Приемы: «Взгляд Бога»

Приемы: «Взгляд Бога» Приемы, Камера, Взгляд, Видео, Длиннопост

История «взгляда Бога»

Приемы: «Взгляд Бога» Приемы, Камера, Взгляд, Видео, Длиннопост

Традиция кинематографического приема, иногда обозначаемого как «взгляд Бога», восходит, как минимум, к эпохе Возрождения. На рубеже XV-XVI веков в связи с Великими географическими открытиями обострился интерес к картографии. В этой области работал, например, Леонардо да Винчи, создававший подробные вертикальные планы городов, как бы увиденных с высоты птичьего полета. К XVII веку подобные виды стали популярны в живописи и гравюре.

Приемы: «Взгляд Бога» Приемы, Камера, Взгляд, Видео, Длиннопост

Объединение фотографии и раннего воздухоплавания в середине XIX века дало старт аэрофотосъемке. Для неё использовались воздушные шары и змеи, позже самолеты, а также голуби, для которых в начале XX века были разработаны специальные миниатюрные автоматические камеры. Тогда же ракурс «взгляда Бога» начали применять в криминалистике. Французский юрист Альфонс Бертильон ввел практику фотографирования места преступления с верхней точки камерой, находящейся в перпендикулярном отношении к снимаемым объектам.


В кинематографе прием изначально получил распространение в хронике и документалистике. С конца 1900 годов аэрокиносъемка применялась для исследований, а во время Первой мировой войны — с разведывательными целями. В числе первых режиссеров, занявшихся художественным осмыслением «взгляда Бога», можно назвать Альфреда Хичкока. Прием встречается уже в его ранних картинах, а наиболее концептуально используется в «Птицах». Фильм вышел как раз во время расцвета применения техники — в 60-70-е годы редкая картина, имеющая зрелищный потенциал, обходилась без эффектного «взгляда Бога», снятого обычно с крана, самолета или вертолета. Сегодня же прием, очевидно, обрел новое дыхание. Благодаря появлению мобильных цифровых камер и коптеров, он не только стал доступен даже для малобюджетных проектов, но и значительно расширил свои возможности.


Типы «взгляда Бога»


Над сценой (Overhead shot, Top shot)

Приемы: «Взгляд Бога» Приемы, Камера, Взгляд, Видео, Длиннопост

Разновидность общего плана, в которой камера находится на относительно небольшом, в пределах нескольких метров, расстоянии над объектами съемки. Действие при этом часто происходит в замкнутом пространстве — например, в комнате, а съемка ведется с помощью крана или рига, порой самодельного.


С высоты птичьего полета (Bird’s eye shot, Aerial shot)

Приемы: «Взгляд Бога» Приемы, Камера, Взгляд, Видео, Длиннопост

Разновидность дальнего плана — камера находится на значительном удалении над объектами. Действие, как правило, происходит на открытом пространстве, а съемка ведется с возвышения или с помощью вертолета, самолета, коптера.


Значение «взгляда Бога»


Адресный план

Приемы: «Взгляд Бога» Приемы, Камера, Взгляд, Видео, Длиннопост

Адресный план используется в начале или конце фильма или сцены для того, чтобы обозначить место действия и время. Например, «После прочтения сжечь» открывается и закрывается дальними планами Земли, привязывающими события к конкретному месту, но вместе с тем подчеркивающими типичность истории.


Объект и пространство

Приемы: «Взгляд Бога» Приемы, Камера, Взгляд, Видео, Длиннопост

План раскрывает соотношение объекта и окружающего его пространства, отражая сопричастность среде или наоборот отчужденность. В фильме «Человек идет за солнцем» юный главный герой, в одиночку путешествующий по городу, становится частью открывающегося ему мира. В «Апокалипсисе» — наоборот, среда воспринимается враждебной, чуждой герою — план вскрывает конфликт человека и пространства.


Трансцендентальность

Приемы: «Взгляд Бога» Приемы, Камера, Взгляд, Видео, Длиннопост

Общий план, снятый сверху, можно назвать неестественным для зрителя. Действие, как правило, видится не его участником или реальным наблюдателем, а как бы глазами некой метафизической силы, благодаря своей особой точке зрения наделенной большим знанием, чем участники истории.


Отсюда и расхожее название «взгляд Бога». Некоторые режиссеры, например, Мартин Скорсезе или Сергей Бондарчук, прямо указывали на религиозный подтекст таких кадров. Например, в «Таксисте» знаменитым панорамирующим slow-motion кадром, показывающим итог кровавой бойни в борделе, католик Скорсезе обозначает присутствие высшей силы вопреки торжеству греха. Впрочем, не будем забывать слова Хичкока о том, что в «художественном кино режиссер является богом». То есть формальным приемом автор может подчеркивать свое доминирование над экранными героями. Не зря же именно Хичкок так любил эту технику.


Насилие

Приемы: «Взгляд Бога» Приемы, Камера, Взгляд, Видео, Длиннопост

Пожалуй, чаще всего «взгляд Бога» используется для фиксации сцен насилия. Во-первых, так продолжается традиция криминалистики Бертильона. Во-вторых, можно вновь углядеть мотив Бога. В русле религиозных концепций, оставляя тело, душа погибающего героя словно бы возносится над миром. В-третьих, высотный кадр порой усиливает сопереживание страдающему герою. Как бы то ни было, особенно часто такие кадры встречаются в фильмах главного современного любителя кровопускания Квентина Тарантино.


Масштабность

Если необходимо показать глобальный масштаб действия, то с этой задачей эффектно справляется план, снятый с высоты птичьего полета. Вспомним захватывающие кадры из эпических полотен Сергея Бондарчука, где камера взмывает ввысь в кульминационные моменты исторических баталий.


Незначительность

Приемы: «Взгляд Бога» Приемы, Камера, Взгляд, Видео, Длиннопост

Возвышаясь над объектом, камера подчеркивает его несущественный масштаб по сравнению с окружающим пространством. Герой таким образом оказывается марионеткой в руках судьбы или винтиком системы. Впрочем, объект может не только принижаться, но и рассматриваться как гармоничный фрагмент мироздания.


Единение/Одиночество

План героев, снятый сверху, удачно работает на два противоположных эффекта. С его помощью можно показать единение двух или более персонажей, или подчеркнуть тотальное одиночество. Сравним знаменитые кадры из «Вечного сияния чистого разума» и «Реквиема по мечте».


Романтизация

Приемы: «Взгляд Бога» Приемы, Камера, Взгляд, Видео, Длиннопост

Прием обладает свойством идеализации снимаемых объектов, что было, пожалуй, лучше всего было использовано в «Красоте по-американски».


Ритм

Приемы: «Взгляд Бога» Приемы, Камера, Взгляд, Видео, Длиннопост

Иногда «взгляды Бога» необходимы как ритмические инструменты, создающие необходимую паузу в действии и вместе с тем служащие переходом от одной сцены к другой. В обоих сезонах «Настоящего детектива» повествование периодически прерывается высотными панорамами Луизианы и Калифорнии.


Атмосфера

Высотный общий план может задавать атмосферу действия. Скажем, в классических «Звуках музыки» божественностью природы, по сути, объясняется навязчивое желание героев петь и танцевать, а в недавней «Пиковой даме» пространство словно бы само по себе источает смутную угрозу.


Сюжет

Приемы: «Взгляд Бога» Приемы, Камера, Взгляд, Видео, Длиннопост

«Взгляд Бога» может играть и сюжетообразующую роль, например, раскрывая такой элемент истории, который бы остался вне нашего поля зрения при ином построении кадра. В «Кэрри» мы понимаем, что главную героиню ждет публичное унижение именно благодаря съемке над сценой. Другой пример — документальные фильмы Рона Фрике («Барака», «Самсара»), в которых с помощью «взгляда Бога» раскрывается центральная тема губительного влияния человека на планету.


Зрелищность

Приемы: «Взгляд Бога» Приемы, Камера, Взгляд, Видео, Длиннопост

Наконец, иногда кадр «взгляда Бога» самодостаточен своей визуальной формой, то есть авторы выстраивают изображение, которое, грубо говоря, «просто красиво» и способно удержать внимание зрителя. Очевидно, по этой причине такой тип кадра всегда был популярен в фильмах-мюзиклах. Также можем вспомнить визуальное пиршество, устроенное Уэсом Андерсоном в «Отеле “Гранд Будапешт”».


Напоследок предлагаем посмотреть ролик, собранный из «взглядов Бога» нескольких десятков картин и иллюстрирующий, кажется, все возможные варианты использования приема. (Источник: tvkinoradio)

Всё о кино

19.8K постов58.1K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

1. Запрещено нарушать основные правила Пикабу (нет спаму, оскорблениям, вбросам, рекламе, политике).

2. Запрещены посты не по теме, посты о поиске фильмов и неинформативные посты. В случае несоответствия тематике сообщества или неинформативности пост будет удален в общую ленту.

3. Категорически запрещены спойлеры без специального тега или предупреждения как в постах, так и в комментариях.

4. Ставьте корректные теги при создании поста и указывайте в названии суть. Для постов с видеообзорами обязательно указывать тег "видеообзор". Для постов с видео c Youtube рекомендуется указывать название канала в тегах и небольшое описание, чтобы было понятно о чём это видео.

5. Запрещено целенаправленное разжигание негатива с отсутствием всякой аргументации. Авторы регулярных токсичных и агрессивных комментариев будут блокироваться. Давайте поддерживать дружественную атмосферу и уважать друг друга.

6. Будьте грамотны при составлении поста. В случае множественных ошибок в тексте пост будет удален в общую ленту, а автор, в случае неоднократного несоблюдения правил, заблокирован.

7. В сообществе не приветствуются фэйки, вбросы, теории заговора, конспирология и параноидальные бредни.

8. Запрещены посты о ТВ-шоу и реалити-шоу сомнительного качества в очевидно рекламных целях.

12
Автор поста оценил этот комментарий

Напомнило)

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку
2
Автор поста оценил этот комментарий
Хороший разбор!
4
Автор поста оценил этот комментарий

Ходят байки, что данный прием в съёмочном простонародье зовется "Е**нуть с потолка"

Автор поста оценил этот комментарий
Сергей Бондарчук, перелогиньтесь.
Автор поста оценил этот комментарий

"Не зря же именно Хичкок так любил эту технику."
Очень спорный тезис, поскольку сам Хич неоднократно говорил в интервью, что как раз выступает за камеру как за участника событий. По этой же причине он считал абсолютно бредовым и неестественным показывать, например, съемку из холодильника (интервью Трюффо). "Птицы" - де факто - один из последних фильмов мэтра (50 из 56 полнометражных), и в источниках есть привязка этой техники только к нему. Поэтому считаю, что экстраполировать "так любил" по отношению к малой части работ - несколько некорректно.

p.s. Кстати, подобные кадры и приемы сам Скорцезе подмечал еще в ранних работах американских и европейских творцов и переносил в свои работы ("История американского кино от Мартина Скорцезе").
В том же "Андалузском псе" (1929) можно заметить массу хрестоматийных операторских приемов, в т.ч. и этот.

Иллюстрация к комментарию