Погребальные маски Южной Сибири

Практически все, кто интересуется древней историей, знают о посмертных масках древних римлян. Но мало кто слышал, что на берегах среднего Енисея, примерно с I века до н.э. - по V век н.э. существовал обычай лепить из глины портретную маску умершего.

Зародилась эта традиция, по-видимому на рубеже смены тагарской археологической культуры на таштыкскую. В это время сырая глина просто накладывалась на лицо умершего и из неё воссоздавался его облик. В курганах тагарско-таштыкского переходного периода, археологи находят скелеты с наложенными на череп глиняными масками, на которых с оборотной стороны сохранились отчетливые отпечатки подбородка и шеи. На большинстве масок изображались европеоиды с узкими и горбатыми носами.

Погребальные маски Южной Сибири История, Хакасия, Древность, Сибирь, Длиннопост

На начальном этапе таштыкской археологической культуры, при захоронениях в грунтовых могилах, данная традиция продолжалась, погребальные маски изготавливались непосредственно на лице усопшего. Скульптор произвольно формировал лик умершего, затем наносил узоры, у женщин красной краской, у мужчин красной и черной, возможно повторяя прижизненные татуировки. На оборотной стороне масок нередко сохранялись отпечатки глазниц, носа, усов, при затекании глины в ноздри получались своеобразные «полипы». Для производства масок приготавливалась смесь из каолиновой глины и известняка. Маски не обжигались и поэтому плохо сохранились.

В этот период времени, по мнению ряда ученых, посмертная маска служит для изоляции умершего от мира живых.

Погребальные маски Южной Сибири История, Хакасия, Древность, Сибирь, Длиннопост

С переходом к захоронению в склепах и трупосожжению погребальные маски формируются уже на специальных кожаных шарах, на их оборотной стороне нет отпечатков лиц трупов, но часто встречаются оттиски шагреневой кожи и швов. На ряду с масками изготавливаются и бюсты. В склепах погребальные маски обычно накладывались на кожаную куклу, в неё же помещались предварительно сожженные останки трупа, маски-бюсты обычно ставились прислоненными к стене склепа. После проведения необходимых ритуалов склеп поджигался, а затем засыпался землей. Благодаря такому порядку погребения, до нашего времени дошло множество обожженных и полуобожженных посмертных масок.

Погребальные маски Южной Сибири История, Хакасия, Древность, Сибирь, Длиннопост

Представленные маски находятся в краеведческом музее им. Мартьянова в городе Минусинске.

Лига историков

13.2K постов49.3K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
5
Автор поста оценил этот комментарий

похожи на нас

раскрыть ветку (4)
19
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Да, это древние пикабушники. Не зря же в Минусинске оказались
раскрыть ветку (3)
3
Автор поста оценил этот комментарий

В Минусинском районе должно быть село Свежее.

раскрыть ветку (2)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Болото* Свежее.

1
Автор поста оценил этот комментарий

Деревня Быстрая есть))

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку