какой-нибудь обзор практики ВС РФ, натыкаешься на спорный с твоей точки зрения момент, и пошло-поехало: все свободное время - в библиотеках и на тематических сайтах., монографии, статьи, зарубежная практика, обсуждения среди опытных коллег на форумах... Грызёшь, грызёшь, грызёшь. САМ, черт подери! Без указки со стороны преподов, без ожиданий их мудрого совета, без мыслей "блин, нафига мне это?" Сам поставил себе задачу - чем труднее, тем лучше - и долбишь её до посинения. Раздолбал - ставишь следующую. И так все пять лет даже во время каникул. В итоге оказалось, что к концу обучения некоторые особенно интересные мне области я знал лучше некоторых преподов. А если я натыкаюсь на что-то, чего не знаю ( для начинающего специалиста в любой области это неизбежно всегда. Да и не только для начинающего), то это не страна виновата с её дерьмовым образованием. Это я - лично я и никто, кроме меня - виноват. Недоучил, недопонял, недостаточно сидел в библиотеках. Вуз - это не место, где тебя учат, это место, где ТЫ учишься. И за твоё образование - никудышнее или блестящее - ответственность несёшь только ты. Преподаватель - это всего лишь тот, кто проверяет твои результаты и оценивает их. И ещё на первых порах он должен показывать тебе методику: как искать источники информации, в каком ключе рассуждать, столкнувшись с неясной проблемой, где и как применять те или иные методы познания. Короче, он не учит тебя профессии - этому ты учишься сам. Он учит тебя учиться. Недолго - первые два- два с половиной года. Моё глубокое убеждение: если ты к середине третьего курса все ещё нуждаешься в советах преподавателей, - уходи из ВУЗа, эта профессия тебе не по зубам. А если ты, блин, окончив вуз, все ещё винишь Российское образование в недостатках собственной компетенции, ты вообще неизлечим.
раскрыть ветку
Автор поста оценил этот комментарий

Надо открывать обзор и смотреть всё сначала