"Костромская слобода". Подробный обзор памятников. Часть 2.
Продолжаем обзор архитектурно-этнографического и ландшафтного музея "Костромская слобода"
не смог удержаться, извините.
хранитель музея.
киса напозировала на отдельную папку в моём каталоге.
А сидит киса на выпуске бревна часовни конца XVII века неизвестного посвящения из деревни Большое Токарево Солигаличского района. Перевезена в 1969 году, реставрирована в 1969-1970 гг. по проекту И.Ш. Шевелева.
у часовни весьма необычное сужение основного объёма кверху.
на фото горизонт не завален!
Следующая по старшинству идёт церковь Спаса из села Фоминского Костромского района; 1712 год.
Перевезена в музей в 1968 году, реставрация в 1968-1970 под руководством И.Ш. Шевелева при консультации А.В. Ополовникова.
вид с северо-востока
Село Фоминскоевпервые упоминается в 1551 году, в XVII веке принадлежало Спасо-Геннадьеву монастырю, а Спасская церковь поставлена на месте более древней шатровой Димитрия Прилуцкого. В 1844-1847 гг. построили каменную Димитриевскую церковь, а деревянную Спасскую, видимо, упразднили.
Крыльцо ко времени реставрации было утрачено. С одной стороны, его воссоздание было в значительной степени необоснованным, с другой - без него церковь выглядела бы незавершённой. В церкви сохранились тонкой работы замок и пристенные лавки.
Дом Скобелкина из деревни Стрельниково Костромского района, середина XVIII века.
Перевезён в музей в 1985-1986 гг., восстановлен в 1987-1988 по проекту В.С. Шапошникова.
Одна из старейших деревянных гражданских построек не только Костромской области, но и вообще России. После продолжительной реставрации для экспозиции ("Быт старообрядцев") так и не была открыта (2017-й год).
Наличники с завитками - не иначе как реплика барокко. "хочу шоб как в столицах!"
Объёмы разной длины сзади тем не менее образуют одну плоскость. Ведь можно было и наоборот, но тогда не было бы такой интересной игры объёмов на главном фасаде!
Часовня из деревни Притыкино Шарьинского района, XVIII-XIX вв.
Перевезена в музей и восстановлена под руководством И.Ш. Шевелева в 1969-1970 гг.
В деревне стояла в центре фронтальной застройки, на высоком берегу Ветлуги и служа ориентиром для проходящих по ней судов.
Представляет из себя башню с двумя восьмериками на четверике. Логика развития объёмов подсказывает, что возможно был и третий восьмерик (или задумывался, но не был реализован - ответ, по идее, должна была дать реставрация, но его почему-то нет).
Церковь Илии Пророка из села Березовец Солигаличского района, датировка чрезвычайно широкая, но большинство исследователей склоняются к XVIII веку.
Перевезена в музей в 1970 г. и реставрирована по проекту В.С. Шапошникова в 1970-1977 гг., при этом были воссозданы паперть и железные кровли конца XIX века.
Косой верхний восьмерик - "так и было".
В интерьере летнего (верхнего) храма сохранилось "небо" - свод, оклеенный полотнищами с изображениями Страстей Христовых (сер. XIX - н. ХХ в.). Восстановлен четырехъярусный иконостас, датируемый XVIII веком. Интересна деревянная резная сень, убранство которой отличается от убранства иконостаса.
Дом Лоховой из деревни Вашкино Чкаловского района Нижегородской области, XIX век.
В музее оказался по той причине, что до революции эта деревня входила в состав Юрьевецкого уезда Костромской губернии. Перевезён в 1972, реставрирован в 1973-1977 гг. под руководством В.С. Шапошникова.
Дом "на два коня" - под одним коньком - жилые помещения: изба, сени, горница; под вторым, стоящим встык параллельно - хозяйственный двор и баня.
Дом украшен долблёной непросечной резьбой, а также классицистическими тягами.
План.
Усадьба Тарасова из деревни Мухино (Емское) Вохомского района, первая половина XIX века.
Усадьба включает "чёрную" ("курную") избу и амбар (житницу).
В 1965 перевезён дом, в 1969 - житница; в 1970 отреставрирован житница, в 1973-1978 - дом по проекту И.Ш. Шевелева и В.С. Шапошникова.
В интерьере присутствуют росписи.
Дом. общий вид.
Амбар. общий вид.
экспозиция посвящена свадебным обрядам.
Убранство крылец.
Дом Липатова из деревни Кобылино (Журавлево) Макарьевского района, 1857 год, артель Емельяна Степановича Зирина.
Перевезён и реставрирован в 1982-1983 гг. по проекту В.С. Шапошникова.
Дом типа "брус" - когда хозяйственный двор находится сзади избы.
к сожалению, дом с шикарными резными украшениями безнадёжно зарастает кустами и деревьями, что можно сказать о музее вообще. Что было бы живописно в деревне - совсем неуместно в музее.
Сеї домъ М.К. Лїпатова
Дом А.Г. Серова из деревни Мытищи Макарьевского района, 1873 год. Артель Емельяна Степановича Зирина.
Перевезён в музей в 1969-1977 гг. и отреставрирован в 1979-1983 гг. по проекту архитекторов В.С. Шапошникова и Л.П. Матросовой.
Принадлежал крестьянину-лесопромышленнику, сплавлявшему лес по Унже и Волге.
Экспозиция рассказывает о быте крестьян Нижней Унжи.
Соответственно достатка - и дом зело украшен.
извините за искажения, панорама... это боковой фасад!
Переходим потихонечку к хозяйственным постройкам.
Амбары из деревни Собакино Нерехтского района, конец XIX века.
Принадлежали Н.Н. Николаеву.
Перевезены в 1971 и отреставрированы в 1972-1973 гг. под руководством В.С. Шапошникова.
Амбары - самое добротное сооружение. Жить со сквозняками ещё можно, а вот если зерно отсыреет и заплесневеет, то до посевной можно и не дотянуть.
Ставились вдали от дома (чтобы в случае пожара не погибли в огне), но на виду.
Ветряные мельницы из деревень Германов Починок, Разливное и Малое Токарево Солигаличского района. XIX - начало ХХ века.
Все стояли на реке Совеге, на открытых местах, на отшибе. Все представляют из себя "столбовки": верхний сруб вращается вокруг осевого столба, поворачиваясь за ветром. У первых двух этот столб фиксируется пирамидально поставленными брёвнами, зафиксированными в верхней части ряжевой конструкцией. Последняя (по донесениям, совсем развалившаяся) стояла на избушке.
А вот как выглядела последняя сразу после перевозки (нынешний Богословский сектор):
А вот как выглядели они в Малом Токарево в начале ХХ века:
А вот как ещё в 1967 году (фото Ильи Гольберга с его Фейсбук-страницы):
Сейчас перед ними стоит мельница-шатровка XIX века из деревни Спас Нерехтского района, тогда она была на отшибе, но не там, где указана на плане, на горе к северо-западу от входа, а вообще на берегу Волги - обнаружил её случайно, рассматривая фотографии Ипатьева монастыря с теплохода. Мельница эта без лопастей, как заведено в Костромской слободе, а жаль. Также в ней прекрасный замок и совершенный деревянный механизм.
Мельницы прикольные