Проблемы RDR 2 и объективный русский игрожур
Почти полтора месяца мне потребовалось на то, чтобы наконец пройти Red Dead Redemption 2 и получить полное моральное право что-то про неё писать. Возможно, кто-то справился бы быстрее, но в случае с RDR 2 спешка совершенно неуместна, и у меня не было никакого желания спидранить это эпохальное произведение только ради того, чтобы попасть в тренды со своим очень важным мнением. Зато теперь весь интернет завален обзорами RDR 2 разной степени адекватности, которые, по сути, и побудили меня к написанию этого материала.
Мимо Red Dead Redemption 2 не позволил себе пройти ни один игроблогер – уж очень соблазнительна перспектива запрыгнуть на паровозик хайпа и вынести оттуда пригоршню просмотров. Что самое удобное, тратить 200+ часов своей жизни и изрядную сумму дерева на приставку и игру совсем не обязательно – можно просто глянуть пару чужих обзоров и перепечатать текст, украсив его своими догадками и предположениями. К сожалению, результат такой работы с материалом способен вызвать приступ истерического хохота у всех, кто играл в RDR 2 не только на ютубе. Вот вам выдержка из такого обзора за авторством одного из игровых блогеров (надеюсь, тебе стыдно, чувак):
К тому же ближе к финалу противники станут хитрее и живучее: будут выдерживать несколько выстрелов в голову из револьвера, упадут на землю, как бы погибая, а потом встают и нападают со спины. Справиться с такими сложностями игры можно, время от времени обновляя оружие и постоянно смазывая его.
Конечно, профессиональные игровые журналисты никуда не делись, и отработали материал, как и полагается, на должном уровне. Проблема только в том, что эти ребята вынуждены выполнять редакционное задание в условиях жёстких дедлайнов, продиктованных как раз потоком низкосортного шлака от товарищей вроде автора приведённой выше цитаты.
Чаще всего опытному критику достаточно использовать стандартный шаблон игрового обзора с перечислением минусов и плюсов, после чего можно уверенно зачитать вердикт. Самое главное тут – не отходить от работающей схемы ни на шаг. Не скажешь про достоинства – обзовут хейтером, забудешь про недостатки – скажут, что продался. Вот и пришлось труженикам пера и геймпада вооружаться микроскопом, дабы ни в коем случае не упустить из виду хоть что-нибудь, за что можно поругать RDR 2.
Я не профессионал, так что тоже не стану изобретать велосипед: минусы/ плюсы/вердикт. А то мало ли, кто-то заругает в комментах за необъективность.
Минусы
У меня было достаточно времени на то, чтобы подостыть (финальные титры прошли несколько дней назад) и спокойно сформулировать своё отношение к RDR 2, отбросив лишние эмоции. Подостыл, отбросил, но всё равно считаю Red Dead Redemption 2 ЛУЧШЕЙ ИГРОЙ за всю историю индустрии электронных развлечений. И я не собираюсь даже стелить себе соломку из осторожных блеяний о том, что "ну, это просто моё субъективное мнение" или "ну, у игры тоже есть свои недостатки". ВСЕ мнения субъективны и у ВСЕХ игр есть свои недостатки.
Сорян, но от фраз в духе: «РДР 2, конечно крутая игра, но не лишена проблем» у меня уже начинаются рвотные позывы. Какие же все профессиональные и объективные, что заметили в игре на 200+ часов пару косяков. И я не говорю о том, что недостатки нужно замалчивать, но нужно соотносить масштабы проделанной работы с критичностью допущенных промахов. Если пара глюков с анимацией и проваливание за пределы карты для вас фатальны, то дальше можете не читать – очевидно, что игра говно.
Другой штамп: «RDR 2 – слишком медленная и не для всех» – встречается с неменьшей регулярностью, чем срыв покровов о "косяках и проблемах". Может для кого-то это будет новостью, но любое художественное произведение (коим, несомненно, является RDR 2) – оно не для всех. Идеальный пример "игры для всех" – это Mario, но и она многим не нравится (например, мне). Почему-то никто не записывает адскую сложность Dark Souls ей в минусы – все прекрасно понимают, что это краеугольный камень местного геймдизайна и осознанное решение разработчиков. Так почему-же медитативный тон повествования RDR 2 и её низкая скорость заставляют игрожуров нахмуривать брови?
Третий столп непоколебимой объективности русского игрожура: «в RDR 2 устаревший дизайн заданий, не изменившийся со времён первых GTA». Тут у меня вообще закипает котелок в попытках осознать и парировать такое обвинение, запущенное неизвестным героем и подхваченное доброй половиной всех игроблогеров. На самом деле, крыть мне нечем – дизайн, действительно, не изменился. Только проблема тут в том, что другого способа выстроить повествование в открытом мире просто не существует в природе. Тут недавно один бурятский гений попытался перенести свою гениальную серию в опенворлд, но на выходе всё равно получил морально устаревший концепт Far Cry. В общем, давайте так. Вы пишите в комменты примеры действительно инновационного опенворлда, который максимально органично сосуществует с повествованием, и я признаю, что в RDR 2 не лучший открытый мир из когда-либо созданных, извиняюсь и записываю этот пунктик в минусы.
Ну и куда же без унылой стрельбы и сложного интерфейса? Ну что ж, должен признать, что Rockstar действительно не смогли переизобрести шутерное управление с геймпада. Наверное, надо было привязать прицеливание к тачпаду, а инвентарь запилить в виде экселевской таблички. Автоаим в самом деле несколько срезает фан от стрельбы, но другого способа сделать шутер играбельным на приставке ещё не придумали, уж извините. То же самое справедливо и для всем ненавистного кругового интерфейса (хотя с ним у меня проблем как раз не возникало). Короче, мне кажется, что не очень правильно записывать недостатки платформы в недостатки игры. Другое дело, что эксклюзивность (скорее всего, временную) для приставок я не считаю чем-то хорошим, но это, опять же, не имеет прямого отношения к качеству игры и вообще тема для отдельного разговора.
Плюсы
Наверное, никто из отечественного сегмента игроблогеров и журналистов не упустил вышеозначенные критические промахи RDR 2, о наличии которых сами Rockstar за семь лет разработки почему-то не догадывались. Это, конечно, похвально, но ребята так увлеклись выискиванием хоть чего-то плохого (объективность же, ну), что упустили всё самое главное. Главное не разглядеть под микроскопом и не вычленить стандартными методами с разбором игры на составляющие. Нужно просто отложить свой блокнотик с шаблоном "правильного обзора", переключить тумблер снобизма в нулевое положение и спокойно играть.
Через недельку-другую вдруг выяснится, что RDR 2 невозможно измерить стандартными инструментами "объективной игровой критики" просто потому, что вы не сможете найти подходящих примеров для сравнения. Red Dead Redemption 2 общается с игроком на совершенно ином уровне, по умолчанию считая его человеком с обширным жизненным бэкграундом, и не пытается заботливо разжевать ему заложенные в себя смыслы. В современном мире сложно найти более взрослое художественное произведение. Кинематограф на 99% – сплошь попкорн, а последняя игра с претензией на взрослую драматургию – Witcher 3, на фоне RDR 2 выглядит как современная игровая адаптация детского стишка Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо».
Кто-то сейчас мог вспомнить нуар Max Payne или суровость Last of Us, и это, безусловно, хорошие примеры "взрослых игр", но, на мой взгляд, они больше стараются выглядеть взрослыми, чем являются ими на самом деле, используя стандартные приёмы нагнетания драмы и беспроигрышные триггеры-слёзовыжималки. История Red Dead Redemption 2 в разы глубже и многогранней всего того, что мы привыкли наблюдать в играх. Повествование здесь не просто служит проводником для геймплея, заставляя игрока активней сопереживать происходящим на экране событиям. Оно поднимает множество непростых вопросов и проблем. Здесь и про преданность идее и человеку, и про место этого самого человека в стремительно меняющимся мире, и про непреодолимые препятствия, что через слом кардинально меняют мироощущение, дают новую жизнь и второй шанс.
В RDR 2 нет ничего статичного – всё здесь меняется вместе с течением времени, и в первую очередь меняются люди. То, что до выхода игры считалось главным козырем игры, а именно безумно дотошная симуляция открытого мира, на деле оказалась лишь очень дорогим и изысканным обрамлением для главной истории. Все те многочисленные элементы "симулятора ковбоя", которые многие поспешили окрестить лишним и надоедающим затягиванием прохождения, существуют только для того, чтобы максимально глубоко погрузить игрока в шкуру Артура Моргана. Посмотреть на жестокий и красивый мир его глазами, содрать с оленя шкуру его руками и, никуда не спеша, вместе с его друзьями послушать песню у костра.
В горнило повествования были заброшены и те самые 1200 актёров озвучания, которых либо люто выдрессировали для соответствия общему уровню качества, либо очень тщательно отбирали (скорее всего, и то и другое). Для Rockstar характерно уделять повышенное внимание работе с актёрами, но тут, опять же, – новый уровень. Режиссура звука выполнена с какой-то маниакальной скрупулёзностью, и игрок никогда не услышит в игре каких-то заиканий, рваных переходов в диалогах и прочих мелких косяков, способных выдернуть его из погружения. То же самое касается и саундтрека, который вообще стал одним из самых неожиданных откровений лично для меня. Никогда бы не подумал, что можно так обыграть классические вестерновые мотивы, чтобы они звучали свежо и драйвово, но при этом аутентично.
Не совсем понимаю, зачем в конце 2018 года писать о визуале, но для протокола запишу, что он великолепен. RDR 2 не пышет спецэффектами как тот же God of War, а от обилия красок не кружится голова. Напротив – он успокаивает, умиротворяет и заставляет в себя поверить. Тем не менее челюсть всё же пришлось возвращать на место, когда я впервые заглянул в ночной Сен-Дени.
Вердикт
В завершение очень кстати придётся пятый популярный игрожурский штамп в отношении Red Dead Redemption 2. Звучит он так: «RDR 2 – это никакая не революция в игровой индустрии, а просто развитие и переосмысление идей GTA». Нет, я не буду настаивать на том, что RDR 2 революционна, но в таком случае давайте просто не будем использовать этот термин в контексте игр если он не подходит даже RDR 2.
Семь лет гигантский штат лучших специалистов работал над чудовищно огромной сингловой игрой с невиданным до этого уровнем подачи нарратива, и всё это в эпоху игр-сервисов и ориентации на казуальных игроков. Red Dead Redemption 2 – это совершенно эпохальное произведение, существующее вне трендов и актуальной конъюнктуры рынка. Rockstar плюют на стандарты и 100% работающие рецепты коммерческого успеха, рискуют и ломают эти самые стандарты. И если после всего этого God of War – игра года, то Red Dead Redemption 2, в таком случае, – игра поколения.
К сожалению, Rockstar сломали и мои представления о том, что такое хорошая игра. Чёрт, а я ведь собирался на новогодних каникулах в Assassin’s Creed Odyssey поиграть. Пойду теперь занижать свои требования в какой-нибудь кривенькой индюшатине, время от времени поглядывая и отвечая на ваши комментарии к этой статье.
У меня челюсть отвисала, когда я бродил в окрестностях Сан-Дени утром окруженный восхитительным молочным туманом)
RDR2 - одна из немногих игр где я специально оттягивал, прохождение даже побочек что-бы побольше полазить по миру. Прошлой игрой которая смогла настолько же меня порадовать был ведьмак.
По поводу пункта "не для всех" скорее всего игрожур подразумевает под этим как "не для всех фанатов ГТА"
Из минусов еще можно отметить, что в игре есть куча механик, но игра не стимулирует ими пользоваться, ну вот вообще никак, кроме разве что получения ачивок.