Понимание взаимосвязи причины и следствия в буддизме и современной науке
Продолжение поста Квантовая теория и древние учения http://pikabu.ru/story/kvantovaya_teoriya_i_drevnie_ucheniya...
В буддизме причина и следствия связаны самой природой явлений и такая взаимосвязь проявляется на уровне как физических, так и духовных явлений.
В отличие от современной науки в духовных учениях устанавливается взаимосвязь благих и неблагих поступков и их результатов.
В современной науке последствия уничтожение миллардов жизней не оценивается иначе как необходимость утилизации органической материи.
Какя точка зрения более верна?
С точки зрения прикладной социологии взаимодействие человека и общество должно иметь взаимовыгодный характер. Поэтому можно рассматривать социальные институты как метод установления справедливого взаимодействия. Однако в духовных учениях взаимосвязи морально-этических причин и материальных результатов устанавливается на уровне всеобщего закона природы явлений.
Даже в случае если дурной поступок не привел к наказанию в рамках общественных институтов, его последствия неминуемы.
Уже на протяжении многих тысяч лет человечество проверяет это положение на собственном горьком опыте.
Является ли любовь и сострадание основой всего сущего или все определяется наличием доступной энергии для подчинения и уничтожения других решает каждый из нас.
Для людей гуманитарного склада более привычна картина мара, где духовные явления определяют материальные. Для технологической цивилизации широко распростанены решения опирающиеся на силу вне морали и этики.
История 20 века наглядно показала, что даже если мы не верим в моральную основу мироздания, необходимо основываться на морали и этике для выживания самого человеческого вида.
Иначе наше место займут более моральные существа. Например тараканы или муравьи. Они друг-друга практически не убивают.
Понимание взаимосвязи морали и сознания в буддизме обьясняется на основе понимания природы сознания. Все сознания всех существ не индивидуальны, они проявляются как взаимодействие более общих причин. Например сознания всех людей объединены общим опытом человечества. Поэтому уничтожая жизнь мы наносим непоправимый вред собственному сознанию.
Например извержение вулкана может уничтожить множкство жизней. Однако с моральной точки зрения это не будет иметь больших последствий для вулкана, поскольку он не обладает сознаием и общим опытом с живыми существами.
Сознания всех живых существ объединены общим опытом возникновения и существования, поэтому утрата даже одной жизни это огромная потеря.
"Не спрашивай, по ком звонит колокол, он всегда звонит по тебе". Эрнст Хэмингуэй.
В современной квантовой теории постепенно начинают учитывать роль наблюдателя.
Энштейн спрашивал - "Что же и луна не существует когда я на нее не смотрю?"
Точно ответить на этот вопрос не удается до сих пор.
Для людей очевидно более важен вопрос - есть ли в окружающем нас мире основа справедливости, взаимосвязь между явлениями ума и окружающего мира.
Мораль и этика для слабаков, мир спасут только войны и евгеника.
Муравьи разных колоний часто ведут войны до полного истребления. В чем отличие от людей разных "колоний" (стран)
Тараканы и муравьи как раз друг друга легко убивают. То есть убивают-то муравьи, у тараканов нет шансов.