Про музыку, в которой слышен глас Рока. Часть первая.
Мои попытки в обзор творчества сэра Терри Пратчетта внезапно имели успех и я решила продолжить. Тем более, что копаться в книгах Терри - одно удовольствие, в них всегда можно отрыть массу интересного. На этот раз правда рыла не я, а замечательные энтузиасты с сайта Терра Пратчетта. Спасибо огромное им всем и конкретно Orlandina! Сегодня я хочу пографоманить про одну из моих самых любимых книг - «Роковую музыку».
В обзоре будут спойлеры. Кто не читал - я невиноватая.
— Нас трое… а это уже группа.
– Но мы даже не репетировали ни разу, – попытался возразить Дион.
– Репетировать будем в процессе, – парировал Золто. – Добро пожаловать в мир профессиональных музыкантов.
В начале было слово. И слово это было «раз». А потом «раз, два». И, наконец, «раз, два, три четыре»....
Говорят, у Вселенной есть свой ритм. Простой такой, четырёхдольный. И если ты услышишь этот ритм, он войдет в тебя, вывернет наизнанку твоё нутро, заставит тебя творить невообразимые вещи. Он вознесёт тебя на вершину, сделает знаменитым... а потом убьёт. Ибо трудно быть знаменитым и живым одновременно.
Каждый роман Терри - это практически симфония со множеством тем, которые в финале таки умудряются придти к общему знаменателю. Однако главная партия, то бишь главный герой в романах обычно все же имеется. Основное внимание автора обычно направлено на основного персонажа, изредка отвлекаясь на побочные линии. Но только не в романах о Смерти. Смерть - самый яркий, самый, можно сказать «весомый» персонаж Терри всегда выступает в паре с кем-то более... живым. Ведь без Жизни Смерть не имеет никакого смысла, верно?
Никому не известно, с чего вдруг Смерть заинтересовался человеческими существами, с которыми работал на протяжении долгих лет. Вероятно, причиной тому обычное любопытство.
Сначала Смерть удочерил девочку. Потом обзавёлся подмастерьем.
Ну а в этой книге у него появилась... внучка? Обычно гены так не работают. Нельзя что-то унаследовать от приемного дедушки. Особенно, если он - антропоморфная персонификация. Но это Плоский мир. Тут возможно все.
Она всегда знала, что не похожа на других. Более тонко чувствовала мир, тогда как большинство людей идут по жизни, закрыв глаза и установив мыслительный процесс на режим «медленное кипение». Как приятно чувствовать себя непохожей на других… Это чувство окутывало ее теплым плащом.
Сьюзан, герцогиня Сто Гелитская. Предмет обожания мужской части фандома и подражания женской. Она умна, логична и образована. Что ей, честно говоря, сильно мешает жить.
―Послушай, — сказала Сьюзен, — просто хочу предупредить, ничему этому я не верю. Не верю в то, что существует Смерть Крыс в мантии, да еще и с косой наперевес.
―Но он стоит прямо перед тобой!
―Это еще не причина, чтобы в него поверить.
―Вижу, ты получила настоящее образование, — кисло заметил ворон.
Многие интересовались, списан ли образ Сьюзан с кого-то определенного, тем более что Терри так подробно описал ее внешность. Предлагались различные кандидатуры, от Смерти из «Сэндмена» Нила Геймана до Siouxsie Sioux из группы Siouxsie and the Banshees и внучки Доктора Кто.
Терри отвечает:
«Насколько я понимаю, «совпадения» Смерти/Доктора Кто – в глазах смотрящих. Смерть может перемещаться во времени и пространстве, да, но это заложено в самом его характере. Я сделал его дом внутри больше, чем снаружи – это легкая шутка по поводу человеческого восприятия – люди живут в маленьких абстрактных комнатах (room – одновременно и «комната», и «пространство») среди бесконечности «реальных» комната. Только Смерть (или люди, имеющие его восприятие) не только видят, но и ощущают истинные размеры окружающего пространства. Также на встречах с читателями, раздавая автографы, я заметил, что в возрасте между 10 и 18 годами девочки с именами вроде Сьюзан или Никола превращаются в девочек с именами вроде Сьюзи, Сузи, Siouxsie, Цузи, Зузи и Ники или Никки (примерно в это же время мальчики с именами типа Адриан и Роберт превращаются в мальчиков с именами типа Крэш или Фрэб). По мне это хорошо, я всего лишь записываю свои наблюдения. Моим слабым местом всегда были люди, которые хотят переделать свои души.
У нее такое имя, потому что из него можно получить множество вариантов уменьшительных имен, и такую прическу, потому что такая причудливая прическа была еще в «Невесте Франкенштейна».»
Сьюзан не по годам развита и умна. Но ей всего шестнадцать. Дивные шестнадцать... Самое время влюбляться в длинноволосых юношей, прыгающих в экстазе по сцене. Правда в случае Сьюзан это была скорее не любовь, а нечто вроде вызова на работу.
Ему было восемнадцать, он был исключительно талантлив и совершенно не знал, что делать со своей жизнью.
Арфист Дион Селин заявил отцу, друзьям и всей Вселенной, что добьётся чего угодно с помощью музыки. И Вселенная услышала его. Она привела его в Анк-Морпорк, познакомила с трубачом и ударником, подарила ему волшебную гитару и сделала его знаменитым. Осталось немного - даровать ему бессмертие. А самый эффективный способ обессмертить своё имя - умереть молодым на пике славы. За спиной каждого великого музыканта действительно стоит нечто, что на первый взгляд можно принять за музу. Только в руках у неё почему-то коса.
– Знаю из личного опыта и могу поделиться им с вами, – встрял Золто, – что каждый настоящий артист хочет, действительно хочет, чтобы ему заплатили.
– И стать знаменитым, – не сдавался Бадди.
– Вот насчет этого не скажу, – пожал плечами Золто. – Трудно быть знаменитым и живым.
Искусство возвышает своего адепта и, одновременно, губит его. Этот парадокс очень любили писатели-романтики, Гофман к примеру. Гофмановские герои добровольно уходят в иную, странную, порой враждебную реальность и посвящают ей все свои силы, хотя и прекрасно понимают, что это самоубийство. К примеру, певица Антония, которой нельзя петь под страхом смерти, все равно поёт. А как же иначе?
– Не стоит даже пробовать, – перевел ворон. – Он живет только благодаря музыке.
– Но деду… но он сказал, что в итоге музыка его и убьет!
– Вселенная велика и прекрасна, это точно, – согласился ворон.
«Роковая музыка» наверное самая напряженная, самая «звучащая» книга Терри. Нервный, наэлектризованный слог, яркие, сочные, танцующие фразы. Это книга действительна музыкальна, причём, насколько она музыкальна, я поняла только после прочтения примечаний. Огромное количество песен, зашифрованных в тексте и звучащих в открытую. В своё время эта книга привлекла меня тем, что герой в ней - профессиональный арфист. Потом я увлеклась музыкой соул и книга радостно подыграла мне кучей отсылок. Начиная с названия, между прочим...XD Ну а уж рок-фанатам тут просто необыкновенное раздолье.
Это была музыка, которая не только сбежала, но ограбила по пути банк. Это была музыка с засученными рукавами и расстегнутым воротником, она улыбалась, поднимала приветственно шляпу и крала у вас бумажник.
Это была музыка, которая проникает сразу в ноги, не нанося визита господину Мозгу.
Итак, две линии. Сьюзан и её внезапный родственник и Дион, идущий к успеху во всех смыслах. Ой ли только две? Нет, есть ещё третья. Смерть, который пытается забыть.
Я ПОМНЮ ВСЕ. АБСОЛЮТНО ВСЕ. ДВЕРНЫЕ РУЧКИ. ИГРУ СОЛНЕЧНОГО СВЕТА НА ВОЛОСАХ. ЗВУК СМЕХА. ШАГИ. ВСЕ ДО МЕЛЬЧАЙШИХ ПОДРОБНОСТЕЙ. СЛОВНО ЭТО СЛУЧИЛОСЬ ВЧЕРА. СЛОВНО ЭТО СЛУЧИЛОСЬ ЗАВТРА. ВСЕ. ПОНИМАЕШЬ?
Ещё в прошлой книге Пратчетт задался вопросом: может ли одновременно существовать Смерть как неотвратимая сила и Смерть как вполне симпатичный, живой(!) персонаж, который наделён эмпатией и состраданием. Оказалось, может. Но живётся ему трудно. Ведь он вынужден приходить даже за самыми близкими и любимыми людьми. Конечно нет причин не верить утверждению Терри, что Смерть и Доктор Кто не связаны друг с другом. Однако оба они делят одно проклятие - проклятие Вечности. Все уйдут, а они останутся. И так будет всегда. Человеку даже помыслить о таком страшно. А Смерть это твёрдо знает. Хотя иногда и пытается забыть.
.....— Я ЗАБЫЛ, ЧТО ЗНАЧИТ НАПИВАТЬСЯ.
Трактирщик посмотрел на выстроенные рядами стаканы. Здесь были бокалы для вина, стаканы для коктейлей, пивные кружки. Были глиняные кружки в виде веселых толстяков. Было даже ведро.
— Думаю, ты идешь верным курсом, — сказал он.
В следующей части будет немножко отсылок и игр со словами. И много музыки!
— ПРОШУ ПРОЩЕНИЯ.
На пороге подвала возникла высокая темная фигура. В несколько шагов она пересекла комнату и вошла в круг.
Костяная ладонь опустилась на плечо декана и вежливо, но настойчиво отодвинула его в сторону.
— БЛАГОДАРЮ…
Фигура вскочила в седло, схватилась за руль и повернулась к присутствующим.
В некоторых ситуациях нужно следовать сценарию…
В грудь декана уткнулся костяной палец.
— МНЕ НУЖНА ТВОЯ ОДЕЖДА.
- Как ты играешь на них? - спросил Имп.
- Колочу по ним по всем.
- А потом?
- Что ты имеешь в виду - а потом?
- После того, как ты ударишь по всем камням, что ты делаешь?
- Колочу по ним по всем опять, - ответил Лайас, ударник до мозга
костей.
Смерть взял гитару и встал в позу, от одного вида который Падла продал бы с готовностью душу. (цитата совсем не точна - но смысл вроде верный) Меня очень радовали эти панки, которые Падла, Краш и еще кто-то ))))
Ну-с. Когда перейдём к самому главному, а именно спору о том, РОковая или роковАя музыка?
Ну хоть бы фак запрограммировали или класс! Жамкает туда-сюда...