Про музыку, в которой слышен глас Рока. Часть первая.

Мои попытки в обзор творчества сэра Терри Пратчетта внезапно имели успех и я решила продолжить. Тем более, что копаться в книгах Терри - одно удовольствие, в них всегда можно отрыть массу интересного. На этот раз правда рыла не я, а замечательные энтузиасты с сайта Терра Пратчетта. Спасибо огромное им всем и конкретно Orlandina! Сегодня я хочу пографоманить про одну из моих самых любимых книг - «Роковую музыку».


В обзоре будут спойлеры. Кто не читал - я невиноватая.

— Нас трое… а это уже группа.

– Но мы даже не репетировали ни разу, – попытался возразить Дион.

– Репетировать будем в процессе, – парировал Золто. – Добро пожаловать в мир профессиональных музыкантов.

Про музыку, в которой слышен глас Рока. Часть первая. Плоский мир, Терри Пратчетт, Роковая Музыка, Соул, Смерть, Книги, Цитаты, Критика, Длиннопост

В начале было слово. И слово это было «раз». А потом «раз, два». И, наконец, «раз, два, три четыре»....

Говорят, у Вселенной есть свой ритм. Простой такой, четырёхдольный. И если ты услышишь этот ритм, он войдет в тебя, вывернет наизнанку твоё нутро, заставит тебя творить невообразимые вещи. Он вознесёт тебя на вершину, сделает знаменитым... а потом убьёт. Ибо трудно быть знаменитым и живым одновременно.

Про музыку, в которой слышен глас Рока. Часть первая. Плоский мир, Терри Пратчетт, Роковая Музыка, Соул, Смерть, Книги, Цитаты, Критика, Длиннопост

Каждый роман Терри - это практически симфония со множеством  тем, которые в финале таки умудряются придти к общему знаменателю. Однако главная партия, то бишь главный герой в романах обычно все же имеется. Основное внимание автора обычно направлено на основного персонажа, изредка отвлекаясь на побочные линии. Но только не в романах о Смерти. Смерть - самый яркий, самый, можно сказать «весомый» персонаж Терри всегда выступает в паре с кем-то более... живым. Ведь без Жизни Смерть не имеет никакого смысла, верно?


Никому не известно, с чего вдруг Смерть заинтересовался человеческими существами, с которыми работал на протяжении долгих лет. Вероятно, причиной тому обычное любопытство.


Сначала Смерть удочерил девочку. Потом обзавёлся подмастерьем.

Ну а в этой книге у него появилась... внучка? Обычно гены так не работают. Нельзя что-то унаследовать от приемного дедушки. Особенно, если он - антропоморфная персонификация. Но это Плоский мир. Тут возможно все.


Она всегда знала, что не похожа на других. Более тонко чувствовала мир, тогда как большинство людей идут по жизни, закрыв глаза и установив мыслительный процесс на режим «медленное кипение». Как приятно чувствовать себя непохожей на других… Это чувство окутывало ее теплым плащом.

Про музыку, в которой слышен глас Рока. Часть первая. Плоский мир, Терри Пратчетт, Роковая Музыка, Соул, Смерть, Книги, Цитаты, Критика, Длиннопост

Сьюзан, герцогиня Сто Гелитская. Предмет обожания мужской части фандома и подражания женской. Она умна, логична и образована. Что ей, честно говоря, сильно мешает жить.


―Послушай, — сказала Сьюзен, — просто хочу предупредить, ничему этому я не верю. Не верю в то, что существует Смерть Крыс в мантии, да еще и с косой наперевес.

―Но он стоит прямо перед тобой!

―Это еще не причина, чтобы в него поверить.

―Вижу, ты получила настоящее образование, — кисло заметил ворон.


Многие интересовались, списан ли образ Сьюзан с кого-то определенного, тем более что Терри так подробно описал ее внешность. Предлагались различные кандидатуры, от Смерти из «Сэндмена» Нила Геймана до Siouxsie Sioux из группы Siouxsie and the Banshees и внучки Доктора Кто.

Терри отвечает:

«Насколько я понимаю, «совпадения» Смерти/Доктора Кто – в глазах смотрящих. Смерть может перемещаться во времени и пространстве, да, но это заложено в самом его характере. Я сделал его дом внутри больше, чем снаружи – это легкая шутка по поводу человеческого восприятия – люди живут в маленьких абстрактных комнатах (room – одновременно и «комната», и «пространство») среди бесконечности «реальных» комната. Только Смерть (или люди, имеющие его восприятие) не только видят, но и ощущают истинные размеры окружающего пространства. Также на встречах с читателями, раздавая автографы, я заметил, что в возрасте между 10 и 18 годами девочки с именами вроде Сьюзан или Никола превращаются в девочек с именами вроде Сьюзи, Сузи, Siouxsie, Цузи, Зузи и Ники или Никки (примерно в это же время мальчики с именами типа Адриан и Роберт превращаются в мальчиков с именами типа Крэш или Фрэб). По мне это хорошо, я всего лишь записываю свои наблюдения. Моим слабым местом всегда были люди, которые хотят переделать свои души.

У нее такое имя, потому что из него можно получить множество вариантов уменьшительных имен, и такую прическу, потому что такая причудливая прическа была еще в «Невесте Франкенштейна».»

Про музыку, в которой слышен глас Рока. Часть первая. Плоский мир, Терри Пратчетт, Роковая Музыка, Соул, Смерть, Книги, Цитаты, Критика, Длиннопост

Сьюзан не по годам развита и умна. Но ей всего шестнадцать. Дивные шестнадцать... Самое время влюбляться в длинноволосых юношей, прыгающих в экстазе по сцене. Правда в случае Сьюзан это была скорее не любовь, а нечто вроде вызова на работу.


Ему было восемнадцать, он был исключительно талантлив и совершенно не знал, что делать со своей жизнью.

Про музыку, в которой слышен глас Рока. Часть первая. Плоский мир, Терри Пратчетт, Роковая Музыка, Соул, Смерть, Книги, Цитаты, Критика, Длиннопост

Арфист Дион Селин заявил отцу, друзьям и всей Вселенной, что добьётся чего угодно с помощью музыки. И Вселенная услышала его. Она привела его в Анк-Морпорк, познакомила с трубачом и ударником, подарила ему волшебную гитару и сделала его знаменитым. Осталось немного - даровать ему бессмертие. А самый эффективный способ обессмертить своё имя - умереть молодым на пике славы. За спиной каждого великого музыканта действительно стоит нечто, что на первый взгляд можно принять за музу. Только в руках у неё почему-то коса.


– Знаю из личного опыта и могу поделиться им с вами, – встрял Золто, – что каждый настоящий артист хочет, действительно хочет, чтобы ему заплатили.

– И стать знаменитым, – не сдавался Бадди.

– Вот насчет этого не скажу, – пожал плечами Золто. – Трудно быть знаменитым и живым.

Про музыку, в которой слышен глас Рока. Часть первая. Плоский мир, Терри Пратчетт, Роковая Музыка, Соул, Смерть, Книги, Цитаты, Критика, Длиннопост

Искусство возвышает своего адепта и, одновременно, губит его. Этот парадокс очень любили писатели-романтики, Гофман к примеру. Гофмановские герои добровольно уходят в иную, странную, порой враждебную реальность и посвящают ей все свои силы, хотя и прекрасно понимают, что это самоубийство. К примеру, певица Антония, которой нельзя петь под страхом смерти, все равно поёт. А как же иначе?


– Не стоит даже пробовать, – перевел ворон. – Он живет только благодаря музыке.

– Но деду… но он сказал, что в итоге музыка его и убьет!

– Вселенная велика и прекрасна, это точно, – согласился ворон.

Про музыку, в которой слышен глас Рока. Часть первая. Плоский мир, Терри Пратчетт, Роковая Музыка, Соул, Смерть, Книги, Цитаты, Критика, Длиннопост

«Роковая музыка» наверное самая напряженная, самая «звучащая» книга Терри. Нервный, наэлектризованный слог, яркие, сочные, танцующие фразы. Это книга действительна музыкальна, причём, насколько она музыкальна, я поняла только после прочтения примечаний. Огромное количество песен, зашифрованных в тексте и звучащих в открытую. В своё время эта книга привлекла меня тем, что герой в ней - профессиональный арфист. Потом я увлеклась музыкой соул и книга радостно подыграла мне кучей отсылок. Начиная с названия, между прочим...XD Ну а уж рок-фанатам тут просто необыкновенное раздолье.


Это была музыка, которая не только сбежала, но ограбила по пути банк. Это была музыка с засученными рукавами и расстегнутым воротником, она улыбалась, поднимала приветственно шляпу и крала у вас бумажник.

Это была музыка, которая проникает сразу в ноги, не нанося визита господину Мозгу.

Про музыку, в которой слышен глас Рока. Часть первая. Плоский мир, Терри Пратчетт, Роковая Музыка, Соул, Смерть, Книги, Цитаты, Критика, Длиннопост

Итак, две линии. Сьюзан и её внезапный родственник и Дион, идущий к успеху во всех смыслах. Ой ли только две? Нет, есть ещё третья. Смерть, который пытается забыть.


Я ПОМНЮ ВСЕ. АБСОЛЮТНО ВСЕ. ДВЕРНЫЕ РУЧКИ. ИГРУ СОЛНЕЧНОГО СВЕТА НА ВОЛОСАХ. ЗВУК СМЕХА. ШАГИ. ВСЕ ДО МЕЛЬЧАЙШИХ ПОДРОБНОСТЕЙ. СЛОВНО ЭТО СЛУЧИЛОСЬ ВЧЕРА. СЛОВНО ЭТО СЛУЧИЛОСЬ ЗАВТРА. ВСЕ. ПОНИМАЕШЬ?


Ещё в прошлой книге Пратчетт задался вопросом: может ли одновременно существовать Смерть как неотвратимая сила и Смерть как вполне симпатичный, живой(!) персонаж, который наделён эмпатией и состраданием. Оказалось, может. Но живётся ему трудно. Ведь он вынужден приходить даже за самыми близкими и любимыми людьми. Конечно нет причин не верить утверждению Терри, что Смерть и Доктор Кто не связаны друг с другом. Однако оба они делят одно проклятие - проклятие Вечности. Все уйдут, а они останутся. И так будет всегда. Человеку даже помыслить о таком страшно. А Смерть это твёрдо знает. Хотя иногда и пытается забыть.


.....— Я ЗАБЫЛ, ЧТО ЗНАЧИТ НАПИВАТЬСЯ.

Трактирщик посмотрел на выстроенные рядами стаканы. Здесь были бокалы для вина, стаканы для коктейлей, пивные кружки. Были глиняные кружки в виде веселых толстяков. Было даже ведро.

— Думаю, ты идешь верным курсом, — сказал он.

Про музыку, в которой слышен глас Рока. Часть первая. Плоский мир, Терри Пратчетт, Роковая Музыка, Соул, Смерть, Книги, Цитаты, Критика, Длиннопост

В следующей части будет немножко отсылок и игр со словами. И много музыки!

Книжная лига

22K постов78K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Мы не тоталитаристы, здесь всегда рады новым людям и обсуждениям, где соблюдаются нормы приличия и взаимоуважения.


ВАЖНЫЕ ПРАВИЛА

При создании поста обязательно ставьте следующие теги:


«Ищу книгу» — если хотите найти информацию об интересующей вас книге. Если вы нашли желаемую книгу, пропишите в названии поста [Найдено], а в самом посте укажите ссылку на комментарий с ответом или укажите название книги. Это будет полезно и интересно тем, кого также заинтересовала книга;


«Посоветуйте книгу» — пикабушники с удовольствием порекомендуют вам отличные произведения известных и не очень писателей;


«Самиздат» — на ваш страх и риск можете выложить свою книгу или рассказ, но не пробы пера, а законченные произведения. Для конкретной критики советуем лучше публиковаться в тематическом сообществе «Авторские истории».


Частое несоблюдение правил может в завлечь вас в игнор-лист сообщества, будьте осторожны.


ВНИМАНИЕ. Раздача и публикация ссылок на скачивание книг запрещены по требованию Роскомнадзора.

6
Автор поста оценил этот комментарий
Седло задрожало.
— ПРОШУ ПРОЩЕНИЯ.
На пороге подвала возникла высокая темная фигура. В несколько шагов она пересекла комнату и вошла в круг.
Костяная ладонь опустилась на плечо декана и вежливо, но настойчиво отодвинула его в сторону.
— БЛАГОДАРЮ…
Фигура вскочила в седло, схватилась за руль и повернулась к присутствующим.
В некоторых ситуациях нужно следовать сценарию…
В грудь декана уткнулся костяной палец.
— МНЕ НУЖНА ТВОЯ ОДЕЖДА.
раскрыть ветку
4
Автор поста оценил этот комментарий

- Как ты играешь на них? - спросил Имп.

- Колочу по ним по всем.

- А потом?

- Что ты имеешь в виду - а потом?

- После того, как ты ударишь по всем камням, что ты делаешь?

- Колочу по ним по всем опять, - ответил Лайас, ударник до мозга

костей.

раскрыть ветку
1
Автор поста оценил этот комментарий

Смерть взял гитару и встал в позу, от одного вида который Падла продал бы с готовностью душу. (цитата совсем не точна - но смысл вроде верный) Меня очень радовали эти панки, которые Падла, Краш и еще кто-то ))))

раскрыть ветку
1
Автор поста оценил этот комментарий

Ну-с. Когда перейдём к самому главному, а именно спору о том, РОковая или роковАя музыка?

Автор поста оценил этот комментарий

Ну хоть бы фак запрограммировали или класс! Жамкает туда-сюда...