Путешествие к Белому морю. Глава 2. Красноборск и северные избы.
Начало здесь:
https://pikabu.ru/story/puteshestvie_k_belomu_moryu_glava_1_...
Когда я смотрел перед путешествием на карту, мне показалось, что дорога эта будет весьма пустынна, и человеческого жилья на ней всего ничего. На самом деле всё наоборот: это старая дорога, проходящая через множество деревень. Они лепятся вдоль неё почти что торец в торец, и выезжая из одной, я сразу же попадал в другую.
Для поста я нашёл карту получше, чем была у меня, и на ней дорога выглядит более оживлённой:
И тут кстати будет рассказать про особенности северной деревенской архитектуры. В наших краях я привык к тому, что дом — это такая небольшая и невысокая бревенчатая изба с холодными сенями. Где-то сбоку построен хлев, дровяник, над ними сеновал, и иногда всё это подводят под одну крышу, чтобы можно было бегать из дома к коровам зимой, надевая на себя не более одного ватника. Тут же дома строили здоровенные, такие, чтобы там умещались сразу и люди, и скотина и сено с дровами. К тому же делали их высокими, с высоким крыльцом, чтобы, видимо, из дома можно было выходить даже тогда, когда снегу наметёт в человеческий рост. Ну и ещё второй этаж для форсу приделывали.
Так и прошёл у меня день: всё из одной деревни в другую. Погода была пасмурная с мелким редким дождиком и, вроде как, тёплая, но ветер задувал довольно зябкий. Двина то и дело показывалась справа, вот только выехать к воде каждый раз было затруднительно, потому что берега там высокие и крутые, как вот, например, тут в деревне Фаустово:
В деревне Комарица стоит свежая, недавно покрашенная Никольская церковь:
А в полях вдоль дорог много разных, незнакомых, непривычного оттенка цветов:
К четырём часам я доехал до Красноборска. Признаться, я рассчитывал оказаться там гораздо раньше. Ничего особенного не могу сказать про Красноборск. Это вполне симпатичное село (или город) при паромной переправе. Из тех, знаете, где люди не очень часто пользуются тротуарами, потому что там не бывает интенсивного автомобильного трафика. Я пообедал в кафе возле паромного причала, поглазел на Двину, погулял по набережной имени Ленина, да и поехал дальше.
Примерно от Красноборска асфальт на дороге начал пропадать. До деревни Шилово я ехал по грейдеру, всё через те же более или менее обжитые селеньица.
Возле Шилово асфальт ненадолго вернулся, а я вновь решил выбраться к Двине. Я поездил там, поспрашивал людей и выехал на берег. Однако спускаться не решился. Берег был слишком крут и не обещал внизу ничего, кроме сырости и крапивы.
В Шилово я набрал воды из этого весьма отличного колодца. До этого я брал воду в колонке в деревне Ершово, но там она была очень уж минеральная: мутная и пахла сероводородом.
Это я попробовал немножко спуститься к реке в другом месте, а потом передумал и полез обратно.
После Шилово асфальт снова заканчивается, и наступает такая вот романтическая пыль:
Заночевал я в этот раз в лесу, проехав за день 80 километров. Здесь я сделал всё как надо: развёл костёр, сварил кофе и открыл рыбную консерву. Обычно-то под конец дня мне бывает лень возиться с лагерем, но в этот раз я не очень-то и устал. Обстановка, опять же, располагала, и холодно было ровно настолько, чтобы комары сидели тихо по своим гнёздышкам и не беспокоили меня.
а как же Верхняя Уфтюга и Большая Слудка! и Берёзонаволок.
Домики с фото в начале поста, это деревня Кузнецово, они у Вас еще в очень прекрасном состоянии сфотографированы. Сейчас гораздо хуже, а один вообще развалился. Деревня Комарица (с покрашенной церковью) стала теперь Гагарки, переименовали зачем то. Церковь тоже теперь без присмотра. Восстанавливали вроде как москвичи, и даже батюшка одно время жил. потом видимо стало неинтересно, теперь опять пустует. А там даже фрески внутри сохранились с момента постройки.
П.С. Часто бываю проездом мимо.
А стоит ли разводить костёр, да ещё и пить кофе на ночь?
Я пользуюсь газовой горелкой, так гораздо быстрее и безопаснее в лесу. Да и кофе варю обычно только утром, вечером или чай пью, или просто лимонад с печеньками, и сразу на боковую. Еще немаловажный плюс горелки в том, что в плохую погоду можно сварить кофе прямо в палатке, а в слишком холодную погоду ещё и быстро согреться.
П.С. А так-то конечно респект и уважуха, люблю таких людей!
интересно сколько осталось этим деревушкам времени до того как они все опустеют(
Летом мимоходом почти всю область проезжал. Если с федеральной трассы не съезжать, то можно подумать, будто там хорошие дороги.