Почему киберспорт - это спорт. Геймерам и родителям - на личном примере с 2001 года. 2/3
Продолжение истории, начало которой по ссылке
Часть 2 из 3
Эпоха QuakeZone
Летом 2003 года "на районе", а именно по адресу Ворошилова, 12 открылся компьютерный клуб, который назывался zQne, или полностью QuakeZone. Забавен был тот факт, что открыл его бывший учитель информатики, а костяк первых посетителей составили его ученики, которые нехило рубили во второй Quake. Конечно же, вся мелкотня и молодежь района в возрасте от 7 до 20 лет сделала клуб своей Меккой, и совершала регулярное паломничество. Деньги на игру имели разное происхождение - в основном (как в моём случае) - они "кроились" с обедов. Не питаясь в школе от слова "вообще", в неделю можно было сэкономить 100-120 рублей. Каждый проезд зайцем добавлял тогда, наверное рублей по 8 или 10. Час игры стоил 10 рублей. Хватало.
На фото - один из игроков zQne, который только что выиграл дуэльку в Quake3 у топового игрока клуба на ztn3dm1
Но кто-то из посетителей, бывало, крал их у родителей, за что люто огребал при всех прямо в клубе. Родители приходили регулярно и за теми, кто денег не крал - просто потому, что дети зависали в клубе почти сутками.Публика в клубе набралась самая разная - субкультуры не имели значения. Большая часть населения района относилась к обычной гопоте, но в клубе встречались и готы, и панки, и рэперы, и всякие другие. Примечательно, что компьютерный клуб был аналогом водопоя в пустыне во время засухи - как хищные звери не жрут травоядных во время "водного перемирия", так и в клубе никто никого не "гопал".
Не потому, что это было палево - а просто из-за причастности к одному комьюнити. Могли обидеть словом, но не физически. И на первое место в твоём социальном рейтинге вышло умение играть. Если ты круто стрелял, умел "распрыгиваться", знал кучу стратегий в Warcraft - ты был в почете.Настоящие имена вышли из оборота, все называли друг друга исключительно по никнеймам. Многие из тех, кто знакомился в клубах, никогда не знали друг друга по настоящему имени и тем более фамилии.
В связи с этим возникали смешные ситуации, когда нужно было позвонить кому-то на домашний и попросить к телефону игрока. Как-то мы позвонили капитану другой команды и попросили к телефону Алика. Его папа позвал того к телефону. Спустя пару лет мы узнали, что Alik это ник от фамилии Аликперов, а звали парня Исрафил. Но папа тогда и бровью не повел.
Компьютерный клуб работал и по ночам. За 60 рублей с компьютера можно было играть с 21.00 до 06.00. Да, 9 часов подряд. Да, глаза болели, а когда ты ложился спать дома, то видел только обрывки игр :) Вот записка, которую написал папа у одного игрока из нашей компании.
Добро пожаловать в киберспорт
Самые популярные игры - Warcraft / Quake / Counter Strike - не требовали особо мощных компов и выхода в интернет. А потому сыскали себе мировую славу и популярность. Так было и в нашем клубе. Тогда впервые мы узнали, что существует Киберспорт. Обмен видеороликами тогда происходил исключительно через физические носители. Жесткие диски, компакт-диски, а чуть позже - флешки объемом от 128 до 512 мегабайт, приносили в клуб всякую всячину. Жуткие фильмы типа "лики смерти", приколы, снятые на мобильный телефон, демо-записи и видеоролики с зарубежных турниров по киберспорту.
В том же году на НТВ показали сюжет о "квейкерах" Polosatyi и unkind - парнишке из Москвы, который звонил своей маме из Кореи, с финала чемпионата World Cyber Games и произносил "Мам, привет, я в Корее! Я выиграл 20.000$!".
И тут понеслась. Представьте, что будет если вы пообещаете сопляку, что он будет играть в игрушки и зашибать кучу денег! Конечно, никто не сказал нам, как это все устроено, и какие реальные призовые были на тот момент в России, и сколько нужно тренироваться, чтобы победить. Нам было плевать - появилась голубая мечта. Кто-то выбрал сингл-дисциплины, например, Quake или Warcraft. Но мне по душе пришелся Counter-strike 5*5 - командный тактический шутер.
Мы стали проводить действительно много времени в клубе, что, вероятно, вызывало тревогу у родителей, особенно у тех ребят, кто не был беспризорником. Поэтому мне периодически стали говорить, что это плохо кончится. Хотя учиться я стал плохо исключительно по своему протестному желанию - просто перестал делать уроки, хотя давалось мне все достаточно легко, и игры этому не мешали. Но для родителей выглядело это как дорога в ад - все больше игр и все меньше хороших оценок. (К слову, ничего не стоило к концу 11 класса взяться за ум и впоследствии окончить школу с несколькими четверками в аттестате и поступить на бюджет на Рекламу и дизайн с конкурсом 10 человек на место).
Мне купили компьютер домой, наверное в попытке сократить время пребывания в клубе - отчётливо прослеживалось, что я убегал туда при первой же возможности. И далеко не всегда я играл - чаще мы просто там тусовались, обсуждали то, что нас захватывало. Компьютер дома особой популярностью не пользовался, потому что не было Сети. И это противоречило идее командной игры. Родителям, чей ребенок не ест в школе но и не приносит деньги обратно, и целыми днями тусуется в непонятном месте, было достаточно тревожно.
Мотивация
В общем, из всех тех ребят, кто посещал компьютерный клуб, стали собираться команды, и в 2004 году, в январе, мы поехали с первой командой в другой клуб на турнир. Нам, конечно, навешали там по щам, и мы, предельно расстроенные, отправились тренироваться. Не хватало не только "прямоты рук" и сноровки - у нас были откровенно плохие "девайсы" - мышки, коврики, наушники. Играть хорошо на стандартной клубной мышке было, мягко говоря, невозможно - чаще всего это была шариковая Mitsumi.
И мы стали копить деньги, каждый из нас, чтобы купить себе что-то получше. Тогда девайсы общей стоимостью 1.000 рублей считались очень неплохим вариантом. У меня, например, была вот такая, оптическая мышь, за 450 рублей:
Сейчас одна игровая клавиатура легко может стоить 10.000 рублей, а нормальный игровой комп - около 60-70 тысяч.
По всему городу в разных его районах стали появляться компьютерные клубы, а них, подобно нашей, сбивались команды, которые периодически встречались на турнирах, иногда даже ездили в другие города.
Так, в 2004 в Ижевске состоялся крупное состязание - Турнир Тягачова. Это были весенние каникулы, и в наш город съехались сотни геймеров со всего Поволжья и Урала. В пяти разных клубах города проходили соревнования в пяти дисциплинах - quake 3, Warcraft, Counter Strike, StarCraft, unreal tournament (кстати, движок, на котором сегодня собирают модели виртуальной реальности). Наш родной клуб на районе принимал в тот день соревнования по quake, поэтому для обычных посетителей не работал. Выглядело все очень серьезно - была настоящая турнирная сетка, старшие пацаны ходили с пластиковыми бейджами "судья" или организатор, вели протоколы, прислуживали штрафные баллы или победы. Ходил фотограф и снимал происходящее, и это все в нашем маленьком клубе где-то посреди района Автозавод!
Событие было настолько масштабное, что в тот день мы отправились в тур по другим клубам. Командные соревнования по Counterstrike достались клубу в 32 школе. Точнее - в клуб все не влезли, поэтому с администрацией школы было согласовано размещение дополнительных компьютеров прямо в школьных коридорах. Было задействовано порядка 120 компьютеров, и их везли со всего Ижевска владельцы других клубов. Когда мы попали внутрь - мы были поражены - сотни таких же как мы ребят, с рюкзаками с девайсами, с горящими глазами, сновали туда и сюда. Они приехали из 20 городов страны. Была организована даже зона для зрителей с парой больших телевизоров. Думаю, там было не менее 400 геймеров.
Затем мы проехали ещё пару клубов - один из них был Green Mile club, клуб Зелёная миля в городке Металлургов. Он тогда стал базой для стратегии Warcraft. Годами позднее ребята из Зелёной мили брали награды на топовых соревнованиях России по Warcraft, а некоторым удалось даже добраться до Кореи.
Мы с командой получили льготы на тренировки по CS. Условие от владельца клуба было одно - бронь заранее и 10 компов сразу (две команды). Это были очень жаркие баталии, на 2, а чаще на 3 часа прямо перед закрытием клуба. Так как играли мы уже гораздо лучше других, в клуб набивалось куча зрителей. Без преувеличения, на 10 игроков приходилось по 30-40 зрителей. И они не сидели на стульчиках, а неустанно стояли за спинами и наблюдали за каждым нашим действием все три часа. В те небольшие 5-7 минутные перерывы между матчами, когда мы выходили покурить на улицу (да, не забывайте, мы были самой обычной шпаной, и многие баловались сигаретами), зрители садились вместо нас за компы, и для них это было сродни тому, чтобы выбежать на футбольное поле в перерыве матча Спартак - Зенит и попинать мячик.
Кстати, один из "младших" игроков, который когда-то стоял у нас за спиной на тренировках, добился серьёзных успехов и добрался до европейских турниров профессионального уровня. Вот он, на видео слева, после победы на Virtus.pro
Но вернемся обратно - в 2005 году мы уже играли по стратегиям, которые сами и придумывали. Мы собирались командой у кого нибудь дома, распечатывали на принтере план игровой местности, обсуждали, кто что делает за каждую из сторон - атака (террористы) или защита (спецназ), отсматривали и обсуждали записи крутых команд из Москвы или, если удавалось находить, из-за рубежа. У нас были свои ритуалы для подготовки к матчу, свои кричалки и фишки - например, после каждого взятого раунда сидящий за самым правым из 5 компьютеров передавал "пять" соседу слева и говорил "отбей", и дальше по цепочке до самого левого игрока. И так было у каждой из, пожалуй, 50 команд, которые были в тот момент в Ижевске.
В QuakeZone постоянно кто-то приносил новые "мувики" - игровые видео с музыкальной поддложкой и видеоэффектами, демонстрирующими лучшие моменты из компьютерных игр на чемпионатах. Это отдельный вид творчества, который появился тогда. Стримеров, как сейчас, не было. Все только оффлайн.Некоторые команды стали заказывать такие "мувики" у видеодизайнеров. А я попробовал сделать самостоятельно. Мой слабенький комп Селерон 1700 с видеокартой на 128 мегабайт, нарезал кадры из записей игр супер-медленно. Поэтому на создание ролика длительностью 5 минут с частотой кадров 30 в секунду у меня ушло около 2 недель. Получилась полная шляпа с точки зрения современного игрового видео, зато я узнал, что такое рендеринг и основы работы в видеоредакторе :) А чуть позже мувик нам сделал чел, который в этом разбирался чуть получше. Он и закреплен в шапке этого поста.
Забавный случай произошел в тот год - мы поехали на другой конец города, в так называемый городок Строителей, на небольшой турнир. По первым же играм стало понятно, что мы тут фавориты. Но чем ближе было к финалу, тем больше росло напряжение. Местные ребята не очень хорошо умели играть, зато были сложены крепче нас. К тому же, они были в своем районе. У чувака из дружественной нам команде украли телефон. Потом кто-то подрался у входа в клуб. Местных становилось все больше - даже тех, кто к турниру отношения не имел. В итоге к нам прямо перед финальной игрой подошли и сказали - ребята, соглашайтесь на второе место, забирайте призовые и уезжайте. Было уже около 8 вечера, зима, темно и не очень гостеприимно. Пришлось свалить :) Но мы-то знаем, кто тут был чемпион.
Конец второй части.
Насколько я помню, в 2002 году на WCG анкайнд был вместе с Cooller а не с Полосатым...но это не суть )
Да и звездами того турнира и родоначальниками киберспорта в нашей стороне (Ну лично для меня, например) стали больше М19 в CS )
До сих пор с ботами вспоминаю КуДваку))))
Враги нас рельсами крепили...
Ты прям про мою молодость рассказал, от и до, и турнир в на окраине был (20 команд, за весь турнир проиграли 1 раунд, практически убегали с копеечным выигрышем), и мувики делали, и дейвайсы были такие же) На фотке майкрософт единичка, у меня была 1.1 - с боковыми кнопками, после нее взял троечку, и она до сих пор меня радовала, месяц назад померла (хнык хнык).
Эх те времена... Сейчас бы на тренировочку на 2-3 часа с ребятками пострелять, и не думать о работе, семье, ипотеке и прочем... А после тренировки пиво/коктейли и гулять)
И полосатый такой молодой.