Путеводитель по фантастике. Часть 1.
Человек давно размышляет о том, каким мог бы быть мир, что ждет его в будущем. В искусстве эти размышления привели к появлению жанра «Фантастика». За столетия развития жанр принимал совершенно разные формы, в нем появлялись новые течения, школы, стили. Попытка разобраться в этом многообразии может оказаться настоящим вызовом для читателей. К тому же, полной классификации фантастической литературы пока что не существует. Наш колумнист Максим Усенко решил внести свою лепту и написал этот путеводитель по фантастике.
В западной практике всю фантастику принято делить на две большие категории: научная фантастика и фэнтези — в зависимости от того, к науке или к волшебству тяготеет фантастическая составляющая. Но такое деление на «черное» и «белое» слишком категорично — куда, например, девать стили вроде стимпанка или мистику, которая тянет на отдельный жанр?
Михаил Назаренко, известный литературовед, критик и писатель разработал свою классификацию уже с восемью категориями. Мы взяли ее за основу, переосмыслили, дополнили и расширили. Вот что получилось.
ФАНТАСТИКА РЕАЛИЗМА
Произведения, которые попадают в эту категорию, находятся на стыке фантастики и реализма. Но фантастический элемент в них либо играет несущественную роль, и без него текст остается цельным, либо же фантастические события происходят в сознании героя: в видениях, галлюцинациях, воображении. Отличный пример — всем знакомая «Алиса в стране чудес». Героиня попадает в невероятнейший мир, который, в итоге, оказывается ее сном.
В категорию фантастики реализма также попадают произведения абсурда (куда относится и «Алиса») и мифологический реализм. В мифологическом реализме фантастический элемент не является ключевым для мира произведения или же не рассматривается, как фантастика, что роднит мифологический реализм со следующим разделом.
Голос жанра: «Этот персонаж обладает жизнью, превосходящей бумагу, на которой он напечатан; если я потеряю его или сожгу, он пребудет в некоей высшей плоскости. Чистая истина не стареет, он переживет меня.« — «Лотерея» Кристофер Прист
Что читать: «Лотерея» Кристофер Прист, «Глаз кота» Роджер Желязны
Что смотреть: «Престиж», «Начало»
Что играть: Life is Strange, Tomb Raider
ЧИСТАЯ ФАНТАСТИКА
Чистая фантастика не предполагает никакого объяснения фантастическому компоненту: он просто есть в изображаемом мире и воспринимается как должное. Люди сосуществуют с животными или умеют летать, или превращаться – не важно, что именно происходит. Ключевой момент: в этом направлении фантастика существует как закон природы. Однако, если его начинают анализировать как закон, с причиной, следствием и исключениями - то такой подход ближе к научной фантастике.
Голос жанра: «Разумеется, я не в силах передать словами все обаяние этого призрачного, словно бы нереального мира, такого не похожего на привычную, обыденную жизнь, но все же... это так и было.» - «Дверь в стене» Герберт Уэллс
Что читать: «Дверь в стене» Герберт Уэллс, «Хромая Судьба» Аркадий и Борис Стругацкие
Что смотреть: «Эффект бабочки», «Загадочная история Бенджамина Баттона»
Что играть: Braid, Sam & Max
НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА
Научная фантастика, пожалуй, самый обширный жанр этой классификации. Все его поджанры и стили объединяет одно — фантастический элемент тут связан, как видно из названия, с наукой и технологиями. Он не нуждается в правдоподобности, главное — наукообразность. Самый наглядный пример: у большинства фантастов космические корабли летают с помощью гипердвигателей — не важно, как именно они устроены и какое топливо потребляют, но абсолютно ясно, что это достижение науки.
Голос жанра: «Первая галактическая исследовательская и колонизационная экспедиция была своеобразным следствием социополитической ситуации на планете Земля.« — «Звезды принадлежат нам!» Андрэ Нортон
Что читать: Star Trek Джей Джей Абрамс, «Цель» Джениффер Фэнер Уэллс, «Звезды принадлежат нам!» Андрэ Нортон
Что смотреть: «Бегущий по лезвию», «Особое мнение», «Планета обезьян»
Что играть: Quantum Break, Gears of War, Dead Space
Твердая НФ возводит научную составляющую в абсолют. Все в мире твердой фантастики подчиняется уже известным законам физики, химии, биологии и любой другой дисциплины, а значит, если авторов и можно в чем-то упрекнуть, то только не в «нереалистичности». Поэтому не стоит удивляться, если на страницах появятся графики, схемы, а в тексте будут объяснять теорию со всеми научными выкладками и формулами.
Кроме уже доказанных научных фактов деятели твердой НФ зачастую обращаются к передовым теориям из самых разных областей. Так произведение становится в разы актуальнее и дает доступ к принципиально новым сюжетам.
Голос жанра: «И стали к нему присобачивать все новые и новые аппаратные средства — блоки «решение-действие», позволившие ему управлять другими компьютерами, бесчисленные банки дополнительной памяти, новые банки ассоциативных нейристорных сетей, добавочный пакет двенадцатиразрядных случайных чисел, оперативную память, расширенную до неимоверного объема.» — «Луна суровая хозяйка» Роберт Хайнлайн
Что читать: «Красный Марс» Ким Стэнли Робинсон, «Луна суровая хозяйка» Роберт Хайнлайн
Что смотреть: «2001: Космическая одиссея», «Интерстеллар»
Что играть: Portal, Kerbal Space Program
Несмотря на все многообразие наук вышло так, что из твердой НФ самостоятельным ответвлением выросла лингвистическая фантастика. В ней центром повествования становится сам язык, его носители и персонажи (а вместе с тем и читатель), которые пытаются его постичь: например, экспедиция, которая пытается понять инопланетян или группа археологов, пытающихся расшифровать записи древних цивилизаций.
Голос жанра: «Ты не можешь произнести моё имя. Написать можешь, а произнести нет. Но теперь я и сам не могу его произнести.» — «Посольский город» Чайна Мьевиль
Что читать: «Посольский город» Чайна Мьевиль, «Лексикон» Макс Барри
Что смотреть: «Прибытие»
Противовес твердой научной фантастике существует и носит имя «мягкая НФ», которую иногда называют «гуманитарной». Из-за трудностей перевода мягкая научная фантастика имеет две разные трактовки. Кто-то причисляет к этому жанру фантастику, основанную на гуманитарных науках. Мы же обратимся ко второму значению — литература, которая использует фантастический мир как фон. В таких произведениях авторы делают акцент на внутренних переживаниях героя.
Голос жанра: «Все жители Солнечной системы потребуют, чтобы их немедленно отправили на Юпитер. Никто не захочет оставаться человеком. Кончится тем, что люди исчезнут, все превратятся в скакунов. Вы об этом подумали?» — «Город» Клиффорд Саймак
Что читать: «Город» Клиффорд Саймак, «Чужак в чужой стране» Роберт Хайнлайн, «Убик» Филип Дик
Что смотреть: «Помутнение», «Вечное сияние чистого разума», «Двухсотлетний человек»
Что играть: Cradle, Walking Dead
Социальная фантастика размышляет в первую очередь об обществе и взаимодействии между людьми внутри него. Для этого авторы моделируют какой-либо социум: экипаж корабля в замкнутом пространстве, первые поселенцы в космосе, даже целые города и государства, а затем подробно представляют его внутреннее устройство.
Голос жанра: «Они смастерили эту революцию, отвоевали себе Марс, вытеснив всю земную полицию в Берроуз, после чего затопили город и потеснили землян до самого Шеффилда, что на горе Павлина.» — «Голубой Марс» Ким Стэнли Робинсон
Что читать: «Голубой Марс» К. С. Робинсон, «Град обреченный» Аркадий и Борис Стругацкие, «Туманность андромеды» Иван Ефремов
Что смотреть: «Разделитель», «Время», «Метрополис»
Что играть: Bioshock: infinite, We Happy Few
И тут же, в социальной фантастике, возникают два больших стиля: утопия и антиутопия, идеальное и, наоборот, далекое от идеального общества. В утопии люди уже давно побороли все болезни или даже саму смерть, забыли о войнах и живут в процветании. Но утопии всегда противостоит человеческая натура: люди либо осознанно отказываются от своих чувств, от ненависти и любви, в угоду идиллии, либо же природа берет верх и идеальный мир рушится под напором «человечности».
Голос жанра: «Поэтому я, с одной стороны, обсуждаю сам с собою мудрейшие и святейшие учреждения утопийцев, у которых государство управляется при помощи столь немногих законов, но так успешно, что и добродетель встречает надлежащую оценку и, несмотря на равенство имущества, во всем замечается всеобщее благоденствие.» — «Утопия» Томас Мор
Что читать: «Утопия» Томас Мор, «Обделенные» Урсула Ле Гуин
Что смотреть: «Разрушитель», «Рай или забвение», «Суррогаты»
Что играть: Bioshock: infinite
В антиутопии все наоборот: любые личные свободы и свободу слова убивает государственный аппарат. Люди боятся или — еще хуже — принимают все происходящее на норму. И только отдельные личности не боятся мыслить самостоятельно, высказывать мнение и противостоять государству.
Голос жанра: «Мыслепреступление не влечет за собой смерть: мыслепреступление ЕСТЬ смерть» — «1984» Джордж Оруэлл
Что читать: «1984» Джордж Оруэлл, «451 градус по фаренгейту» Рэй Бредбери, «Дивный новый мир» Олдос Хаксли
Что смотреть: «Эквилибриум», «V — значит вендетта»
Что играть: Bioshock, Half-Life 2
Крупным подразделом научной фантастики является космическая опера. Ее отличительная черта — масштабность, многоплановость. Звездные империи, десятки фракций, сложная политика, множество героев и протяженная хронология — отличительные черты космических опер. Вместе с тем герой, обычно, храбрец, втянутый в конфликт вселенского масштаба, исход которого может решить судьбу всего мира.
Голос жанра: ««Джулиан» был новейшим флагманским кораблем Эвагардской империи. Вероятно, крупнейшим военным кораблем, какой когда-либо существовал.» — «Адмирал» Шон Дэнкер
Что читать: «Адмирал» Шон Дэнкер, «Дюна» Фрэнк Герберт, «Саргассы в космосе» Андрэ Нортон
Что смотреть: «Вавилон-5», «Боевой крейсер: Галактика»
Что играть: Mass Effect, EVE Online, Starcraft
Еще один поджанр, который неразрывно связан с космосом — это фантастика первого контакта. Авторы рассуждают, какой же будет первая встреча человека с инопланетянами и прорабатывают возможные сценарии этого события: от межпланетного конфликта до вступления человечества на совершенно новую ступень развития.
Голос жанра: «Нельзя считать нашу планету вполне безопасным убежищем для человека; невозможно предвидеть тех незримых врагов или друзей, которые могут явиться к нам из бездны пространства.» — «Война миров» Герберт Уэллс
Что читать: «Война миров» Герберт Уэллс, «Цель» Дженнифер Фэнер Уэллс, «2001: космическая одиссея» Артур Кларк
Что смотреть: «Район № 9», «Солярис»
Что играть: Prey, Crysis, XCOM
Фантастика ближнего прицела ориентируется на ближайшее будущее, не больше пары десятков лет вперед. В ней знакомые нам технологии и разработки, которые пока еще считаются передовыми, плотно входят в жизни людей и кардинально их меняют. Например, современные фантасты вполне могут вдохновляться такими темами, как развитие нейронных сетей, искусственных интеллектов, виртуальной реальности, влияние мобильных устройств.
Голос жанра: «В Москве мы пересели на полуреактивный стратоплан Циолковского, совершающий прямые рейсы Москва — Ташкент. Эта машина летела с бешеной скоростью. Три металлические сигары соединены боками, снабжены хвостовым оперением и покрыты одним крылом — таков внешний вид стратоплана.» — «Звезда КЭЦ» Александр Беляев
Что читать: «Бездна» Джеймс Роллинс, «Звезда КЭЦ» Александр Беляев, «Марсианин» Энди Вейер
Что смотреть: «Черное зеркало», «Она», «Послезавтра»
Что играть: Watch Dogs, The Division
Размышления о распространении компьютеров и глобализации в 80-х годах привели к появлению стиля киберпанк. Фантастика ближнего прицела трансформировалась в определенный стиль, в котором сформировались свои собственные законы: недалекое антиутопическое будущее, интернациональные корпорации фактически стали вторым правительством, массовая компьютеризация привела к созданию искусственных интеллектов и виртуальной реальности, успехи кибернетики позволили создавать импланты для тела, расширяющие возможности человека. При всем развитии технологий, в народе обычно царит нищета и беззаконие.
Голос жанра: «Прошел уже целый год, а он все еще грезил киберпространством, хотя от ночи к ночи его мечты блекли.» — «Нейромант» Уильям Гибсон
Что читать: «Вакуумные цветы» Майкл Суэнвик, цикл «Нейромант» Уильям Гибсон, «Токийский призрак. Атомный сад» Рик Ремендер
Что смотреть: «Призрак в доспехах», «Матрица», «Я, робот»
Что играть: Deus Ex, Syndicate, Invisible Inc.
Жду комментов в духе: "что это за примеры? надо вот эту [..] книгу в пример поставить", чтобы потом подглядеть и пополнить свою библиотеку. И от себя сразу - Гиперион в космооперы пожалуйста.