Ридли Скотт и Чужие. Решил вот свое видение ситуации написать.

Ридли Скотт уже давно приобрел репутацию режиссера спорного и переоцененного. Он разрабатывал Гладиатор 2 – фильм о приключениях Максимуса в загробном мире(от идеи студии о полусиквеле-попуприквеле, где бы пересекались несколько растянутых на десятилетия сюжетных линий, одна из которых была бы посвящена прошлому Максимусу, он отказался.), снял неплохое, но политкорректное и приглаженное “Царство небесное”, “совершенно случайно” погубившее ранее начатый фильм Верхувена и Шварценеггера “Крестовый поход” - сценарий, наполненный кровью, кишками, грязью, политикой и религиозными отсылками.

Проще говоря, на каждый шедевральный фильм уровня Чужого или Бегущего по лезвию он снимает несколько слабых фильмов, а то и откровенно неудачных. Ярким примером тому могут служить спорный Прометей или откровенно неудачный Чужой: Завет. Я не раз слышал мнение – это не понятые шедевры, виноваты сценаристы, студия, коварные ниндзя, но не Ридли. И почти во всем это полнейшая неправда.

Разработка самого первого Чужого была крайне трудна почти с самого начала – отношения сценаристов (Дэн О`Бэннон и Рональд Шусетт) и компании (Гайлер и Хилл) сразу не заладились. Имена О`Бэннона и Шусетта даже просто пытались убрать из сценаристов и выдать сценарий за оригинальную, не имеющую к ним разработку. Но потом в проект пришел Ридли и работа пошла. О`Бэннон дал идею привлечь в фильм Гигера, Фосса и Жана Жиро, знакомых ему по разработке Дюны Ходоровски. На съемках Ридли показал себя не только гением, но и обладателем весьма дурного и, как мне кажется, самовлюбленного характера. Кстати, мертвый Инженер был убит в сценарии не грудоломом, но зрелым Чужим, вырвавшим сердце Инженеру. Да и закончиться фильм должен был более своеобразно - Чужой откусывал Рипли голову и ее голосом отправлял сообщение на Землю. Но идею режиссера никто из членов съемочной группы ее не поддержал и потому она не подвергалась дальнейшее проработке. И слава богу.

Вышедший в свое время Чужой был шедевром и дал старт целой серии удачных и не очень сиквелов и подражаний от Чужих Кэмерона до Галактики ужаса. И хоть лично мне больше нравятся именно Чужие Кэмерона, но непревзойденным шедевром считается именно первый Чужой. Так что пошло не так с новыми фильмами Скотта по вселенной?

Идея Чужого 5 бродила давно. Еще до первого Чужой против Хищника Кэмерон написал сценарий фильма, который должен был наконец раскрыть тайну происхождения инопланетного звездолета на LV-426. По его собственным словам, в пятой части истории Кэмерон планировал исправить то, что авторы “Чужого 3” сделали с "его персонажами". К сожалению, подробности того, как именно он собирался это сделать, так и остались тайной. Режиссером фильма планировал стать Ридли Скотт, о чем была достигнута соответствующая договоренность. Где-то в это же время по сети стал гулять слух, что Арнольд Шварценеггер заинтересовался проектом и готов исполнить в нем одну из ролей. К сожалению, ничего более о фильме не известно. Студия предпочла запустить ЧпХ и Чужой 5 умер. Но вполне возможно, что именно отказ Кэмерона от разработки “Чужого 5” стал своеобразной точкой отсчета для приквела “Чужого”. Ридли Скотт всерьез загорелся идеей вернуться к инопланетному космическому кораблю и его создателям, но решил вместо продолжения, рассказать предысторию событий, произошедших на LV-426. Чтобы заручиться поддержкой студии, в 2009 году он устроил презентацию, где подробно рассказал о своем видении будущего фильма. Скотт добился своей цели – студия согласилась вернуться к Чужому, но при условии, что британец лично срежиссирует фильм. Сценаристом выступал сперва Джон Спэйтс, потом для переработки и удешевления был нанят Дэймон Линделоф. Обзор их версий сценариев доступен в ЖЖ у Кирилла Размысловича. Весьма интересный материал, более понятный и не изобилующий таким количеством ошибок, как фильм Прометей. В сценарии Спэйтса Инженеры имели, как видно их концептов, вполне инопланетный вид(на людях с белой кожей настоял Ридли), а вместо странного масла присутствовали яйца Чужих. Так же глупо ведущие себя в фильме Миллберн и Файфилд все же были старателями, а не учеными. Также четко называлась причина ненависти инженеров к людям (те убили Инженера-Христа), обьяснялась агрессия разбуженного в финале инженера(тот был уже заражен Чужим и ждал в капсуле помощи, а люди, разбудив, убили его) а в финале вместо драки с инженером была драка с ультраморфом, новым Чужим, вылезшим из Инженера. Сценарий был неплох, но требовал больших денежных вложений. Поэтому был нанят Линделоф для удешевления. Это понятное и логичное решение. Многие дорогие сцены исчезли, исчезли Чужие и появилось масло, на определенном этапе даже всплыло искреннее (и непонятное мне) желание Ридли Скотта привязать Прометея к вселенной Бегущего по лезвию – на концептах фигурирует андроид Рой Бетти в составе наемников Вейланда, а сама компания называется не Вейланд-Ютани, но Вейланд-Тирелл(в честь Элдона Тирелла). НО! Почти все глупые моменты, появившиеся в фильме, в обоих сценарии отсутствовали! Возникает резонный вопрос – кто же все-таки автор этих, резанувших глаз весьма большому количеству зрителей моментов, если их не было даже в поздних версиях сценария? Кто вообще отвечал за научную составляющую фильма? И тут выглядит странным поведение Ридли Скотта, обвинившего во всех грехах сценаристов. Хотя ошибок и глупостей фильма в них не было. Конечно, без продюсеров точно не обошлось, но ,когда смотришь допматериалы, очень заметно раболепие с которым вся команда носится вокруг режиссера и боится слово поперёк сказать. Даже несколько раз проскакивают фразы вроде "мы тут всякого напридумывали, а утром пришел Риддли и сказал хочу вот так". Но во всем обвинили Линделофа.

При всех минусах лично мне Прометей понравился. Хоть он и выглядел “Хребтами безумия” в космосе, хоть и всплыл слух о неслучайной схожести Прометея и старого фильма "Планета вампиров", но у него был потенциал, который можно было развить в следующих частях. Критики Прометея создатели не учли – решено было вернуться к теме именно Чужих, убранных по какой-то причине из Прометея. Тут и всплывает проект Бломкампа, названный вновь “Чужие 5”. Шумиха вокруг него разгорелась из-за концептов, выложенных в сети. Сюжетно проект должен был игнорировать 3 и 4 части, вернуть часть старых героев (Хикс,Ньют и Рипли) и представить новых, с которыми позднее в случае успеха и снимали бы продолжение. Сложно сказать, на какой стадии был проект, но Сигурни Уивер, Майкл Бин и Джеймс Кэмерон были в восторге после прочтения его сценария, в сети бродили фото Бина в новом гриме Хикса и новой импульсной винтовки, но Ридли же заявлял об отсутствии сценария. После выхода Прометея Ридли вообще стал странно себя вести, всячески унижал создателей других частей Чужих, постоянно менял количество сиквелов Прометея от одного до 4-6. Чужой Бломкампа был закрыт и сам режиссер, говоря о причинах этого, намекает на Ридли Скотта, подтверждая ходившие ранее слухи. Ридли Скотт тормозит разработку «Чужого 5» в пользу своего сиквела «Прометея». Возможно, причиной была своеобразная репутация Бломкампа, возможно – боязнь Ридли за кормушку и нежелание отдать проект в чужие руки. Ведь не просто так он категорически игнорирует все фильмы о Чужих кроме своих работ. Можно, конечно, обвинить студию в закрытии Чужого 5 из-за недоверия к режиссеру, но вскоре после он был нанят ТОЙ-ЖЕ студией для работы над другим фантастическим фильмом «Унесённый мир» (The Gone World). А сценарий Бломкампа… Говорят, его прибрал Ридли Скотт для переработки для 3ей части.

Потом был снят Завет и… все, что могло пойти плохо, пошло плохо. Фильм категорически плевал на все каноны вселенной и на логику. Кто-то может сказать, что все дело в Ридли Скотте, три года метавшимся между состояниями «Чужой устарел и никого не пугает, мы продолжаем историю Шоу» и «Я отец Чужого и потому лишь я могу глумиться над ним, а ты сиди и рисуй свои картинки дальше Нил Бломкамп». Но конечно же, это не так. Можно не сомневаться, что причина такой стремительной смены сюжета вызвана чистым вдохновением, а не желанием заработать быстрых денег на волне возродившего было интереса к ксеноморфам. Инженеры уменьшились еще больше по сравнению с Прометеем и резко поглупели, герои ведут себя как команда идиотов, забивающих на миссию и летящих нюхать растения на левой планете и тд. Перечислять несуразности, глупости и ошибки фильма можно просто бесконечно. Проще перечислить плюсы – там есть религиозные и философские отсылки и это все. Да и они топорные. Фильм откровенно выглядит просто спешной попыткой срубить денег на волне любви к ксеноморфам. Фильм действительно выглядит плевком в лицо. Фильм полон тупейших штампов вплоть до убийства в душе, а персонажи чувств не вызывают и абсолютно не прописаны. Не цепляет сюжетная линия создания Чужих, потому что строится на нелогичностях и неувязках, огромных дырах, которые сценарий предпочитает множить, но никогда – заполнять здравыми объяснениями. Фильм вышел мерзкой халтурой, страшной в своей нелепости и несуразности. Но все это уже не раз освещалось.

Что же дальше – опять отвечает ветряк Ридли Скотт. До выхода Завета и последовавших слабых сборов и волны критики синопсис 3го фильма звучал примерно так - Мы уже начали писать сценарий. Там будет три или четыре исследователя. Одним из них будет Инженер [Создатель], который вернулся на свою планету и убедился в том, что она уничтожена. Я думаю, что эти корабли регулярно прилетают и улетают. Я их вижу как садовников космического пространства. Дальше нас ждёт возвращение на планету. Так же всплывала мать Рипли. Зачем она там? Но после неудачи Завета Ридли Скотт изменил мнение - Зрители хотели видеть на экранах инопланетян, пожирающих лица и дробящих грудные клетки: что ж, я показал их в «Завете», где подобные сцены смотрелись прекрасно. Но, думаю, что тем, кто будет смотреть следующие фильмы, нужны идеи и решения более интересные. Поэтому я считаю, что настало время показать куда более опасную и любопытную угрозу». ” Зверь окончательно выдохся”(о ксеноморфах), «Мне кажется, эволюция Чужого практически завершена. В следующем фильме мне бы хотелось переключиться на другую историю. Представьте себе мир, который создал бы искусственный интеллект, ставший лидером незнакомой планеты».

Но окончание многострадальных приквелов Ридли Скотта под вопросом. Студия FOX так и не решилась дать третьей части зеленый свет, поднимался вновь вопрос о передаче франшизы другому режиссеру, смене направления развития. Теперь же права на франшизу оказались у Диснея и даст ли компания зеленый свет 3 части столь спорной трилогии? Большой вопрос.

1
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Да Ридли просто поехал на религии вот и всё.
Автор поста оценил этот комментарий

@nixman, Этот пост специально для тебя! Теперь ты будешь знать о Чужих хоть что-то.

Автор поста оценил этот комментарий

Многое для поста взял в ЖЖ у Кирилла Размысловича - там очень подробные разборы сценариев.

1
Автор поста оценил этот комментарий
Мне безумно понравилась идея обоих фильмов. Но реализация просто -10 из 10. После просмотра не мог поверить, что столь хороший режиссер может так поглумиться над своим фильмом. Скорей всего Ридли решил кому то насолить.