Профессия военного авиадиспетчера в общих чертах

Один человек в комменте к прошлому посту написал, что военный диспетчер - обычный человек, только в форме. Разумеется, так оно и есть. Со стороны, работа его похожа на работу гражданского коллеги - та же диспетчерская вышка, те же разрешения на взлет и посадку, то же эшелонирование и те же (в основном) ФАПы. Однако несмотря на внешнее подобие, эти две профессии ощутимо отличаются в своей сути. Итак, приступим.


Для начала, в армии нет авиадиспетчеров. Есть группа руководства полетами, в которую входят расчеты различных пунктов управления. Специалистов по данному профилю раньше готовило Ейское ВВАУЛ, а настоящее время, в связи с прошедшими орг-штатными мероприятиями - Челябинское ВВАУШ. Выпускники могут только в плане управления полетами могут занимать широкий спектр должностей. Руководители полетов на аэродроме, полигоне, в зонах; офицеры боевого управления, летающие штурманы наведения А-50, передовые авианаводчики - лишь некоторые из них. Перспективы по службе - минимум майор, а количество генералов-выпускников не меньше (а может и больше), чем летчиков. Основые требования к профессии - хорошая реакция, умение быстро принимать решения в условиях внешнего воздействия, плюс крепкое здоровье (прохождение медкомиссий наравне в летчиками, разве что в центрифуге не надо крутиться). Минимальный базовый доход около 50-60 тысяч рублей, а там уже в зависимости от должности и места службы (у меня 83, а на ТАКР "Кузнецов" мой однокашник получал и все 140 тысяч, для примера). Правда, направить могут куда-нибудь в жопу мира, ну да к этому привыкаешь ) что еще? Красивая форма, лампас голубой, кормят по реактивной пайке, да.


Итак, вернемся к теме. В чем основное различие между гражданскими диспетчерами и военными руководителями и штурманами? Первые осуществляют полетно-информационное обслуживание. Вторые - управление полетом воздушного судна. В чем разница? В правах. Гражданский специалист, в меру своих обязанностей, предоставляет экипажу информацию для принятия им решения - и периодически вмешивается в полет, если без этого нарушается безопасность, могут возникнуть опасные сближения. Военный специалист же непосредственно управляет экипажем в соответствии с его полетным заданием. Режимы работы силовой установки, оборудования, фигуры пилотажа и боевые маневры - все это контролируется офицером ПУА, и при необходимости, дается указание на изменение. Разные ПУ управляют на разных этапах полета, и гарантией безопасного и эффективного выполнения задания является подробный разбор его лично с летчиком в процессе подготовки к полетам. Независимо от того, где ты сидишь - на диспетчерской вышке, в кабине самолета А-50 или в песках Сирии наводишь штурмовик на позиции бармалеев, результат боевой задачи зависит не только от летчика, но и от тебя. В этом плане, статус специалистов по управлению авиацией приравнен к летному составу - потому что без тесного взаимодействия и понимания работы друг друга нельзя эффективно реализовать все возможности самолета по ведению боевых действий. Пусть звучит банально, но авиация - единый механизм, где не допускаются слабые звенья, особенно в воздухе.


Сильно отличаются допуска у граждан и военных. В зоне ответственности одного офицера может быть до 16-20 экипажей, и они не летят из пункта А в пункт Б. Пилотаж, боевое маневрирование, воздушный бой; одиночно, парой, звеном, эскадрильей. Если движение в районе гражданского аэропорта сосредоточено по одним и тем же типовым трассам и схемам, то летная смена в авиационном полку напоминает рой пчел, снующих туда-сюда по всему району полетов - с разными заданиями, на разных скоростях и высотах. Отсюда вытекают проблемы взаимной координации между гражданским и военным секторами УВД. Первым нужно обеспечить безопасный пролет и посадку рейсового борта. Вторым - выполнить план летной смены, подготовив летчиков к боевым действиям по изучаемым видам летной подготовки. Непонимание усугубляется разной психологией управления - РП частей оперативно-тактической авиации мыслят под стать динамике "своих" самолетов, резкими и энергичными маневрами освобождая пространство или занимая его. Безопасно, по требованмям документов - но бесконечно рискованно, по восприятию гражданских спецов. Это не плюс и не минус, просто данность, которую надо понимать обеим сторонам.


На сегодня пока все ) если будет интересно, напишу еще что-нибудь из общедоступного )

7
Автор поста оценил этот комментарий
ТС, в топике лучше не сокращать. Читатели могут неправильно интерпретировать аббревиатуры. Добавь, расшифровки в конец, ведь для большинства УВД - управление внутренних дел, а не управление воздушным движением.
раскрыть ветку
4
Автор поста оценил этот комментарий
Привет от штурманов ЕВВАУ'08
раскрыть ветку
3
Автор поста оценил этот комментарий

«Красивая форма, лампас голубой, кормят по реактивной пайке, да.»

Почему-то в голове эта фраза прочиталась голосом прапорщика Задова

раскрыть ветку
1
Автор поста оценил этот комментарий

Вопрос от гражданского диспетчера.

Почему пилотажные зоны многих военных (и совместного базирования)аэродромов находятся в непосредственной близости к гражданским маршрутам, а что ещё хуже в Москве прямо возле зон взлёта и посадки гражданских АД?

Ведь есть куча свободного ВП на удалении 150-200 километров, где никому мешать полеты не будут. А на дальних границах Москвы так и целые аэродромы(на которых лет 5 уже никто активно не летает), вроде Андреаполя.

раскрыть ветку
1
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Если писать "если будет интересно, то... " то негатив. Если напишите "скоро напишу еще много чего интересного", то народ сразу подписывается ;) социалка же. О профессиях необычных всем интересно. Это не порно с экономистами юристами и прочие массовые работы.