Погребальные маски Южной Сибири
Практически все, кто интересуется древней историей, знают о посмертных масках древних римлян. Но мало кто слышал, что на берегах среднего Енисея, примерно с I века до н.э. - по V век н.э. существовал обычай лепить из глины портретную маску умершего.
Зародилась эта традиция, по-видимому на рубеже смены тагарской археологической культуры на таштыкскую. В это время сырая глина просто накладывалась на лицо умершего и из неё воссоздавался его облик. В курганах тагарско-таштыкского переходного периода, археологи находят скелеты с наложенными на череп глиняными масками, на которых с оборотной стороны сохранились отчетливые отпечатки подбородка и шеи. На большинстве масок изображались европеоиды с узкими и горбатыми носами.
На начальном этапе таштыкской археологической культуры, при захоронениях в грунтовых могилах, данная традиция продолжалась, погребальные маски изготавливались непосредственно на лице усопшего. Скульптор произвольно формировал лик умершего, затем наносил узоры, у женщин красной краской, у мужчин красной и черной, возможно повторяя прижизненные татуировки. На оборотной стороне масок нередко сохранялись отпечатки глазниц, носа, усов, при затекании глины в ноздри получались своеобразные «полипы». Для производства масок приготавливалась смесь из каолиновой глины и известняка. Маски не обжигались и поэтому плохо сохранились.
В этот период времени, по мнению ряда ученых, посмертная маска служит для изоляции умершего от мира живых.
С переходом к захоронению в склепах и трупосожжению погребальные маски формируются уже на специальных кожаных шарах, на их оборотной стороне нет отпечатков лиц трупов, но часто встречаются оттиски шагреневой кожи и швов. На ряду с масками изготавливаются и бюсты. В склепах погребальные маски обычно накладывались на кожаную куклу, в неё же помещались предварительно сожженные останки трупа, маски-бюсты обычно ставились прислоненными к стене склепа. После проведения необходимых ритуалов склеп поджигался, а затем засыпался землей. Благодаря такому порядку погребения, до нашего времени дошло множество обожженных и полуобожженных посмертных масок.
Представленные маски находятся в краеведческом музее им. Мартьянова в городе Минусинске.
Лига историков
13.2K постов49.3K подписчиков
Правила сообщества
Для авторов
Приветствуются:
- уважение к читателю и открытость
- регулярность и качество публикаций
- умение учить и учиться
Не рекомендуются:
- бездумный конвейер копипасты
- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации
- чрезмерная политизированность
- простановка тега [моё] на компиляционных постах
- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты
- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)
Для читателей
Приветствуются:
- дискуссии на тему постов
- уважение к труду автора
- конструктивная критика
Не рекомендуются:
- личные оскорбления и провокации
- неподкрепленные фактами утверждения