Реальная история «красавицы» и «чудовища»

Реальная история «красавицы» и «чудовища» История, Сказка, Возрождение, Легенда, Ренессанс, Искусство, Литература, Фольклор, Длиннопост

В долине среди Восточных Альп стоит замок Амбрас, известный своим музеем диковинных вещей. Одна из них — вековой портрет Петруса Гонсалвуса. Этот человек с необычайно волосатым телом жил в эпоху Возрождения и проделал невероятный путь от раба до любимца знати. Скорее всего, его супружеская жизнь легла в основу той самой сказки.

Под закат 15 века испанцы окончательно разбили гуанчей — коренных жителей Канарских островов — и установили свою власть на архипелаге. Уцелевшие аборигены стали рабами либо приняли культуру христиан. Десятки лет спустя среди гуанчей обнаружили странного мальчишку, полностью покрытого волосами. Его схватили, посадили в клетку и увезли на материк.

Ребенка воспринимали как животное и даже кормили сырым мясом. Но хотя неординарная внешность и навлекла беду на мальчика, она же спасла его от участи других рабов. В 1547 году невольника преподнесли как подарок французскому королю Генриху II. Тогда ребенку было около десяти лет.

К счастью для раба, за звериным обликом монарх увидел человека и решился на эксперимент. Мальчика освободили из клетки, кормили нормальной едой и главное — воспитывали и учили. Ему дали имя Петрус Гонсалвус. Вскоре он поразил весь двор, овладев несколькими языками и научными знаниями.

Реальная история «красавицы» и «чудовища» История, Сказка, Возрождение, Легенда, Ренессанс, Искусство, Литература, Фольклор, Длиннопост

Петрус и Катрин Гонсалвусы // Йорис Хуфнагель, 1575-1580 гг. // Washington, National Gallery of Art

Учтивый и способный чужеземец стал настоящим любимцем короля. К нему хорошо относились и даже подыскали супругу. Известно, что ее звали Катрин и, судя по сохранившимся портретам, она была весьма красивой. У них родилось около семи детей, четверо из которых унаследовали аномальные отцовские черты.

Петрус Гонсалвус провел 42 года при дворе. После смерти правителя о гуанче и его близких заботилась королевская вдова Екатерина Медичи. Но когда ее не стало, семья Гонсалвусов потеряла защиту и была вынуждена искать покровителей среди других знатных родов. В конце концов их следы затерялись в истории.

В Петрусе и членах его семьи богачи видели чудеса природы, диковинки и считали престижным держать волосатых людей при себе. Художники охотно писали их портреты. Большой поклонник искусства Фердинанд II, правитель Передней Австрии и Тироля заполучил серию картин с Гонсалвусами для своей кунсткамеры в замке Амбрас. Эти портреты сохранились до наших дней.

Реальная история «красавицы» и «чудовища» История, Сказка, Возрождение, Легенда, Ренессанс, Искусство, Литература, Фольклор, Длиннопост

Портреты Петруса и его дочери Маддалены // неизвестный художник, около 1580 г. // Kunsthistorisches Museum Wien

Внешность людей на картинах — не художественное преувеличение. Итальянский ученый Улиссе Альдрованди видел Гонсалвусов собственными глазами и подробно описал их в книге Monstrorum Historia. Он ошибочно считал Петруса представителем расы диких людей из канарских лесов.

Наука того времени ничего не знала о мутациях. Но современные ученые объясняют феномен Гонсалвусов редким генетическим заболеванием — гипертрихозом, которое вызывает избыточный рост волос. В истории описаны десятки подобных случаев. Но «лесной человек» с острова Тенерифе стал первым из них.

Как считают фольклористы, Петрус и Катрин были прототипами главных героев «Красавицы и чудовища». Прямых доказательств этому нет, но сходство сказочного сюжета с историческими событиями очевидно. Кроме того, на старинных иллюстрациях чудовище тоже страдает от избытка волос, что косвенно указывает на связь с Гонсалвусом.

Интересуетесь историей и культурой? Заходите в паблик Lux Arcana.

Источники:


1. The Wild and Hairy Gonzales Family // OpenEdition Journals, 2014.


2. Portraits of Human Monsters in the Renaissance // Medieval Institute Publications, 2018.


3. The real Beauty and the Beast // Smithsonian Channel.

Лига историков

13.2K постов49.3K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
9
Автор поста оценил этот комментарий

Буквально неделю назад была в историческом музее Вены и видела такую картину. Подумала, что что-то из современноги искусства", а оно вон как, оказывается

раскрыть ветку (6)
9
Автор поста оценил этот комментарий

А подписи к картине не было? Или 16ый век - современное искусство?

ещё комментарии
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку