Почему дети не читают классику - ответ.

Добрый день, коллеги, друзья, товарищи. Прочел пост от @k.vybornova,

https://pikabu.ru/story/pochemu_deti_ne_chitayut_klassiku_66... и решил вставить свои пять копеек на тему данного вопроса. Сразу хочу предупредить - данное мнение субъективно и едва ли будет интересно тем, кто не любит читать.

Начну с того, что расскажу немного о своих пристрастиях в литературе. Читать я начал в 6 лет и первая книга была "Путешествие Нильса с дикими гусями", затем последовали такие произведения, как "Волшебник изумрудного города", "Незнайка на Луне", "Приключения Тома Сойера" и прочее детское, на первый взгляд, чтиво. В возрасте 10 лет я познакомился с Гарри Гаррисоном, вслед за ним - Хайнлайн, Желязны, Брэдбери, Беляев, Верн. У Верна, наткнувшись на "Пятнадцатилетнего капитана", заинтересовался приключенческим романом, путешествиями и географией в целом, поэтому пошли такие авторы, как Сабатини, Шклярский, Лондон. После Лондона и Шклярского, столкнувшись в их романах с чудным миром Дикого Запада, страстно заинтересовался индейской культурой, особенно кочевыми индейцами Северной Америки, поэтому собрал на тот момент практически всю доступную литературу по ним. Как художественную, так и историческую. Позже столкнулся с миром фэнтези. Дошло до того, что родители забирали у меня книгу и прятали. Я ее находил и читал, вместо того, чтобы делать уроки, до их прихода, потом прятал обратно. В девятом классе я начал прогуливать школу, чтобы почитать дома книги. Схема была крайне простая - я посещал в начале четверти все занятия, везде тянул руку и получал пятерки и четверки. Недели через две, когда по каждому предмету у меня было достаточно оценок для того, чтобы не получить неаттестацию, я переставал посещать занятия, сидел в читальном зале библиотеки и читал книгу, ходил на обед после четвертого урока и время от времени на другие занятия. После школы читал во время езды в технарь в транспорте и на парах. По которым была возможность получить зачет или экзамен экстерном - сдавал, чтоб почитать лишние пару часов в день. В общем прочел я много - от Апулея и Плутарха до Донцовой, от Мацуо Басе и Старшей Эдды с Беовульфом до Лехи Никонова. От трудов по педагогики Антона Семеныча Макаренко до четырехтомника по основам электротехники под редакцией Демирчяна. От Геродотовой Истории до описаний путешествий Тура Хейердала. От Дао-дэ-Дзин до Кастанеды и Транссерфинга реальности. От объявлений в газетах и на остановках до шампуня и освежителя воздуха. Не знаю, сколько я прочел, но больше, чем первую, вторую и синюю.

Теперь, прочтя вышеописанное, читатель едва ли усомнится в моей компетенции относительно предмета рассуждений. Итак, приступим.

1. Словарный запас - не согласен. Человек может знать много умных слов, иностранных языков и иметь развитый интеллект, но при этом не любить читать. Мой одноклассник не любил читать, за то очень любил математику и физику - выигрывал все олимпиады, был зачислен в престижный лицей, а после ВУЗ без экзаменов, закончил с отличием, теперь живет в Пиндастане, работает программистом и в ус не дует. Читать не любит до сих пор. Любовь к чтению на родительском примере - да, полностью согласен, но как ее привить я пока на практике не проверял, поскольку детей у меня нет.

2-3. Несоответствие проблем книг возрасту школьника и Сплошь незнакомые реалии и понятия. По разным мнениям существует всего несколько возможны вариантов развития сюжетной линии. От 4 до 36 в зависимости от того, на мнение какого драматурга опираться. Описываемые проблемы идентичны на протяжении тысячелетий и школьник, начиная с подросткового возраста, так или иначе с ними сталкивается. Другое дело - манера написания. Мир ускоряется и нам скучно читать о том, что и как было. Возьмите Ремарка - квасят, страдают, воюют, оканчивают жизнь суицидом, иногда работают, но там тоже квасят. Бальзак - страдают, квасят, плохая погода. Гессе - квасят, страдают, играют в азартные игры, иногда торчат, обманывают друг друга, иногда убивают, также оканчивают жизнь суицидом. Разве об этом интересно читать? Крайне мало действия, к которому мы так привыкли - все больше скучные описания и размышления. Вспомнились Хэмингуэй с Маркесом.

На мой взгляд проблема заключается в следующих факторах:

1. Учебная программа составляется крайне странными людьми, которые, такое ощущение, никогда не были подростками. Чтобы заинтересовать человека, ему надо дать то, что ему интересно. Почему в школьной программе нет Гаррисона и Булычева, за то есть скучный подростку Тургенев? Нет "Педагогической поэмы" за то есть "Белые ночи" Достоевского? (Я люблю Достоевского, особенно "Бесы" и нахожу его Мастером Слова, но мы же сперва учим таблицу умножения, а уже потом логарифмы). Ведь перечисленные выше примеры также являются классикой. Нужно идти от меньшего к большему - это раз. Ребенка надо заинтересовать - это два. Чтоб заинтересовать ребенка, надо любить самому то, что ты делаешь и подать должным образом. Обратите внимание на уровень образования наших учителей - у меня есть 2 знакомых учительницы младших классов и обе пишут с ошибками. Не скажу, что безграмотные, но нет-нет, да и проскочит что-либо. Работу они свою не любят - бюрократия, скотское отношение со стороны администрации, нищенские зарплаты и не коллектив, а серпентарий. Задания в школе - читаешь отсюда досюда, потом пересказываешь. Изредка сочинения, но там тоже так себе. Я прочел только четвертый том "Войны и Мира" в кратком изложении и написал сочинение - получил пятерку. Прошло уже 17 лет - до сих пор не могу понять, как это произошло.

2. Манера подачи информации. Сейчас есть учебные материалы практически по всем дисциплинам в электронном виде, изложенные посредством видеоряда - это гораздо быстрее и нагляднее, нежели чтение пыльного учебника, где нет движущихся схем, диаграмм и гораздо более скучное описание, чем сжатое в видеоролике. Опять же если нам надо получить какую-либо информацию, то мы идем в интернет - все быстрее и проще, нет необходимости в посещении библиотеки. Зачем читать книгу, если можно посмотреть экранизацию? Человеку, который не был увлечен повествованием автора, не объяснишь, что впихнуть 700 страниц печатного текста в полуторачасовой фильм невозможно. Особенно если режиссер привык снимать, извините, какое-то говно.

3. Обратите внимание, что сейчас стоит на книжных полках. Я не беру классику или именитых современников типа Джоан Роулинг. Безусловно, есть прекрасные авторы, даже среди наших соотечественников я могу назвать троих авторов в стиле фэнтези, за творчеством которых я слежу и читаю каждую новую книгу. Так вот то, что сейчас там стоит - графомания чистой воды. Не имею ни малейшего представления о том ,как это печатают, кто это читает и что за больные люди, с завышенным честолюбием, это пишут. Склонен предположить, что и раньше имели место такого рода произведения, только они не дошли до нас, а то, что дошло, считается классикой. Так вот то, что нынче стоит на полках, начисто отбивает желание не то, что купить книгу, а даже скачать и прочесть.

4. Вытекает из третьего пункта. Писательство - это тяжелый труд. Например Джек Лондон ежедневно садился и писал определенный объем, если не ошибаюсь, то то ли тысячу, то ли две тысячи слов. Это уже будучи известным автором. Учитывая то, что он состоял в Социалистической партии, готовил выступления и статьи соответствующего характера, ездил и выступал с лекциями, имел ранчо и при этом надирался, как скот, каждый день. От того и помер, но это не умаляет его достоинств, как писателя. Редактура - Кинг, кажется, говаривал о том, что необходимо иметь два черновика и в чистовике оставлять то ли 70%, то ли 80% от первоначального объема (последнее я где-то здесь вычитал). Мало кто из современных авторов так поступает, хотя многие в юности начинают писать, но практически никто не обладает таким маниакальным упорством, вследствие чего забрасывают. Плюс писательством нынче трудно прокормиться, если у тебя нет мирового имени и ряда премий или грантов, а совмещать с основной работой, опять же, сложно.

П.С. Литература не умирает, нет. Однако она явно претерпевает некоторого рода преобразования: также переходит из печати в цифру, позволяет себе некую фривольность и иногда даже распущенность, появляются новые популярные жанры. Ну а то, заинтересуем ли мы следующее поколение, пристрастим ли к печатному слову, зависит только от нас.

У меня все, пожалуй.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
5
Автор поста оценил этот комментарий

даже среди наших соотечественников я могу назвать троих авторов в стиле фэнтези, за творчеством которых я слежу и читаю каждую новую книгу.

Назовите, пожалуйста)

А дети не читают еще потому, что им не оставили места для фантазии и времени для погружения в этот мир. Ведь появился мир виртуальный, отнимающий у них полжизни. И им безумно жаль времени на впитывание сотен страниц текста, когда они и так ничего не успевают. Я вообще не понимаю, как так получилось, что нынешние дети живут в таком цейтноте, погруженные своими родителями в гонку по посещениям кружков и репетиторов. А где само детство то?))

раскрыть ветку (27)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Родители ведь хотят, как лучше, поэтому для детства места не остается. Опять же зачастую хотят в ребенке реализовать то, что не реализовали когда-то в себе. Я хотел лазить по стройкам, а меня отдали в спортивную секцию. А авторы - пожалуйста:

Вадим Панов, циклы:

Тайный город - городское фэнтези, его проба пера, но первые романов 5-6 цикла можно прочесть с удовольствием. Я, как поклонник, прочел все.

La mystique de Moscou - череда несвязанных между собой романов и рассказов, также городское фэнтези.

Анклавы - пятикнижие, киберпанк, прочел с превеликим удовольствием дважды и даже купил в интернете пятую книгу и скачал, потому что сил ждать выхода в печати не было.

Герметикон - стимпанк, жанр достаточно новый среди русскоязычных авторов, также получил удовольствие.

Зандр - пока один роман, но, вероятно, будут еще. Постапокалипсис.

Непревзойдённые - писалось, судя по всему, для дочек.

Prime World - писалось, как предыстория к одноименной онлайн-игре в жанре MOBA

Первые пять перечисленных циклов читайте смело.

Алексей Пехов. Номинант множества премий, книги уже были переведены на несколько языков. Мне нравится у него все, что не написано в соавторстве с Бычковой и Турчаниновой. Особенно понравились циклы Страж, Созерцатель и Хроники Сиалы, также отдельные романы Пересмешник, Ловцы удачи, под знаком мантикоры.

Ольга Громыко. Особенно понравился цикл про космических путешественников, начинающийся с романа Ксмобиолухи. Все, что там начинается с Космо-. Отдельные романы - Плюс на минус, Цветок камалейника. Цикл романов Белорские хроники и все, что про ведьму - это больше для девочек. В целом ее творчество крайне легкое, читается на одном дыхании, но интересно и я ждал новых книг.

Если интересует альтернативная история с магией, то тут можно прочесть Веру Камшу "Отблески Этерны" - чем-то напомнило "Цикл Льда и пламени" Мартина по манере написания, но когда писались эти романы, то Мартин не переводился еще на русский.

Еще много всего - если что-то понравится из вышеперечисленного, то пишите, я могу еще чего порекомендовать.

раскрыть ветку (26)
2
Автор поста оценил этот комментарий
Да, это практически костяк наших фантастов). Панов, Никитин, Пехов, Зыков, Злотников, Лукьяненко, Камша, Громыко, Семенова (в переводе Семеновой еще очень нравится цикл "Сага о живых кораблях" Робин Хобб)) Со временем авторы уходят в долгие творческие перерывы, или обрывают серию, начиная новую, не люблю так)) тоже делаю перерыв, чтобы потом почитать завершенный цикл. Или выдыхаются, переходят на ширпотреб в угоду издательствам. Давно никого не читала, надо сходить посмотреть, что новенького))
раскрыть ветку (13)
5
Автор поста оценил этот комментарий

Никитина не люблю. Злотников крайне пророссийский - надоедает, хотя его тоже почти всего прочел, у Лукьяненко все персонажи всегда жуткие неудачники, а потом становятся спергероями, что тоже надоело в свое время, Семенова - да, согласен. Именно с первой книги Волкодава я и начал прогуливать школу. А Робин Хобб - так вообще супер, на меня наибольшее впечатление произвел цикл Сага о Видящих. Зыков в памяти вообще не остался, хотя Дорогу домой читал. У Перумова - "У Феса не было времени на построение точных магических заклинаний, поэтому в ход шла чистая сила". Со временем стал как-то к беллетристике относиться как коротанию времени, не больше. Хотя почитываю, конечно.

раскрыть ветку (12)
Автор поста оценил этот комментарий
Перумов.. С упоением прочитал "Алмазный меч, деревянный меч" и "Хроники Хьерварда" ещё подростком. После перечитал и закупил всю остальную сагу мечей.
Увы, четыре-пять книг спустя повествование скатилось. Не могу заставить себя дочитать. Да и не уверен, что стоит оно того, увы.
раскрыть ветку (4)
Автор поста оценил этот комментарий

Я до "Войны мага" дочитал - дальше не смог. А "Хроники Хьерварда" даже не почитал - у нас тогда интернетов не было и посмотреть, что написал автор еще, мы не могли. Но сага о мечах ходила по всему району из рук в руки - чуть не в очередь записывались.

раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий
Так там же прям в начале каждой книги список произведений автора есть. По крайней мере, в старом издании (зелёные такие книжки).
раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

Вот такие были по оформлению, правда не помню точно, что на картинке было нарисовано, но шрифт такой и окантовка зеленая. По поводу перечисления всех книг автора - не помню, к сожалению.

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий
Точно в таких. Именно мечи у меня нового издания, а вот из Хроник Хьерварда пруф могу завтра сфотать.)
Автор поста оценил этот комментарий
А накидайте еще авторов из понравившихся, плиз, может кого не знаю? ваш вкус мне импонирует))
раскрыть ветку (4)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Вот еще ребята Рудазова Александра вспомнили - там у него есть цикл про Архимага. Вещь.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий
Да, спасибо, напомнили, читала только первую книгу, а он уже цикл настрочил)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Дай-то Б-г памяти... Разумеется Роберта Асприна и Глена Кука Вы читали - у Асприна есть легкие циклы про Корпорацию МИФ и Шуттовскую роту, чуть более серьезный про Артура-полководцца, там уже такая НФ. У Кука больше всего понравился цикл про Гаррета - фэнтезийный детектив, порой даже смешной, но всегда интересный, хотя он больше прославился Черным отрядом. Есть автор Элизабет Хэйдон со своей трилогией Рапсодия, порой нудновато, но в то же время, почему-то, меня было не оторвать от них, а поскольку Вы - женщина, то вам точно должно прийтись по душе. Стэн Николс со своей трилогией про Орков "Орки: первая кровь", что характерно - орки там выступают  качестве положительных персонажей, чумовая штука. Андрей Плеханов со своим циклом "Бессмертный мятежник", читал в студенчестве и во время первой книги боялся выйти покурить, но потом дочитал, рассвело, с легкой душой лег спать - первая книга вообще не оторваться было. Из легкого фэнтези еще таких авторов, как Евгений Малинин, Алекс Кош, Элеонора Раткевич. Также рекомендую Роберта Сальваторе "Темный эльф", там огромный цикл, но первая безумно интересная, потом сериал уже, я штук 8 прочел наверно.

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Спасибо!) Половина незнакомых, Коша не читала, и вот, как ни странно, Хэйдон, Николс и Кук мимо прошли))) что радует 😁 уже предвкушаю
Автор поста оценил этот комментарий

Судя по нику, вижу как минимум одного автора, который тебе нравится :)

В этом мы с тобой точно киндрэт :) А пост отличный, большое спасибо. Сам очень большой любитель читать, отец привил любовь еще в детстве.. А старшего сына ну практически не могу сподвигнуть на чтение. Искоючение - Рудазов и Роулинг, которых он прочел.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Вот кстати Киндрэт мне только первая книжка понравилась))) Остальные уже какие-то мрачно-затянутые))) Попробуйте подсунуть что-то про волшебников, раз ему это нравится, только легкое - Алекс Кош, например.

1
Автор поста оценил этот комментарий
Я так хочу дочитать отблески, но на седьмой книге мне стало банально скучно :( Хотя другие длинные циклы, вроде ведьмака, правил волшебника, хроник+лабиринты ехо и прочие - заходят на одном дыхании. Асприна тоже обожаю. Но Вера, блин, начинает за здравие, а на середине цикла начинает жевать солому. Обидно.
раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Я только четыре книги прочел. Мне очень понравилось в тот момент то, что у нее не было полностью положительных и отрицательных персонажей - каждый отстаивал свою точку зрения и по своему был прав. Остальные тогда еще были недописаны, а когда узнал, что есть еще - забыл про то, что читал, кроме некоторых имен и общего сюжета, а перечитывать не захотел.

1
Автор поста оценил этот комментарий
Кстати, именно потому, что сначала прочитала Мартина "песнь льда и пламени", не могу заставить себя посмотреть эти сезоны "игры престолов" , вокруг которых сейчас столько шума))
раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Смело смотрите, где-то с 4-5 сезона в сериале начинается отсебятина, никак не описанная в книгах)

2
Автор поста оценил этот комментарий

Я прочел в свое время три книги, четвертая только вышла и была на английском, который я понимаю, мягко говоря, не сильно, хотя тот крендель, что снабдил меня первыми тремя, купил именно в оригинале. Я решил дождаться перевода, но потом зачитался чем-то другим. А экранизацию нахожу достаточно неплохой, кстати. Если читали давно и воспоминания несолько затерлись  попробуйте.

2
Автор поста оценил этот комментарий

Имхо погружение в виртуальные миры только убивает время. Ничего функционального. Книга должна пересекаться с реальным миром и обучать чему то полезному.  А не просто.. дай ка я напишу фэнтезя ради фентези. Виртуальный мир - это уничтожение времени, и чтение, как и комп. игры в этом идут вровень. Люди погружаются в миры, вместо того, чтобы решать проблемы реальные, которые их окружают. А пока ваше сознание и сознание детей контролируется, вы на реальность не повлияете, на реальность будут влиять совсем другие структуры, верно? Привет пенсионная реформа...

раскрыть ветку (6)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Почему же, если в книге виртуальный мир, то он не может обучать чему-то полезному? Возьмём классику - Толкиена. Разве "Властелин колец" ничему хорошему не учит?

раскрыть ветку (4)
Автор поста оценил этот комментарий

Надо дружить с орлами)

Вообще удивляюсь - все обсуждают почему гендальф сразу не отправил кольцо с орлами.

А ведь если подумать (что как раз и заставляют делать уроки литературы - не просто прочитать, а проанализировать что и почему) то понятно что:

1. Зло с гибелью Саурона не пропадет. Орки останутся в изенгарде, будут бегать. Что в книге и рассказано. Сарумян с остатками своей опг полез в шир. А остатков могло быть и больше

2. Объединил население Средиземья, дипломатия, устроил пару браков.

Ведь после уничтожения общего врага могли начаться срачи, в хоббите тоже описано подобное после смерти Смауга.

3. Агронома на законное царство поставил, что опять же имело политические мотивы - есть единый законный царь. Всё норм. Мир, дружба.

Ходил бы агроном в таком виде

Иллюстрация к комментарию
Автор поста оценил этот комментарий

Вы, прочитав эту книгу научились производить что-то материальное? Какой либо материальный объект? Может быть, сделали как то окружение лучше?


Ответьте на вопрос. Развернуто, - а чему хорошему он учит?


Кроме того, в книгах подобным книгам Толкиена масса не понятных логических вопросов. Почему орки плохие? Почему Моргот плохой? По факту что такое хорошо и что такое плохо? И главное - пытаясь разобраться в этой непонятной философии виртуального мира - человек отвлекается от реальных проблем.

раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий

"Вы, прочитав эту книгу научились производить что-то материальное? Какой либо материальный объект?" Вы не путаете художественную литературу со специализированными учебниками?
"Ответьте на вопрос. Развернуто, - а чему хорошему он учит?" Ну, например, дружбе. Что надо помогать друзьям в беде. Разве это плохо?
"Кроме того, в книгах подобным книгам Толкиена масса не понятных логических вопросов." Так а это разве плохо? Только это не логические вопросы, а вопросы для размышления. Логическими они были, если в одной экспозиции было лето, а через день вдруг пошёл снег.
"Почему Моргот плохой?" Вы имеете в виду Смеагола-Голума? Или я кого-то подзабыл? Так опять же. У этого персонажа есть и плюсы, и минусы, как и у большинства людей. Это учит смотреть на мир не полярно, не так, что это чёрное, а это белое. Разве фраза -  "Многие из живущих заслуживают смерти, а многие из умерших - жизни" - не глубока по своей философии?
"И главное - пытаясь разобраться в этой непонятной философии виртуального мира - человек отвлекается от реальных проблем" А разве плохо иногда отвлечься? Или у тебя проблемы в жизни (а они есть у всех) и значит кроме них думать ни о чём нельзя? Понятное дело, когда у тебя условно трое детей, жена в декрете, им нечего есть, не оплачены ни кредит, ни ипотека, а ты лежишь, читаешь книгу, это не есть хорошо. Но почему бы не отвлечь свой мозг чем-то иным, потом возможно и решение проблемы проще будет найти

Автор поста оценил этот комментарий

Читал эту историю с позиции орков.

А вообще книга заставила думать - уже хорошо

Автор поста оценил этот комментарий

На что может повлиять подросток, если взрослый не всегда может?

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку