Речной флот: Суда на подводных крыльях

Приподнявшись над поверхностью воды, эти суда проносятся мимо со скоростью курьерского поезда; вместе с тем они предоставляют своим пассажирам такой же комфорт, как на реактивном воздушном лайнере.

Только в одном Советском Союзе — ведущей стране по судам этого класса — суда различных типов на подводных крыльях ежегодно перевозили на регулярных линиях более 20 млн. пассажиров.

В 1957 году с Феодосийского судостроительного завода в Украине сошла первая «Ракета» проекта 340.

Теплоход способен был развивать неслыханную по тем временам скорость 60 км/час и брать на борт 64 человека.

Речной флот: Суда на подводных крыльях Речной флот, Ракета, Метеор, Восход, Судно на подводных крыльях, Длиннопост
Речной флот: Суда на подводных крыльях Речной флот, Ракета, Метеор, Восход, Судно на подводных крыльях, Длиннопост

Вслед за «Ракетами» в 1960-х появились более крупные и комфортабельные двухвинтовые «Метеоры» производства Зеленодольского судостроительного завода. Пассажировместимость этих судов составляла 123 человека. Теплоход имел три салона и бар — буфет.

Речной флот: Суда на подводных крыльях Речной флот, Ракета, Метеор, Восход, Судно на подводных крыльях, Длиннопост
Речной флот: Суда на подводных крыльях Речной флот, Ракета, Метеор, Восход, Судно на подводных крыльях, Длиннопост

В 1962 году появляются «Кометы» проекта 342м, фактически те же «Метеоры», только модернизированные для эксплуатации в море. Они могли ходить при более высокой волне, имели радиолокационное оборудование (РЛС)

Речной флот: Суда на подводных крыльях Речной флот, Ракета, Метеор, Восход, Судно на подводных крыльях, Длиннопост
Речной флот: Суда на подводных крыльях Речной флот, Ракета, Метеор, Восход, Судно на подводных крыльях, Длиннопост

В 1961 году, одновременно с запуском в серию Метеоров и Комет, нижегородский судостроительный завод «Красное Сормово» спускает на воду судно проекта 329 «Спутник» — самый крупный СПК. Он перевозит 300 пассажиров, со скоростью 65 км/час. Также, как и с Метеором, построили морскую версию «Спутника», названную «Вихрь». Но в течение четырех лет эксплуатации, выявилась масса недостатков, в том числе — большая прожорливость четырех двигателей и дискомфорт пассажиров из-за сильной вибрации.

Речной флот: Суда на подводных крыльях Речной флот, Ракета, Метеор, Восход, Судно на подводных крыльях, Длиннопост

Для сравнения «Спутник» и «Ракета»

Речной флот: Суда на подводных крыльях Речной флот, Ракета, Метеор, Восход, Судно на подводных крыльях, Длиннопост

«Спутник» сейчас...

В Тольятти из него сделали то-ли музей, то-ли кабак. В 2005 году случился пожар. Сейчас это выглядит так.

Речной флот: Суда на подводных крыльях Речной флот, Ракета, Метеор, Восход, Судно на подводных крыльях, Длиннопост
Речной флот: Суда на подводных крыльях Речной флот, Ракета, Метеор, Восход, Судно на подводных крыльях, Длиннопост

«Буревестник» — одно из самых красивых судов из всей серии! Это газотурбоход разработки ЦКБ СПК Р.Алексеева, г.Горький. «Буревестник» был флагманом среди речных СПК. Имел силовую установку на основе двух газотурбинных двигателей позаимствованных из гражданской авиации (с Ил-18). Эксплуатировался c 1964 г. до конца 70-х годов на Волге на маршруте Куйбышев — Ульяновск — Казань — Горький. «Буревестник» вмещал 150 пассажиров, и имел эксплуатационную скорость 97 км/час. Однако в серийное производство не пошел — два авиационных двигателя производили большой шум и требовали много топлива.

Речной флот: Суда на подводных крыльях Речной флот, Ракета, Метеор, Восход, Судно на подводных крыльях, Длиннопост

С 1977 года не эксплуатировался. В 1993 году разрезан на лом.

Речной флот: Суда на подводных крыльях Речной флот, Ракета, Метеор, Восход, Судно на подводных крыльях, Длиннопост

В 1966 году гомельский ССРЗ выпускает судно для неглубоких рек, глубиной чуть более 1 метра «Беларусь» пассажировместимостью 40 человек и скоростью 65 километров в час. А с 1983 года станет выпускать модернизированную версию «Полесье», которая уже берет на борт 53 человека при той же скорости.

Речной флот: Суда на подводных крыльях Речной флот, Ракета, Метеор, Восход, Судно на подводных крыльях, Длиннопост
Речной флот: Суда на подводных крыльях Речной флот, Ракета, Метеор, Восход, Судно на подводных крыльях, Длиннопост

Ракеты и Метеоры старели. В ЦКБ Р. Алексеева создавались новые проекты. В 1973 году Феодосийский судостроительный завод спускает на воду СПК второго поколения «Восход».

«Восход» — это прямой приемник «Ракеты». Это судно экономичней и вместительней (71 чел.).

Речной флот: Суда на подводных крыльях Речной флот, Ракета, Метеор, Восход, Судно на подводных крыльях, Длиннопост
Речной флот: Суда на подводных крыльях Речной флот, Ракета, Метеор, Восход, Судно на подводных крыльях, Длиннопост

В 1980 году на ССЗ им. Орджоникидзе (Грузия, Поти) открывается производство СПК «Колхида». Скорость судна 65 км/час, пассажировместимость 120 человек. Всего было построено около сорока судов. В настоящее время в России эксплуатируются только два: одно судно на линии Санкт-Петербург — Валаам, под названием «Триада», другое в Новороссийске — «Владимир Комаров».

Речной флот: Суда на подводных крыльях Речной флот, Ракета, Метеор, Восход, Судно на подводных крыльях, Длиннопост
Речной флот: Суда на подводных крыльях Речной флот, Ракета, Метеор, Восход, Судно на подводных крыльях, Длиннопост

В 1986 году в Феодосии был спущен на воду новый флагман морских пассажирских СПК двухпалубный " Циклон", который имел скорость 70 км/час и брал на борт 250 пассажиров. Эксплуатировался в Крыму, потом был продан в Грецию. В 2004 году вернулся в Феодосию на ремонт, но стоит там до сих пор в полуразобранном состоянии.

Речной флот: Суда на подводных крыльях Речной флот, Ракета, Метеор, Восход, Судно на подводных крыльях, Длиннопост
Речной флот: Суда на подводных крыльях Речной флот, Ракета, Метеор, Восход, Судно на подводных крыльях, Длиннопост

Источник: http://back-in-ussr.com/2013/10/rechnoy-flot-suda-na-podvodn...

23
Автор поста оценил этот комментарий

Эх, сколько по Волге изъезжено на Ракетах, Метеорах и Восходах) Ещё в начале 90-х ходили как автобусы

раскрыть ветку
6
Автор поста оценил этот комментарий
Эксплуатировался c 1964 г. до конца 70-х годов на Волге

На моей памяти до середины 80х. Дача на острове на Волге. Я буревестники помню, невероятно шумное судно. Наверное как-то шумоизолировали салон, чтоб пассажиры не оглохли. Потому что когда буревестник пролетал по фарватеру в километре от острова говорить на берегу было невозможно. Только орать.

13
Автор поста оценил этот комментарий

Буквально же на днях была информация interfax, что в ближайшее время ЦКБ им Алексеева собирается начать производство обновленных Метеоров. Вот, нашел: http://interfax.az/view/743115

раскрыть ветку
6
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Самара-Тольятти, две недели назад. Шлюзование, вид с идущего на полном ходу Восхода и тот самый Метеор на берегу.

Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
4
Автор поста оценил этот комментарий

Когда мы отдыхали на острове Крк в начале 2000-х, купили однодневную путёвку морем в Венецию. И каково было наше удивление, когда к причалу подошёл наш Метеор или Спутник, о которых мы в России давно уже забыли. Дошли быстро и с комфортом. А сейчас у нас в Самаре нашли чудом недорезанные два Восхода и наладили скоростные маршруты в Толтятти и село Ширяево. Так вот для сравнения: Омик идёт в Ширяево 2,5- 3 часа, Восход — 40 минут, билеты: на Ом, по моему, 100 рублей( давно не ездил), на Восход — 400. Но, работники Восхода говорят, что рейсы убыточные, так как расход соляры очень большой и без дотаций эти маршруты не выживут(