Рождение гантраков, или Как ограбить американский караван во Вьетнаме
Многие виды импровизированного оружия обязаны своим появлением Вьетнаму. Именно там американцам пришлось пересмотреть и военную тактику, и тактику снабжения. Как вьетнамские партизаны впервые разгромили американский конвой, а США ответили созданием нового оружия — в нашей статье.
От повозок к грузовикам
Однажды вечером колонна американских грузовиков петляла среди холмов Вьетнама.
Стоп. А как она там оказалась? И почему без охраны?
Ещё в учебнике 1847 года для армии США говорилось, что безопасная проводка конвоев по вражеской территории до нужного места — одна из наиболее рискованных операций. Почему? Даже гораздо меньший отряд противника может устроить засаду и внезапно атаковать. А защищать длинную колонну трудно.
Так оно остаётся и по сей день, даже в Ираке XXI века. Однако в веке двадцатом были свои нюансы.
Уже во времена Второй мировой на часть машин ставили зенитные пулемёты на турелях. Тот же порядок оставили и в Корее. Морпехи вообще считали, что их водители при засаде должны не отсиживаться, а покидать машины и атаковать врага.
Доброе утро, Вьетнам
И тут США влезли в войну во Вьетнаме. Влезали постепенно и с неохотой, поэтому тактику не адаптировали, просто «повышали ставки» в надежде выиграть вот прямо сейчас. Местные не справляются с коммунистами? Пошлём советников. Советники не помогают? Пошлём «зелёных беретов». «Беретов» не хватает? Построим аэродромы. Аэродромы обстреливают — нужна охрана… И таким образом во Вьетнаме в середине 60-х годов неожиданно для себя оказались сотни тысяч американцев.
А партизаны тем временем не сидели без дела и повышали квалификацию. Они умели устраивать засады ещё японцам во Вторую мировую. Затем французским колоннам, которым отчаянно не хватало бронированной техники. Затем партизаны перешли к атакам на арвинов — армию Южного Вьетнама. Не спасали ни новейшие БТРы, ни даже вертолёты. Пришла очередь водителей из США.
Американские специалисты по снабжению подошли к Вьетнаму творчески. Территорию страны разделили на четыре корпусные зоны. Первый корпус — на севере, второй — Центральные равнины, третий — район Сайгона и четвёртый — дельта Меконга.
Поскольку Вьетнам очень вытянут с севера на юг, флот США построил две пристани в районе города Хюэ (центральная зона), чтобы не тащить грузы по суше. Оставалось перебросить их из портов к войскам — у города Плейку, ближе к границе. Выезжавший утром конвой в 30-40 машин обычно достигал пункта назначения к полудню.
Крупных неприятностей обычно не случалось, поэтому многие шофёры-солдаты даже не знали, что им надлежит делать в случае чего. В теории, они должны были оставить грузовики на середине дороги: на обочинах могли быть мины. А потом, стреляя из своих М14, атаковать засаду. На джипах командира конвоя и его помощника стояли пулемёты М60. Вот и всё, что было у типовой колонны.
Побоище
Вечером 2 сентября 1967 года конвой из Плейку двигался на восток, торопясь вернуться на базу до темноты. Впереди — сержант Лирой Коллинз на джипе с пулемётом.
На часах было примерно 18 часов 55 минут, когда в его джип прилетел снаряд 57-мм партизанской безоткатки. Коллинз и крикнуть не успел, как был убит. Одновременно на уровне головы шофёра взорвался «клеймор» — мина направленного действия. Водитель и стрелок ранены. А тут ещё и цистерну подбили, закупорив дорогу.
Другой грузовик подожгли в середине колонны. От 30 до 80 партизан заранее окопались и теперь стреляли по конвою с окрестных высот.
Примерно через полчаса на помощь американцам приехали два пулемётных джипа, затем ещё два. Повсюду горящие грузовики и трупы. Вертолёты палили по склонам холмов, а в 20 часов 20 минут в небе показался ганшип АС-47. Но партизаны уже давно ушли.
Прибывшие на помощь заметили: многие шофёры оставили оружие в лагере или спрятали от грязи под сиденьем. Вьетнамцы могли просто залезть на подножку и стрелять прямо в кабину.
Итог засады: семеро шофёров убиты, 17 ранены, свыше 30 грузовиков (из 37, угодивших в зону обстрела) уничтожено или повреждено. Худшие потери с прибытия транспортных частей во Вьетнам. При этом атака продолжалась от силы 15-20 минут.
Всю доктрину снабжения надо было срочно менять.
На дорогах примерно через каждые три мили поставили блокпосты с танками и БТРами. На части грузовиков кузова обили досками, увешали мешками с песком и поставили внутрь по паре 7,62-мм пулемётов М60 на машину. Рядом с водителем теперь сидел унтер с гранатомётом М79. Часть экипажей добавляла и 12,7-мм пулемёты М2. Получились «гантраки» — вооружённые грузовики.
Однако мешки во вьетнамском климате быстро промокали -поэтому от них отказались. И перешли к стальным «коробам» толщиной от четверти до трёх четвертей дюйма.
Дизайн чудо-техники выбирали в США — поэтому в бортах проделали бойницы, хотя во Вьетнаме через них никогда не стреляли. Пулемётчики просто вели огонь поверх бортов. Также в бою почти никогда не опускали защиту ветрового стекла — обзор был важнее.
И уже 24 ноября новый конвой угодил в новую засаду. Всего ехало 43 пятитонных грузовика, 13 машин в 2,5 тонны и ремонтный грузовик под защитой шести гантраков и трёх джипов. Колонну разбили на шесть групп по десять машин, каждую прикрывал свой гантрак.
Сержант Кристофер на ведущем гантраке первым увидел на обочине белые мешки. В них обычно лежали мины из удобрений. Сержант заорал водителю «Засада!» Два пулемётчика его гантрака открыли огонь. И тут в конвой полетели снаряды безоткаток советского производства.
Начался полный хаос. Снаряды рвали покрышки, пробивали броню, поджигали грузовики. На обочинах подрывались мины. Шофёры на полной скорости пытались обогнуть подбитые машины — но вырваться удалось лишь одному. В пылающих грузовиках рвались снаряды, топливо из цистерн хлестало на дорогу. Невредимыми остались лишь два гантрака из шести.
Однако эти гантраки смогли продержаться до прибытия подмоги с ближайшего блок-поста. Когда бой закончился, на месте засады насчитали 41 убитого партизана, четырёх раненых взяли в плен. Американцы потеряли десять простых грузовиков, четыре гантрака, двоих убитыми и 17 ранеными.
Так во Вьетнаме прошли боевое крещение первые гантраки. В истории импровизированного оружия началась новая эра.
Источник: warhead.su
И это неудивительно, противостоять засаде можно, имея значительное превосходство в огневой мощи и никак иначе.
надо было просто взять водителем этого парня