Работа в оркестре. Часть 2

Всем привет! ВНЕЗАПНО, первая часть всем понравилась, а посему часть вторая.

Эту часть я посвящу всему, что окружает нас в яме. Начнем с дирижера. Фигура мистическая, окутанная тайнами и домыслами.
Дирижера можно сравнить с музыкантом, играющим на рояле, только вместо клавиш наши нервы мы. В его заботе , во-первых, показывать первую долю, четко показывать сетку, показывать темповые отклонения (замедлить/ускорить), махнуть солистам на их вступления, и, если это балет, то показать нам последний аккорд номера, совпадающий с приземлением балерины/принятием ей/им соответствующей помпезной позы. Также ему необходимо контролировать оркестр, чтобы, не дай Слаанеш, не развалились. В общем, обязанностей шо писдес. И хороший дирижёр все это делает, вдохновляя нас на лучшее качество исполнения. Как мы реагируем на плохого дирижера, думаю, не стоит рассказывать.

Работа в оркестре. Часть 2 Длиннопост, Театр, Симфонический оркестр, Оркестр

Дирижеская сетка

Второй по важности предмет в оркестре - ноты.

В принципе, оркестровые партии ничем не отличаются от нот пьес музыкальной школы, кроме размера. Например, партия 2 скрипок в "Свадьбе Фигаро" Моцарта занимает 147 страниц мелким шрифтом. Партия "Спящей красавицы" Чайковского или его же "Пиковой Дамы" уже выглядит как хороший увесистый том высотой в 2-3 сантиметра (правда, там бумага плотная). Сводная партитура этих же произведений у дирижера выглядит как 2 библии (ну серьезно, там прямо 2 отдельных толстенных тома).
Большинство нот у нас рукописные, ещё советские, от которых веет временем и аллергией. Принтеров не было и рабы специальные переписчики от руки или штампиками писали все эти десятки партий. Затем, уже у оркестрантов, эти партии дополняются штрихами (у нас это куда вести смычок - вверх, вниз, соседу в глаз), пометками и рисунками.
Как правило, большинство рисунков появляются в партиях духовых инструментов, ибо их композиторы используют только когда нужно.
Сейчас же все набирается на компе в программах типа Finale, и печатается бездушным принтером, хотя иногда редкие ноты берутся у коллег из других театров или филармоний и ксерокопируются и всегда можно поржать над надписями в стиле "теперь соситесь" в дуэль-сцене Евгения Онегина (в это время секундант поет "теперь сходитесь"), измененным названием Agnus Dei на Anus Dei (на латыни anus - это старуха, все в порядке, батюшка) и прочим важным творчеством.

Следующая важная штука - это пульт. Нет, не TV, и нет, не пульт управления ядерным реактором. Наш пульт - это подставка для нот, имеющая ещё одно стремное название - пюпитр.

Работа в оркестре. Часть 2 Длиннопост, Театр, Симфонический оркестр, Оркестр

Ооочень бюджетный (ну или походный) вариант

Работа в оркестре. Часть 2 Длиннопост, Театр, Симфонический оркестр, Оркестр

Более удобный вариант.

Но наши пульты ещё советские, сделанные из стратегического чугуния, каждый весит под 15 кг, и каждый оснащен подстаканником, патроном для лампы, выключателем, розеткой и проводом с вилкой. Таким образом все 30+ пультов в яме собираются в простейшую последовательную электрическую цепь, поэтому, если у кого-то вывалилась вилка, то вырубается свет у всех по цепи, что почти весело.

Пока все. Пишите в комментариях, про что рассказать в следующей части.

22
Автор поста оценил этот комментарий

"Как мы реагируем на плохого дирижера, думаю, не стоит рассказывать." Воу! Мне кажется - это самое интересное!!!

раскрыть ветку
10
Автор поста оценил этот комментарий

Под окнами музыкального училища:

- Машаа! Мааашаа!! Маааашаааа!

Вахтерша:

- оркестр на гастролях, ебите хор!

9
Автор поста оценил этот комментарий

"... всегда можно поржать над надписями в стиле "теперь соситесь" в дуэль-сцене Евгения Онегина..."

О, дааааа.... Эти божественные надписи в партитурах, сделанные легкой рукой в порыве творческого вдохновения! И эти надписи, выцарапанные на партах музыкального училища в минуты тяжкого похмелья! До сих пор помнятся бессмертные творения Скрягина "Поем я из таза" (Поэма экстаза) и  Крымского-Персикова "В снегу рачком" (Снегурочка). А также стихотворное творчество типа "Долой светскую этику, даешь ПИВО теоретику!"

48
Автор поста оценил этот комментарий

вот оно че. а я думал он по приколу просто палочкой махает, зрителям показывает - "Смарите туда, ща как альты забабахают соляк,охуеете!"

раскрыть ветку
5
Автор поста оценил этот комментарий

Чисто гипотетически, я делаю стоковою музыку в стиле Эпик Синематик и продаю её на кое-каком сайте...

И вот внимание вопрос:

Есть ли варик как то договориться с оркестром, распечатать вам необходимые партитуры?

Сколько по времени нужно для изучения своих партий?

И сколько будет стоить заценить свой трек в исполнении живым оркестром хотя бы разок?))

раскрыть ветку