Подвиг Советского Авиапрома

Накануне войны обе стороны питают множество иллюзий. Одни грозятся за пару месяцев перекрасить огромный кусок Европы, другие обещают победить "малой кровью на территории врага". Начнется война, конечно, только когда к ней будут полностью готовы, а красные/белые/звёздно-полосатые (нужное подчеркнуть) всех переколошматят. На деле же большинство планов и стратегий летит именно в то органическое отверстие, откуда мы с вами впервые увидели свет.

Примерно так обстояли дела у советских ВВС перед Великой Отечественной Войной и в самом её начале. Этот пост - о тернистом пути наших летчиков и работников авиапрома.

22 июня наши ВВС встречать гостей были, прямо скажем, не готовы. Во-первых, приказ "залить бетоном приграничные аэродромы" кто-то очень умный понял очень по-своему. Планировали улучшать постепенно, по нескольку взлетных полос за раз, чтобы не перегружать соседние самолетами, которым нужно где-то базироваться. Местные же коммандосы одним махом забетонировали, сколько смогли, а истребители со штурмовиками временно разъехались кто куда. Представьте, что вы - начальник аэродрома где-нибудь в Приднестровье. Ваши самолёты стоят красивой шеренгой и блестят на солнышке свежим лаком. Вдруг, к этой шеренге подваливает ещё пара эскадрилий, и человек тридцать лётного состава вопрошают: куда ставить-то?

С политической обстановочкой - отдельная история. Лётчики ежедневно вынуждены были гонять туда-сюда немецких разведчиков. "Рамы" не стеснялись зависать прямо над нашими войсками и в нашем воздушном пространстве.

Подвиг Советского Авиапрома Война, Промышленность, Авиапром, Длиннопост

Больше всех Fw.189 ненавидели солдаты

Дипломаты разводили руками - мол, держитесь, товарищи, а на поражение не стреляйте и границу не пересекайте. Вон Фигичев одного "Юнкерса" до Румынии проводил, так чуть война не началась. А мы им ещё бахнем. Обязательно бахнем. Весь Рейх в труху. Но потом...

Очередным основанием для печальки стал сам авиапарк. Большинство лёгких самолётов не изменились со времён гражданской войны в Испании (1937 год, на минуточку), а перевооружаться начали лишь полтора года назад. За 1940 год удалось сделать всего 64 современных истребителя, за половину сорок первого - почти две тысячи. Казалось бы, дохрена же самолётов, но не всё так просто. Во-первых, часть истребителей забрали себе ПВО Москвы и Ленинграда - крупнейших промышленных центров. Моделей было целых три, но на равных воевать со злющими “мессершмиттами” была способна лишь одна - ЯК-1. Высотным перехватчикам МиГ на высоте перехватывать оказалось нечего, а у земли этот крылатый ужас летал очень не очень. Что, впрочем, не помешало Покрышкину вертеть на обтекателе закалённых бойцов Люфтваффе, но таких асов один на миллион. Был ещё истребитель ЛаГГ с хорошим мотором и вооружением, но на этом достоинства кончались. Самолёт получился настолько неоднозначным, что лётчики прозвали его "Лакированный Авиационный Гарантированный Гроб".

Очень важную роль в жизни приграничного аэродрома играла маскировка. Ну знаете, есть в жизни вещи, которые лучше никому не показывать: история браузера, детские фотографии (особенно если дети не твои), расположение войск. А наши ВВС до самого начала войны не считали нужным прятать самолёты.

Подвиг Советского Авиапрома Война, Промышленность, Авиапром, Длиннопост

Вот в таком виде эскадрилья стояла в нерабочее время

Даже когда над головой закружили немецкие фотолюбители, о маскировке не вспомнили. Вернее, вспомнили, но в Кремле.

В конце мая 41-го года товарищ Сталин получил письмо от товарища лётчика, взволнованного положением дел на границе. Оказалось, что на ночь самолёты ставят линию, как на смотр, а белые палатки личного состава - отличная мишень для всего, что летает, стреляет или сбрасывает бомбы. Кроме того, на немецких самолётах он видел полноценный трёхцветный камуфляж, а наши красили либо зелёным цветом, либо серебристо-белым. В один тон. Причём, в ЦАГИ давно уже нарисовали вполне зачётную расцветку, да не один вариант, а целых три. Просто местная канцелярия была настолько увлечена своим бюрократическим онанизмом, что закинула готовый авиационный камуфляж в долгий ящик. При помощи генерального секретаря эскизы нашли, утвердили и разослали по заводам всего за три дня. Перекрашивать уже сделанные самолеты никто, понятно дело, не стал.

Подвиг Советского Авиапрома Война, Промышленность, Авиапром, Длиннопост

Было

Подвиг Советского Авиапрома Война, Промышленность, Авиапром, Длиннопост

Стало

Словом, 22 июня наши ВВС встречать гостей были не готовы. Итогом всех неувязок и просчётов нашего руководства стала натуральная катастрофа. За первую неделю войны немецкими бомбами сдуло полторы тысячи (!) самолётов, в воздухе сбили ещё около двухсот.

Подвиг Советского Авиапрома Война, Промышленность, Авиапром, Длиннопост

Аэродром после налёта. И так везде

Войска отступают, а с воздуха их безнаказанно утюжат люфтвафли. Промышленность пакует вещи и уезжает вглубь страны. Самолёты делать некому. Жизненно важные алюминиевые заводы спасти не удалось. На помощь союзничков рассчитывать тоже не приходится. Американцы всё надеются, что старушка Европа справится сама, а англичанам своих полимеров едва хватает. Делать нечего, надо выбираться. Ильич смог - и мы смогём.

Как говорил Боромир: "Нельзя просто взять и перекатить целый авиазавод в Мордор на Урал".

Подвиг Советского Авиапрома Война, Промышленность, Авиапром, Длиннопост

Секретная хроника с заседания комитета по эвакуации

Помимо сотен станков необходимо как-то утрамбовать в эшелон конвейерные линии и заготовленные на прежнем месте детали. А самые современные заводы имели огромный конвейер, на котором фюзеляж, крылья, мотор и прочие модули истребителя собирали воедино. Тяжёлые самолёты, конечно, собирали на отдельных стапелях, но с ними - отдельный, ни с чем не сравнимый головняк.

Допустим, что при помощи магии дружбы мы слегка искривили пространство и погрузили в поезд заводское барахло. Допустим также, что на узкой железной дороге удалось разъехаться с десятками других эшелонов, которым тоже надо. Чего-то не хватает… Йобаный насос, Петрович! Поворачивай! Мы забыли рабочих!

Завод без персонала - как выход из френдзоны. Теоретически возможно, но никому не удавалось. Рабочих пришлось увозить вместе с заводами, и вот тут началась веселуха. Во-первых, уведомление о переезде порой приходило в чёрном кожаном пальто и фуражке со звёздочкой. За несколько часов до поезда. Пять минут на сборы - и вперёд, батареи просят огня.

Подвиг Советского Авиапрома Война, Промышленность, Авиапром, Длиннопост

Эвакуация по-казахски

Во-вторых, у рабочего, как правило, есть семья. Ему нужно где-то жить и на что-то содержать свою ячейку общества. Инфраструктуру под лишнюю тысячу человек в каком-нибудь Свердловске или Куйбышеве приходилось сочинять натурально на бегу.

"В городе были заняты все школы, недостроенный театр, гостиницы - буквально все, что можно было занять. И вот, еду я ночью на вокзал встречать очередной эшелон, а сам ломаю голову, где бы разместить людей. Проезжаю мимо одного из городских кинотеатров. Кончился последний сеанс, люди расходятся... Вот тут и пришла мне в голову мысль: а почему бы не разместить людей из прибывшего эшелона в кинотеатре? "Обезоружили" мы старика сторожа и здание кинотеатра заняли. Утром поднялся страшный переполох, я получил нагоняй, но зато людей удалось устроить".

И.Сеидов, зам. директора авиазавода-который-нигде-не-упоминается

Думаете, на самих заводах царил порядок и уют? А вот и нет. Военные предприятия получили конские заказы, а "мирные" пришлось быстро переделывать в военные. В итоге ни те, ни другие не успевали сдавать самолёты в нужных количествах. Отдельные заводы вовсе встали намертво, перегруженные наполовину готовыми крыльями, фюзеляжами и моторами.

"Новые машины закладывать было негде: стапели оказались занятыми. В сборочном цехе отсутствовал самый элементарный порядок. Самолеты, заложенные в стапели близко к выходу из цеха, почему-то сборкой задерживались, а опережали их находившиеся в отдаленных стапелях. Приходилось постоянно делать перетасовки и перестановки, и все это вконец срывало нормальный ход работ. Это была полная дезорганизация, называемая в промышленности некомплектностью. А вернее, просто хаос в производстве.

[...]

Выпуск самолетов в ноябре [1941 года] сократился более чем в три с половиной раза сравнительно с сентябрем. Декабрьский план производства самолетов удалось выполнить меньше чем на 40 процентов, а моторов - на 23,6 процента.
Сводка о выпуске машин ежедневно докладывалась Сталину, который лично распределял их по фронтам".

А. Яковлев, зам. наркома авиационной промышленности

Именно здесь произошёл подвиг, которому посвящен пост. Ценой титанических усилий и ударного труда тысяч инженеров, токарей, фрезеровщиков, сборщиков, электриков и даже кузнецов удалось... обогнать немецкий авиапром. В первый год войны. А ещё целиком перевезти десятки заводов и наладить логистику. За 1941 год Люфтваффе получило около 11800 самолётов, а Красная армия - примерно 15700. Комментарии излишни. Снимаю шляпу.

Подвиг Советского Авиапрома Война, Промышленность, Авиапром, Длиннопост

Сборочный цех "горбатых"

Статистика - опасная вещь. Вот сейчас неискушённый читатель может подумать, что к 42-му году небо уже было нашим, и жестоко ошибётся. Люфтвафли с переменным успехом хозяйничали в воздушном пространстве вплоть до Сталинграда. Окончательно перебить им хребет удалось лишь под Курском, летом 43-го. А случилось это благодаря неутомимому труду тыловиков, которые всё разгоняли наш ВПК до невиданных мощностей. К концу войны одних ЯКов штамповали по сотне в день, а на одного немецкого пилота приходилось до восьми советских. Такими силами допинать полуживой огрызок одной из сильнейших армий мира - дело техники.

Вторая Мировая

4.1K постов8.8K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Главное правило сообщества - отсутствие политики. В качестве примера можете посмотреть на творчество группы Sabaton. Наше сообщество посвящено ИСТОРИИ Второй Мировой и Великой Отечественной и ни в коей мере не является уголком диванного политолога-идеолога.


Посты, не содержащие исторической составляющей выносятся в общую ленту.


Запрещено:

ЛЮБАЯ политика. В том числе:

- Публикация материалов, в которых присутствуют любые современные политики и/или политические партии, упоминаются любые современные политические события.

- Приплетание любых современных политических событий, персон или организаций.

- Политико-идеологические высказывания, направленные в сторону любой страны.

- Использование идеологизированной терминологии ("совок", "ватник", "либерaст").

- Публикация материалов пропагандистских сайтов любой страны.


За нарушение данного правила администрация оставляет за собой право вынести пост в общую ленту, выдать пользователю предупреждение а так же забанить его.


Примечание: под современными политическими событиями подразумеваются любые политические события, произошедшие после 16 октября 1949 года.


Помимо этого:

- Оправдание фашизма, нацизма, неонацизма и им подобных движений.

- Публикация постов не по тематике сообщества.

- Провокации пользователей на срач.


Ну и всё, что запрещено правилами сайта.

14
Автор поста оценил этот комментарий

Охх... В посте упоминается Покрышкин, у него есть отличная книга - "Небо войны" - его автобиография, как начинали воевать, как учились тактике воздушного боя, ибо наставления к тому моменту изрядно устарели. Несколько примеров:

Изначально вылетали тройками: ведущий и сзади слева/справа два ведомых, радиостанций не было, только визуальный контроль, диапазон скоростей не велик, летали да летали. Но произошел качественный рост конструкций самолетов - значительно вырос диапазон скоростей, в результате при полетах тройками происходило следующее: ведомый, заходивший на вираж по внутренней траектории сильно терял скорость и мог сорваться в штопор, идущий же по внешней траектории наоборот отставал, ибо не мог догнать ведущего. В результате ведущий оставался один. После нескольких таких случаев многие летчики самостоятельно, вопреки приказам, принимали решение вылетать двойкой ибо она в тактическом плане имела гораздо большую свободу маневра, а значит и преимущество перед тройкой.

Вспомним формулу победы Покрышкина - "Высота - скорость - маневр - огонь!"

Итак,  истребители получают приказ защищать бомбардировщики, когда те идут бомбить фрицев. Вылет, прибыли в квадрат и встали в круг. Монотонно, на одной высоте, на одной скорости ждут прибытия. И свои бомберов которых надо защищать, и врага, которого бить. ЧТо характерно, вторых дожидались раньше - немцы с пикирования снимали несколько самолетов и имея запас скорости вновь уходили ввысь. Наши же не имея ни запаса ни в высоте ни скорости.... Печально все было.

Что предложил Покрышкин? Придя в нужный квадрат группы становилась не в круг, а в эллипс под углом, такой, что разница верхней и нижней точки составляла пару километров. С высоты самолет пикирует на малых оборотах, в нижней же точке на полной тяге идет вверх - таким образом всегда есть запас высоты/скорости для маневра, а значит пилот всегда готов к активному маневрированию в воздушном бою.

ЗА эти и многие своевольства Покрышкина даже под трибунал пытались отдать - не по уставу воюет, спорит с командиром, не подчиняется....Командир у него так себе был, в небо не поднимался, все в бумажках ковырялся...

8
Автор поста оценил этот комментарий

Так и сейчас самолеты стоят по струнке на аэродромах. И в Сирии так было пока противник не проучил. Только после этого стали рассредотачивать и обваловывать. Военные готовятся к прошлой войне ага, к ранней военной пенсии они готовятся с момента поступления в военное училище.

7
Автор поста оценил этот комментарий
Опять всплывает старая байка про ЛаГГ-3. Рояль. Просто Рояль. Покрыли его красным лаком на гос испытаниях, вот и все)
раскрыть ветку
10
Автор поста оценил этот комментарий

То, что советские ВВС потеряли большинство самолётов на маленьких аэродромах на земле в первые часы войны - это миф. Основные потери были или на земли уже после начала войны - на второй, третий день, или в воздухе. Не было постов ПВО, в результате чего немцы могли бомбить аэродром пятеркой бомбардировщиков, в то время как на аэродроме могли находиться десятки истребителей. Из-за отсутствия оповещения их не успевали поднять вовремя на отражение.


Опыта не было реального боевого. Единицы воевали в Испании, десятки воевали на Дальнем Востоке.


"Многие советские пилоты были отличными пилотажниками, метко стреляли по конусам и бесстрашно бросались [151] в схватку. Но они уступали немцам в умении взаимодействовать в бою, слетанности пар, четверок, групп. Не только командный, но и рядовой состав люфтваффе успел накопить большой боевой опыт в небе Польши, Франции, Англии; выучка, полученная в боях, намного отличалась от той, что приобретается на полигонах. "

раскрыть ветку
6
Автор поста оценил этот комментарий

Герои все, в том числе и тыловики