Почему дети не читают классику - ответ.

Добрый день, коллеги, друзья, товарищи. Прочел пост от @k.vybornova,

https://pikabu.ru/story/pochemu_deti_ne_chitayut_klassiku_66... и решил вставить свои пять копеек на тему данного вопроса. Сразу хочу предупредить - данное мнение субъективно и едва ли будет интересно тем, кто не любит читать.

Начну с того, что расскажу немного о своих пристрастиях в литературе. Читать я начал в 6 лет и первая книга была "Путешествие Нильса с дикими гусями", затем последовали такие произведения, как "Волшебник изумрудного города", "Незнайка на Луне", "Приключения Тома Сойера" и прочее детское, на первый взгляд, чтиво. В возрасте 10 лет я познакомился с Гарри Гаррисоном, вслед за ним - Хайнлайн, Желязны, Брэдбери, Беляев, Верн. У Верна, наткнувшись на "Пятнадцатилетнего капитана", заинтересовался приключенческим романом, путешествиями и географией в целом, поэтому пошли такие авторы, как Сабатини, Шклярский, Лондон. После Лондона и Шклярского, столкнувшись в их романах с чудным миром Дикого Запада, страстно заинтересовался индейской культурой, особенно кочевыми индейцами Северной Америки, поэтому собрал на тот момент практически всю доступную литературу по ним. Как художественную, так и историческую. Позже столкнулся с миром фэнтези. Дошло до того, что родители забирали у меня книгу и прятали. Я ее находил и читал, вместо того, чтобы делать уроки, до их прихода, потом прятал обратно. В девятом классе я начал прогуливать школу, чтобы почитать дома книги. Схема была крайне простая - я посещал в начале четверти все занятия, везде тянул руку и получал пятерки и четверки. Недели через две, когда по каждому предмету у меня было достаточно оценок для того, чтобы не получить неаттестацию, я переставал посещать занятия, сидел в читальном зале библиотеки и читал книгу, ходил на обед после четвертого урока и время от времени на другие занятия. После школы читал во время езды в технарь в транспорте и на парах. По которым была возможность получить зачет или экзамен экстерном - сдавал, чтоб почитать лишние пару часов в день. В общем прочел я много - от Апулея и Плутарха до Донцовой, от Мацуо Басе и Старшей Эдды с Беовульфом до Лехи Никонова. От трудов по педагогики Антона Семеныча Макаренко до четырехтомника по основам электротехники под редакцией Демирчяна. От Геродотовой Истории до описаний путешествий Тура Хейердала. От Дао-дэ-Дзин до Кастанеды и Транссерфинга реальности. От объявлений в газетах и на остановках до шампуня и освежителя воздуха. Не знаю, сколько я прочел, но больше, чем первую, вторую и синюю.

Теперь, прочтя вышеописанное, читатель едва ли усомнится в моей компетенции относительно предмета рассуждений. Итак, приступим.

1. Словарный запас - не согласен. Человек может знать много умных слов, иностранных языков и иметь развитый интеллект, но при этом не любить читать. Мой одноклассник не любил читать, за то очень любил математику и физику - выигрывал все олимпиады, был зачислен в престижный лицей, а после ВУЗ без экзаменов, закончил с отличием, теперь живет в Пиндастане, работает программистом и в ус не дует. Читать не любит до сих пор. Любовь к чтению на родительском примере - да, полностью согласен, но как ее привить я пока на практике не проверял, поскольку детей у меня нет.

2-3. Несоответствие проблем книг возрасту школьника и Сплошь незнакомые реалии и понятия. По разным мнениям существует всего несколько возможны вариантов развития сюжетной линии. От 4 до 36 в зависимости от того, на мнение какого драматурга опираться. Описываемые проблемы идентичны на протяжении тысячелетий и школьник, начиная с подросткового возраста, так или иначе с ними сталкивается. Другое дело - манера написания. Мир ускоряется и нам скучно читать о том, что и как было. Возьмите Ремарка - квасят, страдают, воюют, оканчивают жизнь суицидом, иногда работают, но там тоже квасят. Бальзак - страдают, квасят, плохая погода. Гессе - квасят, страдают, играют в азартные игры, иногда торчат, обманывают друг друга, иногда убивают, также оканчивают жизнь суицидом. Разве об этом интересно читать? Крайне мало действия, к которому мы так привыкли - все больше скучные описания и размышления. Вспомнились Хэмингуэй с Маркесом.

На мой взгляд проблема заключается в следующих факторах:

1. Учебная программа составляется крайне странными людьми, которые, такое ощущение, никогда не были подростками. Чтобы заинтересовать человека, ему надо дать то, что ему интересно. Почему в школьной программе нет Гаррисона и Булычева, за то есть скучный подростку Тургенев? Нет "Педагогической поэмы" за то есть "Белые ночи" Достоевского? (Я люблю Достоевского, особенно "Бесы" и нахожу его Мастером Слова, но мы же сперва учим таблицу умножения, а уже потом логарифмы). Ведь перечисленные выше примеры также являются классикой. Нужно идти от меньшего к большему - это раз. Ребенка надо заинтересовать - это два. Чтоб заинтересовать ребенка, надо любить самому то, что ты делаешь и подать должным образом. Обратите внимание на уровень образования наших учителей - у меня есть 2 знакомых учительницы младших классов и обе пишут с ошибками. Не скажу, что безграмотные, но нет-нет, да и проскочит что-либо. Работу они свою не любят - бюрократия, скотское отношение со стороны администрации, нищенские зарплаты и не коллектив, а серпентарий. Задания в школе - читаешь отсюда досюда, потом пересказываешь. Изредка сочинения, но там тоже так себе. Я прочел только четвертый том "Войны и Мира" в кратком изложении и написал сочинение - получил пятерку. Прошло уже 17 лет - до сих пор не могу понять, как это произошло.

2. Манера подачи информации. Сейчас есть учебные материалы практически по всем дисциплинам в электронном виде, изложенные посредством видеоряда - это гораздо быстрее и нагляднее, нежели чтение пыльного учебника, где нет движущихся схем, диаграмм и гораздо более скучное описание, чем сжатое в видеоролике. Опять же если нам надо получить какую-либо информацию, то мы идем в интернет - все быстрее и проще, нет необходимости в посещении библиотеки. Зачем читать книгу, если можно посмотреть экранизацию? Человеку, который не был увлечен повествованием автора, не объяснишь, что впихнуть 700 страниц печатного текста в полуторачасовой фильм невозможно. Особенно если режиссер привык снимать, извините, какое-то говно.

3. Обратите внимание, что сейчас стоит на книжных полках. Я не беру классику или именитых современников типа Джоан Роулинг. Безусловно, есть прекрасные авторы, даже среди наших соотечественников я могу назвать троих авторов в стиле фэнтези, за творчеством которых я слежу и читаю каждую новую книгу. Так вот то, что сейчас там стоит - графомания чистой воды. Не имею ни малейшего представления о том ,как это печатают, кто это читает и что за больные люди, с завышенным честолюбием, это пишут. Склонен предположить, что и раньше имели место такого рода произведения, только они не дошли до нас, а то, что дошло, считается классикой. Так вот то, что нынче стоит на полках, начисто отбивает желание не то, что купить книгу, а даже скачать и прочесть.

4. Вытекает из третьего пункта. Писательство - это тяжелый труд. Например Джек Лондон ежедневно садился и писал определенный объем, если не ошибаюсь, то то ли тысячу, то ли две тысячи слов. Это уже будучи известным автором. Учитывая то, что он состоял в Социалистической партии, готовил выступления и статьи соответствующего характера, ездил и выступал с лекциями, имел ранчо и при этом надирался, как скот, каждый день. От того и помер, но это не умаляет его достоинств, как писателя. Редактура - Кинг, кажется, говаривал о том, что необходимо иметь два черновика и в чистовике оставлять то ли 70%, то ли 80% от первоначального объема (последнее я где-то здесь вычитал). Мало кто из современных авторов так поступает, хотя многие в юности начинают писать, но практически никто не обладает таким маниакальным упорством, вследствие чего забрасывают. Плюс писательством нынче трудно прокормиться, если у тебя нет мирового имени и ряда премий или грантов, а совмещать с основной работой, опять же, сложно.

П.С. Литература не умирает, нет. Однако она явно претерпевает некоторого рода преобразования: также переходит из печати в цифру, позволяет себе некую фривольность и иногда даже распущенность, появляются новые популярные жанры. Ну а то, заинтересуем ли мы следующее поколение, пристрастим ли к печатному слову, зависит только от нас.

У меня все, пожалуй.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
5
Автор поста оценил этот комментарий

Белые ночи и Неточку прочитал в 10ти летнем возрасте, Ремарка - в 25 и думаю, что именно тогда он заходит лучше всего. Золя и Мопасана с 14ти лет.
Любовь к чтению появилась от желания очутится в другом мире, в мои 9 лет не было интернета, компютера, хотя нет, был и был и у меня 386 с 3.11, писали себе сами драйверы и т.д., но не было возможности окунутся в другую реальность другим способом кроме как книги. Сейчас можно это сделать с телефона, быстро и в одно нажатие. Вот и не хотят читать дети. Отправь в деревню без интернета, но с книгами и начнет читать. Проверено на уже 7мом ребенке этой зимой. От не читает ничего, за 2 недели прочитал столько, что позавидует среднестатистический взрослый человек. И любовь не погасла. Но да, надо знать что дать ребенку читать. Всучив мне Толстого в 8 классе, любовь к чтению мне не привили, а на оборот, подпортили отношение к нему на некоторое время.

раскрыть ветку (18)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Тут я согласен с Вами полностью. Лично я стал читать куда меньше, чем до появления у меня компьютера. Как-то раз поломался и я тогда не работал - читал в день две книги, одну до обеда, вторую, пока спать не лягу - тогда перечитал половину Воннегута, много думал.

раскрыть ветку (17)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Я читаю на компютре в основном уже, так могу читать что хочу и когда захочу, от учебников по физике до полной бредятины, главное -погружение в иной мир в иную ситуацию, интерполирование ее на себе и т.д.

раскрыть ветку (16)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Я или с телефона, или электронную книгу. На компьютере только специальную литературу - создается ощущение урока: стул неудобный, лежа не почитаешь.

раскрыть ветку (15)
Автор поста оценил этот комментарий

Я на оборот, физика заходит на ура лежа или в парке, а на компе ну ни как, а вот Ремарк заходит на ура на ноутбуке на диване, только скурился я с ним к херам и спился, пока ночь в Лисабоне прочитал 3 раза нажрался.

раскрыть ветку (14)
1
Автор поста оценил этот комментарий

А Вы пробовали Венедикта Ерофеева "Москва-Петушки"? Я с ним именно под литературу начал квасить. Единственное, что плохо, читать - читаешь, утром приходится перечитывать и есть возможность снова оказаться синим телом.

раскрыть ветку (13)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Увы, я так и не смог полюбить русскую литературу. С мелкими исключениями конечно и отдельные произведения, но просто уж слишком много трагизма при том такого, чисто русского, не понятного для других. Немного как песни под гитару у костра, нет нет, да завоет кто-то о великой боли. А так как я не совсем русский и Россия меня коснулась боком только, мне вся эта трагедия не понятна. Фантастов в детстве любил, но потом както не зашла фантастика и фентези и больше по душе трагизм Золя и Ремарка и Кестнера, он такой вроде и трагизм и вроде борьба, вроде надежда, он реальный, а у русского автора он больше нагнетающий, все, пиздец и выхода нет. Неточка тронула очень глубоко и был один рассказ, ни имени, ни автора не помню, только помню что ехали в поезде, на какомто огороде попутали кабачки с огурцами и обдристали туалет вагона, там еще главный герой труп брата вез. Помню только, что в возрасте 12 лет это читалось немного как веселие, а в 17 уже комок в горле сидел все время.

раскрыть ветку (12)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Ну коли так, то здесь, разумеется, сложно спорить. Лично для меня Ремарк и Золя имеют больше надуманных проблем, нежели существующих. Таких, знаете, что барышни себе выдумывают. А русская проза, она полна вот этой вот сермяжной правды, хотя я сам родился в Беларуси, а корни все до известного колена в Украине. Ну то есть по сути одно и то же. Кестнера, признаться, не читал, ну а Неточка - это же Достоевский, он признанный классик мировой литературы всем литературным миром уже давно.

раскрыть ветку (11)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Я согласен, что у любого автора, есть проблемы, которые для одних читателей нереальны, но я о самом трагизме в русской литературе, о той всеобщей боле, она висит над всеми и все черненько и безвыходно. Особенно интересно когда о ней пишут люди которые и отчасти с этой болью не столкнулись. Как говорил Жванецкий - русский автор ищет трагедию, боль, но хочет выдать свою дочь за олигарха. Вот както так я вижу трагедию и у Достоевского и у Толстого и у Гоголя - висящая в воздухе чернота безпросветная. А Толстого мне сложно читать. Да, он гений, спора нет, но не могу, не могу я читать 40 страниц описания дерева на лугу, чтоб на 41вой все исчезло и речь пошла о другом. Я понимпю метафору, но складывается впечатление, что автору хотелось просто написать произведение на много страниц. Тот же Мопасан или Золя, тоже любители описать пейзаж или улицу, но она описана поностью в 3-6 страницах, со всеми метафорами, которые рисуют улыбку сменяющеюся слезой у читателя...

Как я рад что с кем-то на пикабу можно обсудить литературу, а не политику и быдло. Спасибо вам.

раскрыть ветку (3)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Ну что Вы, право слово - смотрите, какая тут возникает живая дискуссия, прям кружок по интересам собрался) А по поводу трагизма, Вы, разумеется, отчасти правы, но все же скажу, что Вы сталкивались с не всеми произведениями. Попробуйте, например Леонида Филатова, хоть и советская, но тоже классика - сплошная ирония. Откуда Вы родом, разрешите полюбопытствовать? И также хочу Вас поблагодарить за живое обсуждение, если честно, то даже не думал о каком-то отклике со стороны аудитории.

раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Родился то я в Воронеже, но отец болгарин и всю жизнь прожил в Болгарии, немного во Франции и в США.

Попробую на днях и отпишусь. Вы Кестнера почитайте, он похож на Ремарка. А еще если не читали, попробуйте Табак Д. ДИМОВ. Я ее прочитал за сутки не ложившись спать.

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Именно из-за сермяжной правды русские и не очень-то любят свою литературу :) Именно поэтому лучший из старых "толстых романов" - это "Анна Каренина", потому что он не о сермяжной (общественной), а об общечеловеческой (личностной) правде. Что из того, что сегодня вновь актуальны "Бесы"? "Каренина" будет и была актуальна всегда.

И, разумеется, школьные программы всегда составляются клиническими идиотами, не представляющими себе структуру даже своей национальной литературы и значимость писателей, не говоря уж о литературе западной и восточной культур. Свидетельства тому - например, тупой игнор в отношении великого Алексея Николаевича Толстого, о котором в школе узнают только "Буратино".

раскрыть ветку (6)
1
Автор поста оценил этот комментарий

А разве Петр Первый и Гиперболоид инженера Гарина не входил? Но так-то да, согласен.

раскрыть ветку (5)
Автор поста оценил этот комментарий

Я вот сейчас смотрю книги на лето 252 школы в Питере, да очень хороший список, гляньте http://school252.ru/uchebniy-plan/spisok-literaturi-dlya-cht...

раскрыть ветку (4)
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку