Почему глаза на некоторых картинах следят за вами, когда вы перемещаетесь по комнате?

Почему глаза на некоторых картинах следят за вами, когда вы перемещаетесь по комнате? Искусство, Линейная перспектива, Длиннопост

Искусство, как говорят, является субъективным: то, что одни люди считают бесценным шедевром, другие видят как обычный чёрный квадрат большого размера... Но есть один очень специфический вид живописи, который большинство видит одинаково ‒ речь идёт о картинах со странными глазами, которые, кажется, следят за вами, когда вы перемещаетесь по комнате. Так что же вызывает эту оптическую иллюзию и как художники достигают такого эффекта?


Оказывается, в меру опытный художник вполне способен создать этот эффект «вездесущего взгляда». Короче говоря, всё, что вам необходимо ‒ это немного иллюзии глубины; также взгляд человека, изображённого на картине, должен быть направлен на того, кто стоит прямо перед картиной.


Итак, что же именно происходит в нашем мозгу, заставляя нас думать, что глаза следят за нами, даже когда мы смещаемся в сторону от картины? Как было продемонстрировано в 2004 году группой исследователей из Университета штата Огайо, когда вы смещаетесь в сторону, «ближние» и «дальние» точки 2D-изображения не меняются. Эти ближние и дальние точки определяются как видимые точки, которые, если бы изображение было трёхмерным, под заданным углом казались бы смотрящему самыми близкими и самыми дальними точками.


Подводя итоги, соавтор исследования Джеймс Тодд заявил следующее: «Идея проста – независимо от того, с какого угла вы смотрите на картину, сама картина не меняется. Вы смотрите на плоскую поверхность... Суть в том, чтобы ближние точки и дальние точки картины оставались одинаковыми, независимо от угла обзора. При наблюдении за реальными поверхностями в естественной среде визуальная информация, определяющая ближние и дальние точки, варьируется при изменении направления взгляда.


Когда мы смотрим на картину на стене, с другой стороны, визуальная информация, которая определяет ближние и дальние точки, не зависит от направления взгляда. Тем не менее, мы интерпретируем её перцептивно, как если бы это был реальный объект...»


Таким образом, поскольку перспектива, тени и свет на картине не меняются, когда вы перемещаетесь по комнате, если глаза изображённого человека будут направлены прямо на смотрящего и если смотрящий будет стоять прямо перед картиной, это создаст нечто вроде оптической иллюзии в вашем мозгу: вам будет казаться, что глаза продолжают смотреть на вас, когда вы перемещаетесь в сторону.


Тем не менее, если художник немного подправит картину и сделает так, чтобы взгляд изображённого на ней человека был направлен не прямо на смотрящего, а куда-то ещё, глаза не будут вас преследовать.


Данная техника впервые стала широко появляться в искусстве примерно в XIV веке, когда художник и архитектор Филлипо Брунеллеши познакомил мир искусства с идеей «линейной перспективы», согласно которой всё на картине сходится на определённой точке горизонта, создавая иллюзию глубины. Это, в сочетании с умелым использованием света и тени, позволило художникам создавать невероятно реалистичные картины, в том числе портреты людей, которые не сводят с вас с глаз.

1
Автор поста оценил этот комментарий

В Хабаровске, в краеведческом музеи, есть панорамма волочаевской битвы. Так там один белогвардеец целиться в тебя, и по залу ходишь, на него смотришь, а он сука целится из винтовки.

DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

https://www.artlebedev.ru/kovodstvo/sections/154/

самый типичный представитель

раскрыть ветку
Автор поста оценил этот комментарий

Чота гон какой-то. Никогда Мона Лиза за мной не следила и вообще не могу понять истерию вокруг ее взгляда. Глаза, как глаза.