Про Рождество в Сербии

Вы верите в рождественские чудеса? Я верю, что их можно делать своими руками. Именно поэтому мы решили на один из главных православных праздников опять посетить Сербию и поздравить с Рождеством людей, которые для нас делали много хорошего. Может, помните Горана из давнего поста? Который живет в Шабаце, очень плохо ходит, но принял нас, накормил, напоил, спать уложил, надарил кучу сувениров?

Вот к нему и собрались мы заявиться с подарками седьмого января. Он же нам постоянно в фейсбуке пишет… Значит, помнит. Ну, и других наших любимых товарищей заодно поздравить. И, никого не предупредив из балканских друзей, взяли билеты на четвертое января. Правда, через Черногорию. Но… обо всём по порядку.

Еще когда мы были на Пасху в Сербии или посещали их церкви, заметили, что там многое не как у нас… А потом и у друзей-сербов в фесйсбуке увидели фотки с датой «7 января», где огромные костры, поросята и дубы… Тогда я и поняла: очень хочется узнать, что же они там делают.

В общем, прилетев в черногорский Тиват четвертого января, мы сразу же отблагодарили армянским коньяком за оказанное нам в прошлый раз гостеприимство хорвата Колю, с которым познакомились весной. О нём немного позже будет, так как с этим мировым мужиком много было связано и в эту поездку…

Переночевали в приморском Тивате, а на следующий день доехали до Бара (очаровательное название, практически наш любимый город на черногорском побережье) , а оттуда – ночной поезд в Сербию. Где мы и намеревались быть утром шестого января.

Вообще, в канун Рождества мы собирались быть в сербском городе Уб. Это где-то в глубоооокой карте. Небольшой городок в Колубарском округе, население – около 30 000. Что мы там забыли? Просто наш знакомый из бара (который не город, а место с пивом и веселыми людьми в нашем губернском городе) расписывал там церковь. Сам он русский, то есть, армянин. Пока писал иконы, прожил в Сербии года два-три и очень тепло отзывался об этом месте. Так-то бы и пофиг. Мало ли кто где был. Но оказалось, что цель нашей поездки (Горан), которого мы хотим поздравить с Рождеством, живет там совсем рядом. Да еще и остановка поезда из Бара там недалеко... В общем, так и вырисовался маршрут.

Этот поезд до Белграда идет с остановкой в вообще небольшом городе Лайковац, от которого до Уба – километров 30. Туда мы и прибыли часов в 6 утра. Правда, чуть не вышли по ошибке в Валево. Там же опоздание поезда - дело обычное, а проводник двери по закону Мерфи открывает в соседнем вагоне. Он, похоже, один на несколько вагонов в составе.

В Лайковце мы оказались без местной валюты, но с желанием осмотреться. Походили по рассветному центру. Сели на лавочке, решили подождать - вдруг откроются менячницы (пункты обмена валюты). В это время мимо нас стали проходить люди с длинными деревянными кольями или молодыми дубами в руках. Если не знать, что происходит, может показаться, что или мы или местные что-то словили в голову. Но тут такой обычай…

В общем, Рождество (по-сербски «Божич») у них отмечается предварительной рубкой дуба. Старший член семьи должен поехать в лес, взяв с собой самого младшего. Дальше нужно выбрать дерево и срубить его тремя ударами топора (если не смог, надо рвать руками). Перед этим – необходимо выстрелить из ружья в его сторону. И желательно всё это проделать до рассвета.

Как мы наблюдали, многим такое удалось. Про то, что с этим дубом надо делать – дальше…

А вот на кольях запекают порося целиком.

Про Рождество в Сербии Сербия, Рождество, Длиннопост

Дождавшись полной светлоты, пошли искать трассу на Уб, чтобы далее, как мы любим, развернув русский флаг, поймать машину. Идем, смотрим, как аборигены свежуют поросят, тащат ни в чем неповинные широколиственные деревца в дом… И тут навстречу большая компания парней с дубами на плечах. И так это живописно было, что мы попросили сфоткаться с ними. Чтобы не было протестов, сразу поздравили с наступающим и сказали, что мы русские. Тут начались восторги (что и понятно – в этих явно нетуристических местах ВДРУГ русские посреди дороги идут). Мальчики давай открывать фляжечки с ракией с криками «девушке, девушке дайте греческую с ментолом, помягче!». Понятно, парни вышли за дубами много раньше и уже были на кочерге. Больше они фоткались с нами, чем мы с ними. А, ну у меня еще шеврон на куртке был с гербом Сербии. По-моему, они немного уверовали в Рождественское чудо.

Про Рождество в Сербии Сербия, Рождество, Длиннопост

Когда мы вышли из города, увидели серьезных мужчин с топором и ружьем, которые вылезали из машины с мелкими пацанами. Так как мы знали, к чему это - даже не было страшно. Махали им флагом, они нам - ребенком.

Очень быстро остановилась машинка с мужчиной, который ехал как раз до Уба. Нашли церковь, которую расписывал знакомый. До этого все люди, кого мы встречали в городе, говорили, что авторы их икон в храме - русские. Мы кивали. Мы ж даже знаем, кто этот армянин. Пришли в церковь и поняли, что это точно его стиль. У архангела Михаила – армянский такой нос. Христос тоже немножко с таким профилем а-ля ара. Даже Богородица отдает Араратом. Но красиво так, особенно.

Там, разобравшись с гостиницей (это отдельная тема, так как через инет ничего в Убе не найдешь и тем более не забронируешь), пошли немного размяться перед паленьем бадняка. ПАЛЕНЯ БАДНЯКА (Palenje badjaka) – это основной Рождественский обряд у сербов. Вот этот самый дуб, который ты срубил со своим мелким, должен спалить в домашнем очаге. Но в эпоху многоквартирных домов это сделать без привлечения внимания пожарных сейчас сложновато. Да и вместе палить веселее, поэтому возле церквей жгут огромные костры, куда все православные пироманы и тащат свои деревца. Но особо умные цыгане продают для запоздавших уже срубленные деревья (как у нас вербу перед Пасхой). Один из этих цыган отлично говорил даже по-русски. А все его 15 детей – не очень.

В ожидании кульминации праздника мы зашли в небольшой бар, взяли пива. Сказали сидящей рядом компании «Живали, Србия!» и тут же в нас признали русских, а значит, официант стал носить алкоголь «от этого человека, от того человека, а вот это от нашего заведения... попробуйте нашу офигенную домашнюю ракию!». Дальше знакомство по сценарию. А мы, если что, к своему четвертому визиту в Сербию нормально так прокачали язык, от чего местные удивлялись и вообще в восторг приходили. Около часов восьми народ стал расползаться по своим церквям и деревням. Самый более-менее трезвый из всех паренек нас спросил: я тут сейчас поеду в своё село праздновать, не хотите со мной? Да, хосспади, дорогой, мы только об этом и мечтали!!!

Сели в машину. Сразу было два вопроса: а ничего, что ты пил и поведешь? Он: а что такого? Я всех полицейских знаю здесь! И второй: а как мы обратно? Он: Так довезу…

Деян, этот парень, увез нас в село Новаци, километров 11 от города. Там собрались все жители возле небольшой церкви. Деян сразу начал к нам водить людей знакомиться: вот это русские, познакомьтесь. Это люди из России, вы с ними еще не знакомы? Видели русских? Вот…

Про Рождество в Сербии Сербия, Рождество, Длиннопост

Помимо этого, нас сразу спросили: вы что будете - кувану ракию или кувано вино? Это значит, горячие национальные напитки. Около церкви стоит большой стол, где всем без-возд-мезд-но наливаю боооольшим ковшом из бооольшой кастрюли что попросишь. Причем, ракия там хоть и с вином и с медом мешана, но дает отлично так. А вино неплохо греет.

Егор нашел возле церкви дубок, который можно было взять, если у тебя нет топора, ружья, мелкого пацана или цыган, и пошел его жечь. А после этого к нам подошел мужчина и спросил «Это вы русские? А я в Отрадном живу!» По-русски сказал. И жена у меня русская, говорит, и сыновья. И вообще в этой деревне я уж никак не ожидал встретить русских. Так а мы тем более не ожидали встретить его с семьей, которая к нам тут же подошла. Так и офигевали мы с москвичами, чокаясь куваным вином.

А рядом горит огромный костер, в котором люди жгут свои дубы, ходит веселый батюшка со стаканчиком. Потом запустили салют. Неплохой такой салют. Дальше, не желая отпускать праздничное настроение, дети взрывали петарды вокруг огня. Даже я, увидев оставшийся дубок, прислоненный к церкви, оторвала ветки и спалила их. Но сожгла помимо листвы и половину брови.

Знаете, зачем они жгут дубы? Товарищи сербы нам пояснили так: Христос родился, ему холодно. А дуб – он красный, горячий. И по-сербски «храст». Всё созвучно. Мы его зажжем, чтобы маленький Иисус согрелся… На следующий день нас еще накормили семенами какого-то дерева – это тоже такой обычай рождественский: мол, будете сильными, как дерево. Хотя, кто его знает - может, просто прикололись…

Обратно Деян нас привез в тот же барчик, где и взял. Продолжили празднование уже наступившего Рождества. Потом он встретил нравившуюся ему девушку и ушел рассказывать про то, какой он офигенный гид для русских. И тут же пришел его дружелюбный непьющий друг. Дальше понятно, кого мы выбрали в качестве водителя, доставляющего нас в гостиницу, когда уже не очень вертикальный Деян предложил нас подвезти… Опять, как мы ни пытались расплатиться (а мы пытались!) с нас не взяли ничего ни за алкоголь, ни за поездку…

На следующий день нам нужно было преодолеть всего 50 километров до города Шабац, где живет Горан, чтобы его прям вот в Рождество поздравить…

Мы не знали, если там вообще автобус, и поперлись автостопом, когда у всех великий праздник, что не очень умно. Дорога в +17 в январе по широким сербским полям оказалась прекрасна, но километров 10 пешком пришлось пройти. Хотя до Шабаца мы таки добрались еще задолго до темноты. Правда, пойманная машина нас высадила километра за 3-4 до центра, поэтому дальше пошли пешком.

И сразу увидели огромную толпу байкеров, едущих с флагами в город. Они тоже праздновали Божич. Это мы поняли, наткнувшись через 100 метров на их гнездо. Помахали русским флагом. Нас тут же затащили в байк-клуб Шабаца, усадили за стол, поставили два подноса с кусками свежезажаренного порося, пиво и сказали отдыхать. Нам даже возражать не захотелось.

Про Рождество в Сербии Сербия, Рождество, Длиннопост

У них было отлично. Живая музыка поёт. Один чувак прямо к барной стойке на мотоцикле подъехал. Нас поздравляют, фоткаются, спрашивают: всё ли нравится? А мы едим удивительно вкусную свинину и понимаем, что до Горана осталось еще 3 км пройти. И нужно как-то отсюда выбираться.

Очень их благодарили и прощались, хотя люди на мотоциклах готовы были поить и кормить нас по крайней мере до ночи, но оказалось, что байкер, который нас позвал, знает Горана, поэтому всё понял.

Путь к Горану для нас лежал еще через одно место... где-то полгода назад в фейсбуке со мной познакомился один житель Шабаца (шабовец, шабацовец, шайбовец!?) и предложил написать, когда мы там будем, чтоб пообщаться. Раскидываться адекватными знакомыми-иностранцами я не привыкла, поэтому договорились.

Петар посоветовал прикольный рок-бар в центре и вскоре примчался туда. Оказался такой немолодой неглупый байкер с седоватой бородой до пупа. В куртке с шевронами МЧС Россия. Извинился, что долго ехал, пообщались. Сказал, что тоже знает Горана и предложил довезти нас до его дома. Но тут у нас встал вопрос: Петар, мы ж не можем к Горану с пустыми руками приехать. Чо, мы, не русские?

А тут отдельный момент, который мы увидели в Сербии еще на Пасху – ничего не работает. Может, один-два магазина на многотысячный город. А Шабац вообще небольшой. Говорим: Петар, давай искать магазин. Чтоб хотя бы вина, хлеба, нарезки купить. Покрутили кругалей по району и нашли-таки один.

И наконец-то мы с двумя пакетами в руках подходим к двери Горана, Петар постучал в дверь…

Мы очень долго ждали этого момента. Покупали ему подарок аж в Ульяновске.

И в следующем посте расскажу о том, открыли ли нам вообще…

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
3
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

"житель Шабаца (шабовец, шабацовец, шайбовец!?) "

Рассказ очень симпатичный, поэтому подсказка: Шабац-Шапца-Шапцу-Шабац-Шапче!-Шапцом-Шапцу.


Жители Шапца: Шапчанин, Шапчанка, Шапчани (мн.)


Угораздило вас ехать в город где все склонения неправильные. :) :) Хотя да, народ правильный.

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Спасибо)))
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку