Простыми словами о сложном №1. Почему малый бизнес не может найти хорошего менеджера и как решить эту проблему?

Почему малый бизнес как правило либо не имеет отдела продаж, либо имеет, но низко эффективный?


Главная проблема заключается в том, что успешный малый бизнес, это как правило личный опыт проб и ошибок генерального директора (назовём его Иван Петрович для удобства)


Так вот Иван Петрович усердно трудился и старался, он научился работать с бухгалтерскими отчетами, с документами, сам может заменить своего рабочего, сам может и продавать, т.е. благодаря долгому и упорному труду, он становится неким универсальным солдатом. Вот он дошел до такого уровня, когда его компания приносит оборот скажем 12 000 000 рублей в год. Это по 1 000 000 в месяц, а если вычесть прочие расходы как аренда офиса, бумага, может быть какое то оборудование, то 500 000 свободных денег.


Иван Петрович начинает думать, а как увеличит доход компании еще? Ведь я полностью загружен, а для того, что бы развивать компанию, нужно свободное время, а где взять свободное время, если без меня компания начнет разваливается? Тут вон стройка большая началась, а завтра с клиентом на переговоры ехать, а вот еще надо три коммерческих предложения отправить и съездить купить кирпич, а еще зарплату посчитать. Нужен менеджер по продажам. И дает объявление на hh например.


И вот тут начинается та ситуация, когда менеджеры приходят на собеседование и все как один не подходят под критерии Ивана Петровича. Один отвертку в руках никогда не держал, второй не умеет договора заполнять, третий не знает как коммерческие предложения делать, а учить его это долго и нудно, а еще они увольняются после 2-3 месяцев работы.


Если сейчас эту статью читают владельцы малого бизнеса, то наверно по их щеке потекла слеза. До боли знакомая ситуация, не так ли?


Проблема эта встречается не только в бизнесе, но и в обычной жизни. Мы привыкли всех судить по себе. И ожидает Иван Петрович на месте менеджера, такого же как он – Ивана Петровича №2. Но Иван Петрович №2 не пойдет работать к нашему главному герою. Иван Петрович №2 откроет такую же компанию и будет так же зарабатывать по 500 000 чистой прибыли в месяц, а может быть и больше, если прочитает эту статью раньше


А если все-таки сильного менеджера удаться найти, то боюсь через какое-то время Вы получите не союзника, а нового конкурента, который уйдет из компании прихватив всю клиентскую базу.


Что же делать и как быть?


Первое что нужно сделать, это не искать супермена.


Нужно сесть проанализировать свой функционал и поделить свои функции на разные действия


Так я:


Принимаю звонки, еду на встречи, делаю ТЗ, делаю КП, покупаю оборудование, руковожу бригадой строителей.


Теперь мы делим этот функционал на трех разных людей


1 человек: принимает звонки. А также работает с клиентами, который уже что-то покупали, или интересовались, но не купили. Мы это называет “прозвон желудка”. Т.е. решает те вопросы, которые решаются по телефону


2 человек: едет на встречу к клиенту. Там он собирает инфу, которая нужна, может что-то фотографирует


3 человек: делает ТЗ, подбирает оборудование (т.е. человек обладающий тех знаниями)


Теперь найти человека стало проще? Да. Но можно сделать еще проще.


Теперь мы должны сделать так что бы новый сотрудник, как можно быстрее освоился и из разряда обузы перешел в разряд приносящего пользу.


Для этого нужно провести ряд подготовительных мероприятий. Написать четкие и понятные инструкции. Такие что бы они не дергали Ивана Петровича по пустякам. Время Ивана Петровича тратить на глупости как подготовка коммерческого предложения, не эффективно и даже наоборот это тормозит компанию в развитии. Иван Петрович должен иметь определенный запас свободного времени, чтобы загружать его новыми функциями, которые дадут положительный эффект.


Регламенты, инструкции, методички, обучающие видеоролики и т.д. и т. п. это то что нам нужно + незабываем про CRM и IP телефонии для автоматизации и как следствие ускорения работы отдела.


Вот когда мы разделили обязанности и подготовили инструкции по типу “Иди туда, делай сюда”, можно набирать штат


Причем теперь нам нужен не супермен, как изначально. А человек, который подходит под такие параметры как: есть 2 ноги, 2 руки и голова. Отлично Вы нам подходите! Вы идеальный кандидат! При чем голова такому сотруднику нужна исключительно только для того, что бы в неё кушать. А что говорить, куда идти и что делать есть в скриптах


Таким образом мы получаем профессиональный отдел продаж. Такой отдел можно оставить одних и уехать в отпуск на месяцок и он будет сам работать и приносить прибыль.


Еще один плюс, к том, что этот отдел предсказуем, т.е. он приносит прибыл от Nого числа и его можно прогнозировать и закладывать в расчеты и планы. А как было раньше? Продажами занимается сам ген дир или его зам, все зависит от человеческого фактора и, если ген дир заболел, а зама бросила жена и он ушел во все тяжкие, компанию можно закрывать. Теперь же любую деталь отдела продаж можно заменить на любую другую деталь.


Еще один плюс, возможность масштабироваться. Этот одел продаж можно делать больше, на моей практике я видел, как компания из отдела в 6 человек выросла в три огромных кал центра в трех разных городах, со штатом по 150 менеджеров в каждом.


Рано или поздно, на места этих деталей придут талантливые и перспективные сотрудники, который освоят созданную Вами систему и придумают способы ее апгрейта, они будут допиливать скрипты, улучшать и менять сложившеюся систему, т.е. Вы сможете самостоятельно вырастить и создать себе Ивана Петровича №2, как Вы и мечтали, главное такого сотрудника выявить и заметить среди тех деталей, которые Вы будете периодически менять на новые.


О том как заметить перспективного сотрудника и что с ним делать я расскажу в других своих постах.


Автор: Одинец Николай

Простыми словами о сложном №1. Почему малый бизнес не может найти хорошего менеджера и как решить эту проблему? Малый бизнес, Проблема, Бизнес, Длиннопост

Молодые предприниматели

1.9K пост15.6K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Запрещены: флуд, спам, хамство...

2
Автор поста оценил этот комментарий

Вот и у меня сейчас такая же ситуевина, как у Иваныча. Был в отпуске десять дней, все опять с нуля, только имя и связи. Строительный бизнес. Где я занимаюсь всем: поиском работы, наймом людей, проектированием, сметами, организацией работ, снабжением, контролем качества, короче всем. Да, плюсы есть, я знаю ситуацию из первых глаз (своих), я не делю ни с кем прибыль. Минусы - я топчусь на месте, не развиваюсь, перманентно занят, не имею выходных, курю по две пачки сигарет в день... Я бы нанял людей в помощь, но во первых, мне пока элементарно не хватает денег, я все таки считаю, что у меня должен быть резерв на пару месячных зарплат персоналу, во вторых я не знаю, где их брать.. Нанимать по объявлениям не то, а переманить не на что. Может посоветуете, как выбраться из этого хаоса?

раскрыть ветку
1
Автор поста оценил этот комментарий

подписался, жду продолжение. Про скрипты хотелось бы подробнее услышать.

1
Автор поста оценил этот комментарий

Да да, как заставить работать ?

раскрыть ветку
1
Автор поста оценил этот комментарий

Написано интересно и правдиво. Но написать нормальные скрипты и все разложить по полочкам та еще задачка. А покупать какие то готовые - сомнительное удовольствие.


Так же не освящена немаловажная информация о стимулировании менеджеров. Как им платить? Оклад? Процент? Я сам уже попробовал жить с отделом продаж. Сейчас они все разбежались, а я получил бесценный опыт за небольшую плату. Буду пробовать снова, буду совершенствовать технологию продаж и скрипты, как общения по телефону, так и встречи с клиентом.


Если у Вас много опыта, напишите, подробней, пожалуйста, именно про эту часть. Для кого то это просто, но тот кто только пробует работать с отделом продаж наломает еще дров. И общие фразы типа "приносить прибыль" и "масштабироваться" мало помогут. Спасибо!

раскрыть ветку
Автор поста оценил этот комментарий

Аж слезу пустил, когда прочитал "Таким образом мы получаем профессиональный отдел продаж. Такой отдел можно оставить одних и уехать в отпуск на месяцок и он будет сам работать и приносить прибыль.".

Первый бизнес. Нанял, обучил, инструкции, пол года работаем душа в душу, уезжаю в отпуск. Звонят самые старые клиенты на мой личный номер. Цитата: "Дружище, твой менеджер обзванивает клиеновт, говорит, что ты всех кинул, забрал деньги и уехал, предлагает переподписать договоры.". Бросаю отдых, лечу обратно, захожу в офис, а там один стул. Ни компов, ни сотрудников, ничего...