Почему дети не читают классику - ответ.

Добрый день, коллеги, друзья, товарищи. Прочел пост от @k.vybornova,

https://pikabu.ru/story/pochemu_deti_ne_chitayut_klassiku_66... и решил вставить свои пять копеек на тему данного вопроса. Сразу хочу предупредить - данное мнение субъективно и едва ли будет интересно тем, кто не любит читать.

Начну с того, что расскажу немного о своих пристрастиях в литературе. Читать я начал в 6 лет и первая книга была "Путешествие Нильса с дикими гусями", затем последовали такие произведения, как "Волшебник изумрудного города", "Незнайка на Луне", "Приключения Тома Сойера" и прочее детское, на первый взгляд, чтиво. В возрасте 10 лет я познакомился с Гарри Гаррисоном, вслед за ним - Хайнлайн, Желязны, Брэдбери, Беляев, Верн. У Верна, наткнувшись на "Пятнадцатилетнего капитана", заинтересовался приключенческим романом, путешествиями и географией в целом, поэтому пошли такие авторы, как Сабатини, Шклярский, Лондон. После Лондона и Шклярского, столкнувшись в их романах с чудным миром Дикого Запада, страстно заинтересовался индейской культурой, особенно кочевыми индейцами Северной Америки, поэтому собрал на тот момент практически всю доступную литературу по ним. Как художественную, так и историческую. Позже столкнулся с миром фэнтези. Дошло до того, что родители забирали у меня книгу и прятали. Я ее находил и читал, вместо того, чтобы делать уроки, до их прихода, потом прятал обратно. В девятом классе я начал прогуливать школу, чтобы почитать дома книги. Схема была крайне простая - я посещал в начале четверти все занятия, везде тянул руку и получал пятерки и четверки. Недели через две, когда по каждому предмету у меня было достаточно оценок для того, чтобы не получить неаттестацию, я переставал посещать занятия, сидел в читальном зале библиотеки и читал книгу, ходил на обед после четвертого урока и время от времени на другие занятия. После школы читал во время езды в технарь в транспорте и на парах. По которым была возможность получить зачет или экзамен экстерном - сдавал, чтоб почитать лишние пару часов в день. В общем прочел я много - от Апулея и Плутарха до Донцовой, от Мацуо Басе и Старшей Эдды с Беовульфом до Лехи Никонова. От трудов по педагогики Антона Семеныча Макаренко до четырехтомника по основам электротехники под редакцией Демирчяна. От Геродотовой Истории до описаний путешествий Тура Хейердала. От Дао-дэ-Дзин до Кастанеды и Транссерфинга реальности. От объявлений в газетах и на остановках до шампуня и освежителя воздуха. Не знаю, сколько я прочел, но больше, чем первую, вторую и синюю.

Теперь, прочтя вышеописанное, читатель едва ли усомнится в моей компетенции относительно предмета рассуждений. Итак, приступим.

1. Словарный запас - не согласен. Человек может знать много умных слов, иностранных языков и иметь развитый интеллект, но при этом не любить читать. Мой одноклассник не любил читать, за то очень любил математику и физику - выигрывал все олимпиады, был зачислен в престижный лицей, а после ВУЗ без экзаменов, закончил с отличием, теперь живет в Пиндастане, работает программистом и в ус не дует. Читать не любит до сих пор. Любовь к чтению на родительском примере - да, полностью согласен, но как ее привить я пока на практике не проверял, поскольку детей у меня нет.

2-3. Несоответствие проблем книг возрасту школьника и Сплошь незнакомые реалии и понятия. По разным мнениям существует всего несколько возможны вариантов развития сюжетной линии. От 4 до 36 в зависимости от того, на мнение какого драматурга опираться. Описываемые проблемы идентичны на протяжении тысячелетий и школьник, начиная с подросткового возраста, так или иначе с ними сталкивается. Другое дело - манера написания. Мир ускоряется и нам скучно читать о том, что и как было. Возьмите Ремарка - квасят, страдают, воюют, оканчивают жизнь суицидом, иногда работают, но там тоже квасят. Бальзак - страдают, квасят, плохая погода. Гессе - квасят, страдают, играют в азартные игры, иногда торчат, обманывают друг друга, иногда убивают, также оканчивают жизнь суицидом. Разве об этом интересно читать? Крайне мало действия, к которому мы так привыкли - все больше скучные описания и размышления. Вспомнились Хэмингуэй с Маркесом.

На мой взгляд проблема заключается в следующих факторах:

1. Учебная программа составляется крайне странными людьми, которые, такое ощущение, никогда не были подростками. Чтобы заинтересовать человека, ему надо дать то, что ему интересно. Почему в школьной программе нет Гаррисона и Булычева, за то есть скучный подростку Тургенев? Нет "Педагогической поэмы" за то есть "Белые ночи" Достоевского? (Я люблю Достоевского, особенно "Бесы" и нахожу его Мастером Слова, но мы же сперва учим таблицу умножения, а уже потом логарифмы). Ведь перечисленные выше примеры также являются классикой. Нужно идти от меньшего к большему - это раз. Ребенка надо заинтересовать - это два. Чтоб заинтересовать ребенка, надо любить самому то, что ты делаешь и подать должным образом. Обратите внимание на уровень образования наших учителей - у меня есть 2 знакомых учительницы младших классов и обе пишут с ошибками. Не скажу, что безграмотные, но нет-нет, да и проскочит что-либо. Работу они свою не любят - бюрократия, скотское отношение со стороны администрации, нищенские зарплаты и не коллектив, а серпентарий. Задания в школе - читаешь отсюда досюда, потом пересказываешь. Изредка сочинения, но там тоже так себе. Я прочел только четвертый том "Войны и Мира" в кратком изложении и написал сочинение - получил пятерку. Прошло уже 17 лет - до сих пор не могу понять, как это произошло.

2. Манера подачи информации. Сейчас есть учебные материалы практически по всем дисциплинам в электронном виде, изложенные посредством видеоряда - это гораздо быстрее и нагляднее, нежели чтение пыльного учебника, где нет движущихся схем, диаграмм и гораздо более скучное описание, чем сжатое в видеоролике. Опять же если нам надо получить какую-либо информацию, то мы идем в интернет - все быстрее и проще, нет необходимости в посещении библиотеки. Зачем читать книгу, если можно посмотреть экранизацию? Человеку, который не был увлечен повествованием автора, не объяснишь, что впихнуть 700 страниц печатного текста в полуторачасовой фильм невозможно. Особенно если режиссер привык снимать, извините, какое-то говно.

3. Обратите внимание, что сейчас стоит на книжных полках. Я не беру классику или именитых современников типа Джоан Роулинг. Безусловно, есть прекрасные авторы, даже среди наших соотечественников я могу назвать троих авторов в стиле фэнтези, за творчеством которых я слежу и читаю каждую новую книгу. Так вот то, что сейчас там стоит - графомания чистой воды. Не имею ни малейшего представления о том ,как это печатают, кто это читает и что за больные люди, с завышенным честолюбием, это пишут. Склонен предположить, что и раньше имели место такого рода произведения, только они не дошли до нас, а то, что дошло, считается классикой. Так вот то, что нынче стоит на полках, начисто отбивает желание не то, что купить книгу, а даже скачать и прочесть.

4. Вытекает из третьего пункта. Писательство - это тяжелый труд. Например Джек Лондон ежедневно садился и писал определенный объем, если не ошибаюсь, то то ли тысячу, то ли две тысячи слов. Это уже будучи известным автором. Учитывая то, что он состоял в Социалистической партии, готовил выступления и статьи соответствующего характера, ездил и выступал с лекциями, имел ранчо и при этом надирался, как скот, каждый день. От того и помер, но это не умаляет его достоинств, как писателя. Редактура - Кинг, кажется, говаривал о том, что необходимо иметь два черновика и в чистовике оставлять то ли 70%, то ли 80% от первоначального объема (последнее я где-то здесь вычитал). Мало кто из современных авторов так поступает, хотя многие в юности начинают писать, но практически никто не обладает таким маниакальным упорством, вследствие чего забрасывают. Плюс писательством нынче трудно прокормиться, если у тебя нет мирового имени и ряда премий или грантов, а совмещать с основной работой, опять же, сложно.

П.С. Литература не умирает, нет. Однако она явно претерпевает некоторого рода преобразования: также переходит из печати в цифру, позволяет себе некую фривольность и иногда даже распущенность, появляются новые популярные жанры. Ну а то, заинтересуем ли мы следующее поколение, пристрастим ли к печатному слову, зависит только от нас.

У меня все, пожалуй.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
9
Автор поста оценил этот комментарий

Мне кажется, что тут дело не только в возрасте. 

   Я не могу похвастаться большим опытом в чтении литературы и читать "плотно" начал меньше года назад. Но сейчас мне 23, читаю по 150-200 страниц/час перед сном. Нелюбовь к чтению получил в школе, когда на лето давали неподъемный список книг, которые нужно было прочитать, а потом устраивали анальную кару. Я 9 месяцев прилежно учился в школе, после школы шел на тренировку и возвращался домой только вечером и делал уроки. У меня было очень мало времени на то, чтобы быть ребенком, а теперь наступило лето и я должен отыграться за те 9 месяцев. Я должен побывать во всех тех местах, что не бывал, поиграть с пацанами со двора, погонять на великах, я должен все 3 месяца каникул с 7 утра до 10 вечера развлекать себя, потому что в сентябре все вернется на свои места и мне будет не до этого. А я, по мнению системы образования, вместо всех этих замечательных вещей, должен сидеть дома в прекрасные солнечные дни и читать мысли старых дядек, которые писали книги для старых дядек? Я абсолютно всегда забивать на этот список. Абсолютно всегда мне ставили после этого столько "пар", сколько могли. Я ненавидел литературу всем своим сердцем, потому что каждый преподаватель литературы, что у меня вел предметы, считал, что "ну литературу нужно любить, ведь я её люблю, а значит вариантов у Вас нет". "Я даю Вам задание, за 2 дня прочитать книгу 400 страниц. Что вы там говорите? Не успеете, потому что у вас внеклассные занятия, другие предметы задают на дом да и вообще, такой литературы нет в домашней библиотеке, а в школьной на всех не хватит? Ну значит 2 получите, а когда буду ставить парашу, будут позорить перед всем классом и на родительском собрании опозорю." Разумеется, что после этого я принципиально отказывал себе в возможности полюбить чтение, а на литературе смотрел в окно, а не в книгу.

   Читать русскую литературу мне не нравится абсолютно. Уж не знаю, может мне "так попалось", но в русской литературе всегда внимание акцентируется на чувствах персонажа и чрезмерно подробным описанием, а в зарубежной стараются создать полноценный мир вокруг персонажа. Еще в детстве, на уроке литературы читали забытый мной роман, и я поймал себя на мысли, что событие, описанное на 50-ти страницах, происходит всего пару минут, а весь остальной текст - воспоминания, чувства, мысли, описание предметов интерьера, отсылки к истории того времени и все что угодно. Мне, чтобы читать было интересно, нужно "снимать кино в режиме реального времени", визуализировать картинку у себя в голове. И, разумеется, картинка не должна стоять на месте 15 минут, дополняя сцену максимально подробными деталями, ведь меня не интересуют символизм, *цвет занавесок*, дополнение образа персонажа флешбеками из прошлого, мне интересно наблюдать за развитием сюжета и динамичным повествованием.

Русская классика всегда пытается помочь человеку расширить свой кругозор, взглянуть под непривычным углом на привычные вещи и "стать глубже", но разные люди от литературы ждут разные вещи. Для меня, для большинства молодых людей, которые не относят себя к умниками и умницам, будут интересны произведения, где на первом месте стоит сюжет, а читать легко из-за простой, но приятной подачи.  Не сомневаюсь в том, что в жизни каждого человека наступает момент, когда "война и мир" читать становится интересней, чем "Автостопом по галактике" или "Гарри Поттера", но к этому нужно самостоятельно придти.

раскрыть ветку (8)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Полностью с Вами согласен. И нахожу Ваших учителей неправыми.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Как по мне. Многие классические произведения потихоньку устаревают.  Их читать как поход Игоря, можно, но сложно и непривычно. А некоторые и вовсе бесполезно в подростковом возрасте.

Давайте не забывать об отсутствии у детей времени, в 9-м классе. Что бы прочитать мертвые души вдумчиво. Требуется много времени, которого не хватает. Из за других предметов.

И ещё чтение классики является не развлечением, а серьезной работой, если ты понимаешь смысл прочитанного. А ведь есть более лёгкие способы развлечься игры, сериалы.

А вообще я перешёл на актерское чтение. Когда тебе кто-то читает, это намного лучше. Просто когда человек читает сам, он быстро перестает читать сам. И занимается скорочтением, с ускальзанием деталей.

Автор поста оценил этот комментарий

по 150-200 страниц/час

Какая-то хитрая убер-техника?

раскрыть ветку (5)
Автор поста оценил этот комментарий

Пару месяцев назад начал интересоваться методиками скорочтения. Занимался по ним плотно и получился некий результат. Хороший\плохой сказать не могу, но в пару раз быстрее стал читать. Число, разумеется, зависит от формата страницы\типа литературы\стиля автора\моего настроения. Читаю через электронку rover delta, бумажные книги не читаю.

Автор поста оценил этот комментарий

Без техник скорочтения вполне можно так читать. На смартфоне получается ещё быстрее

раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий

так на смартфоне 4 страницы за одну идут, это если читаемым шрифтом

раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Я про то, что одно и то же произведение на бумаге и на экране смартфона читается, к примеру 15 и 10 часов соответственно.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

это от читателя зависит

как вообще можно сравнивать чтение на смартфоне и чтение бумажной книги, если при чтении одного и того же произведения в какой-то момент ты будешь читать его второй раз и тебе будет проще, т.к. ты уже помнишь его сюжет, не будет такого, что приходиться перечитывать строчку, что бы понять что происходит и т.д.?

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку