"Повесть о Шевкале"
«Повесть о Шевкале» рассказывает о вспыхнувшем в 1327 г. в Твери восстании против ханского баскака Чол-хана (Шевкала, Щелкана). Во время восстания Чол-хан был убит и перебиты все ордынцы, находившиеся в это время в Твери. Да это же готовый синопсис военно-исторического блокбастера! Здесь есть все: и борьба за свободу против иноземных захватчиков, беспощадные злодеи и народные герои, предательство элит... Только Данилу Козловского не звать и грязи поменьше.
В год 6834 (1326).
<...> В том же году Александру Михайловичу было дано княжение, и он пришел из Орды и сел на великокняжеский престол. Потом, немного дней спустя, из-за умножения наших грехов, когда Бог позволил дьяволу вложить в сердце безбожных татар злую мысль, сказали они своему беззаконному царю: «Если не погубишь князя Александра и всех князей русских, то не получишь власти над ними». Тогда беззаконный и проклятый зачинатель всего зла Шевкал, разоритель христианства, отверз свои скверные уста и начал говорить, наученный дьяволом: «Государь царь, если ты мне велишь, я пойду на Русь, разорю христианство, убью их князя, а княгиню и детей приведу к тебе». И царь велел ему так сотворить.
Беззаконный же Шевкал, разоритель христианства, пошел на Русь со многими татарами, и пришел в Тверь, и выгнал великого князя с его двора, а сам поселился на великокняжеском дворе, исполненный гордости и ярости. И сотворил великое гонение на христиан — насилие, грабеж, избиение и поругание. Люди же городские, постоянно оскорбляемые нехристями, много раз жаловались великому князю, прося оборонить их. Он же, видя озлобление своих людей и не имея возможности их оборонить, велел им терпеть. Но тверичи не терпели, а ждали удобного времени.
И случилось так, что 15 августа, ранним утром, когда собирается торг, некий диакон-тверянин, — прозвище ему Дудко, — повел кобылицу, молодую и очень тучную, напоить водой в Волге. Татары же, увидев ее, отняли. Диакон же очень огорчился и стал вопить: «Люди тверские, не выдавайте!»
И началась между ними драка. Татары же, надеясь на свою власть, пустили в ход мечи, и тотчас сбежались люди, и началось возмущение. И ударили во все колокола, стали вечем, и восстал город, и сразу же собрался весь народ. И возник мятеж, и кликнули тверичи и стали избивать татар, где кого поймают, пока не убили самого Шевкала. Убивали же всех подряд, не оставили и вестника, кроме пастухов, пасших на поле стада коней. Те взяли лучших жеребцов и быстро бежали в Москву, а оттуда в Орду, и там возвестили о кончине Шевкала <...>
Убит же был Шевкал в 6835 (1327) году. И, услышав об этом, беззаконный царь зимой послал рать на Русскую землю — пять темников, а воевода у них Федорчук, и убили они множество людей, а иных взяли в плен; а Тверь и все тверские города предали огню. Великий же князь Александр, чтобы не терпеть безбожных преследований, оставив русский великокняжеский престол и все свои наследственные владения, ушел во Псков с княгиней и детьми и остался в Пскове.
Текст «Повести ο Шевкале» публикуется по Рогожскому летописцу (РГБ, ф. 247, собр. Рогожского кладбища, № 253, лл. 271—272; по прежней нумерации 269—270). Перевод Я.С. Лурье.
Перевожу на современный язык
Князь Александр получил ярлык от Орды и приехал в Тверь княжить с условием собрать налоги.
Налоги он собрал и прикарманил себе.
Тогда Орда прислала налоговых инспекторов.
Князь же отморозился и сказал, что налогов не собирал.
Инспекторы пошли их собирать и конфисковали у священнослужителя средство передвижения купленное на незадекларированные доходы.
Народ обиделся и порешил инспекторов.
Орда прислала налоговую полицию и та покарала бунтовщиков жестоко.
Князь же тем временем утёк с баблом, семьёй и своими ментами-кентами во Псков.
Ничего короче на Руси с тех пор особо не изменилось.
Тогда вся история была один сплошной блокбастер.
касательно этой истории - как я читал, ордынцы приехали переписывать людей для обложения данью. Люди и так ордынцев не особо любили, а тут еще и считают для чего-то, нехристи. И понеслась дубина народного гнева.
Не от большого ума, так как Русь была обескровлена с прошлого нашествия, и не было единства по прежнему
Даже имени его не упоминать!
Еще прибежит чего доброго...
Чол-Хан. Святой был человек.