Про мышей

Очередная история из моих воспоминаний навеяна проскочившей недавно новостью о том, что где-то в Латинской Америке исчезновение нескольких десятков килограмм изъятых наркотиков из полицейского участка стражи порядка объяснили тем, что наркоту скурили (или употребили каким-то другим способом) мыши. Между прочим, перевод стрелок на мышей вовсе не латиноамериканская тема, а вполне даже российская.


События имели место в начале 2000-х годов в глубокой уральской провинции, где я тогда служил в подразделении собственной безопасности органов внутренних дел. К нам в то время систематически поступала информация о том, что сотрудники городского ОБППРИиАЗа на постоянной основе ошкуривают мелких торговцев, а стружку кладут себе в карманы.


Наверняка у моих читателей сразу возник вопрос: кто же такой этот загадочный ОБППРиИАЗ, чье имя не то, чтобы нельзя произносить, просто сделать это совсем не просто? Дело в том, что в то время в милиции существовали такие подразделения, которые полностью именовались, как в нашем случае, «отдел по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства». Судя по всему, руководство МВД решило, что назвать все это безобразие «рыночной милицией» будет слишком откровенно и расшифрует цели создания этих подразделений, поэтому чтобы запутать гражданских была введена в официальный оборот аббревиатура ОБППРиИАЗ. Понятное дело, что сотрудники милиции заниматься уроками логопедии не собирались, и называли между собой эту структуру запросто: «Псориаз». Причем этот термин распространился настолько, что даже фигурировал на официальных совещаниях — руководители тоже люди, и заставлять их постоянно выговаривать этот сплошной набор звонких и глухих согласных было бы совсем бесчеловечным.


Подразумевалось, что «Псориаз» занимается борьбой с правонарушениями в сфере потребительского рынка, то есть выявляет нарушения в сфере розничной торговли. На практике сотрудники этих подразделений окучивали тучные нивы мелких торгашей, которые существовали в то время как на больших центральных городских рынках, рынках поменьше — муниципальных, так и на вообще стихийных рынках. Борьба это проходила с постоянным накалом, не приводя при этом к снижению количества нарушений в торговле, но понемногу обогащая сотрудников «Псориаза». Работали они по простым схемам: на серьезных коммерсантов не прыгали (у тех была либо нормальная «крыша», либо сильная юридическая служба), довольствовались продавцами, торговавшими с открытых прилавков продуктами питания или различным «китай-товаром». Нарушения там можно было найти легко и просто, потому что придерживаться правил торговли в те времена было не принято по причине потери рентабельности. Поэтому сотрудники «Псориаза» делали набеги на места торговли, собирали дань, и откочевывали обратно в дикие степи, то есть в места постоянной дислокации.


Поскольку никто из торговцев, сообщавших о поборах со стороны сотрудников ОБППРиИАЗа, не хотел обращаться по этому поводу с официальными заявлениями, было принято решение в профилактических целях сделать налет на «Псориаз» силами сотрудников УСБ. С этой целью мы получили визу начальника УВД на рапорте о необходимости такой проверки, и нагрянули в городской отдел БППРиИАЗ толпой в шесть человек.


Этот отдел в то время размещался в комнате на Центральном рынке города. Там стояло несколько столов со стульями, пару шкафов с бумагами и сейф. Начали выгребать содержимое столов, шкафов и сейфа, и обнаружили следующее:


Прежде всего, нашлось большое количество протоколов изъятия «семян подсолнечника жареных», датированных последним годом, причем у различных женщин. Количество изъятых семечек в протоколах было указано разное — от одного до пяти килограммов, но общее количество семечек, которые были изъяты, подходило к тремстам килограммам или около того. «Где изъятые семечки?» - спросили мы. «Мыши съели!» - бодро доложил начальник ОБППРиИАЗ. «Должности и специальные звания мышей?» - спросили мы. «Кхм… Ааа... Это самое...» - ответил он. Становилось понятным, что для уничтожения такого количества семечек в столь относительно небольшое время что мыши, что сотрудники «Псориаза» должны были существенно подорвать свое здоровье, а именно сточить зубы.


В шкафах было обнаружено множество пакетов с различными вещами. К примеру, один пакет был наполовину заполнен новенькими мужскими носками в упаковках. По нашему требованию сотрудники БППРиИАЗ предъявили протокол изъятия этих носков. При этом при пересчете оказалось, что в пакете не хватает порядка сорока пар носков. «Тоже мыши?» - спросили мы. «Ну а кто еще?» - удивился начальник отдела. И все в таком духе. Вообще, судя по протоколам изъятий, мы должны были обнаружить в этой комнате небольшой склад продуктовых и непродуктовых товаров, но склада там не было. А протоколы изъятий были.


Самое же интересное нашлось в сейфе. Там лежало несколько заявлений на имя начальника этого отдела от имени нескольких индивидуальных предпринимателей, датированных тем числом, когда мы пришли со шмоном, а также несколькими днями ранее. Все эти заявления были написаны по одному шаблону: «Хочу добровольно оказать спонсорскую помощь органам внутренних дел, без всякого принуждения, а исключительно осознавая свой гражданский долг и в целях содействия охране правопорядка» (ну или как-то в таком духе, не суть важно), и к каждому заявлению была приколота на скрепке некая сумма наличкой - от тысячи до трех тысяч рублей (для наглядности — это в нынешнем масштабе цен). Начальник ОБППРиИАЗа пояснил, что у нас в городе все-таки еще достаточно много неравнодушных людей, видящих сложное материальное положение, в котором сейчас находятся органы внутренних дел, и искренне желающих в решении этих проблем помочь.


На самом деле схема была туповатая и читалась на раз: от торговца принималась взятка за какой-то косяк, и бралось это заявление на случай, если придет УСБ — вот, мол, это помощь на нужды отдела, а не взятка. Если «гестапо» не приходило, то заявление выбрасывалось, а вот деньги, наоборот, сохранялись. Так себе схема, да и отмазка не очень, если честно.


В общем, полные радужных надежд на восстановление нами справедливости в виде нескольких выявленных фактов взяток мы покинули Центральный рынок. Однако в дальнейшем нас ждало разочарование: ни один из тех торговцев, кто писал заявления на «спонсорскую» помощь, официальных пояснений по поводу вымогательства взяток не дал. Нет, в беседах они рассказывали все вполне откровенно, но потом ссылались на то, что им тут еще работать и так далее. А в объяснениях писали о том, что совершенно добровольно отдали деньги для помощи родной рыночной милиции. Кстати, те, чей изъятый товар был расхищен, все как один заявили, что претензий ни к кому не имеют. По тем же причинам, конечно. И никакие уговоры и убеждения нам не помогли. Да и как они могли помочь, если некоторые предприниматели говорили откровенно, что им проще «работать» с этими «псориазниками», чем потом налаживать с новыми сотрудниками новые контакты.


Так что вся эта тема кончилась только снятием с должности начальника ОБППРиИАЗа, ну и ротацией тамошних кадров. На их место пришли другие, которые были умнее и хитрее предыдущих. Во всяком случае, им так казалось. Но потом уходили и они, кто-то в другие подразделения, кто-то на гражданку, а кто-то и в места лишения. В итоге все это противостояние завершилось полным разгоном этих подразделений, и сейчас органы внутренних дел этими вопросами не занимаются вообще. Что и требовалось доказать.

Око государево

496 постов5.3K подписчик

Добавить пост

Правила сообщества

Руководствуемся действующим законодательством и правилами Пикабу.

Флейм, оскорбления и иная провокация запрещена. Тег "Политика" рекомендовано не использовать, т.к. суть общества несколько отлична, тут раскрывается вопрос исполнения закона в рамках существующих реалий. Вбросы на политтемы не публикуются. К аккаунтам-однодневкам отношение скептическое.

При размещении новостей неплохо бы давать ссылку на источник.

51
Автор поста оценил этот комментарий
Должности и звания мышей это сильно
раскрыть ветку
19
Автор поста оценил этот комментарий

Первая серия "Ментов":


...Причиной пропажи 20 тонн зерна ячменя из кузова грузовой машины камаз является стая воробьёв, о чём свидетельствует многочисленный птичий помёт...
36
Автор поста оценил этот комментарий

- Так мыши унесли!

- У тебя ни одной мышиной норки в ангаре. Какие, блин, мыши?!

- Ну так это..летучие мыши!…

раскрыть ветку
5
Автор поста оценил этот комментарий

Хотел бы осветить ситуацию так сказать с другой стороны баррикад. Начинал работу в органах как раз в этой структуре. Тогда ещё небыло ОБСПРиАЗ. А необходимость взять хоть под какой-то контроль, то что творилось в то время на рынках была.

Поэтому на основе подразделения участковых инспекторов была создана группа по борьбе с правонарушениями в сфере торговли. Почему  участковые? У них достаточно широкие полномочия были на тот момент.

Отбирались в основном молодые сотрудники так сказать не успевшие "запятнать честь мундира"

Работали в основном по ст. 200 УК РФ. Кому интересно погуглите. Ее кстати сейчас нет .

Административку даже не оформляли, небыло времени. Обвес, обсчет на сумму более 10% процентов от минималки был поводом для уголовного дела. А дел возбуждалось по три четыре в день. Это для понимания того что творилось тогда в системе торговли.

Взятки ежедневно предлагали, порой суммы были сопоставимы с месячным окладом. Соблазн был , чего скрывать. Но. Как писал выше подразделение было собрано из молодых, немного идеалистов что ли. Старший группы мощно и ежедневно мотивировал нас на работу по совести. Хороший психолог , он умел заставить работать так как должны работать сотрудники  органов.

Опережая язвительные комментарии скажу , что да. Я использовал служебное положение в личных целях.

Поставил палатку с сигаретами на рынке , в хорошем месте. Торговала сестра. Стыдно? Да. Но жить надо.  Да и соблазн взять взятку был на нуле. Денег в семье хватало.

УСБ проверяло. Но ничего серьёзного не находили. Часто обращались сами за помощью, тогда на рынках нечести в погонах хватало. ППС, миграционная служба, даже опера уголовного розыска кормились на рынках. А шум шёл о продажной милиции в целом.

О результатах нашей  работы можно было судить по обращению граждан. Первый год было по 30-40 жалоб в день. Через два года 2-3 в неделю. Из магазинов практически исчезла просрочка. Продавцы поголовно имели сан.книжки.

За 8 лет моей работы в данной структуре раскрыто большое количество хищений , краж, обмана потребителей. Предотвращена реализация продуктов не надлежащего качества на сумму более 10 млн руб ( по деньгам 2000-х).

Так что не все так однозначно.

раскрыть ветку
7
Автор поста оценил этот комментарий
Прям "Зеленый фургон" и Грищенко )

" Прошу выдать во временное пользование из камеры вещественных доказательств подсолнечного масла..."

раскрыть ветку