ПОЧЕМУ ДЕТИ НЕ ЧИТАЮТ КЛАССИКУ?
Немного наблюдений из моей работы с учениками. В большинстве своем классика для них - это наказание за какие-то грехи в прошлой жизни, и на то есть совершенно определенные причины, а не "современные дети любят только компухтеры"). Итак:
1) Основная причина - несоответствие словарных запасов. Чтобы получать удовольтвие от хорошо написанного текста с богатым языком, надо чтобы ты знал слова этого самого богатого языка, а не лез в словарь, увидев, например, слово "чопорный". Хороший словарный запас нарабатывается с раннего детства, и больше родителями, чем школой. Ребенок, в семье которого у родителей нет привычки к чтению, классику любить просто не сможет. Это как иностранный язык, без погружения на хороший уровень не выйти.
2) Несоответствие проблем книг возрасту школьника. Откровенно скажу, что я, преподаватель, удовольствие от чтения классики начала получать лет эдак после 30, при том, что всю жизнь была фанатом чтения и с книгой ела и спала. Глубину и правдивость описанного в програмных произведениях типа "Войны и мира" можно понять обычно только с жизненным опытом. А так вопросы от учеников типа "зачем мне читать про чьи-то сложные отношения и женитьбы, когда я сам даже ни разу еще не любил" вовсе не праздные. Всему свое время, да.
3) Сплошь незнакомые реалии и понятия. Та жизнь, которой жили наши предки в классической литературе, все дальше от нас современных. У школьников вызывают недоумение как историзмы типа барщина, ямщик, опричник, так и просто занятия людей того времени. Балы и охота, женитьба ради наследства и прочие актуальности прошлого для современного среднего школьника выглядят не реальнее, чем жизнь и проблемы пришельца с Альфа центавра. Опять же, возникающие вопросы типа "Ну и зачем мне читать это?" вовсе не говорят о бескультурии. Между прочим, классика в свое время поднимала именно актуальные проблемы, и мало кто любил при этом читать, скажем, древних греков и римлян: они считались той еще скучищей.
П.С. Я не говорю, кстати, что классика в школьной программе не нужна. Однако надо понимать, что для большинства детей она довольно бесполезна, поскольку находится по словарному запасу на слишком высоком уровне, и при этом нет никакого стимула осваивать этот "язык", поскольку проблемы и реалии тоже незнакомы и неактуальны. По идее так, в современной ситуации сначала надо нарабатывать пресловутый словарный запас у школьников и в младших классах приохочивать их к чтению с помощью качественных, но более простых по языку и более современных произведений (вот почему в программе нет той же Астрид Линдгрен? Или там Носова с Драгунским? Или Крапивина?), и только в самом конце погружаться в классический лес.
Не вижу ничего странного в том, что дети не хотят читать произведения, не предназначенные для детей. Мы же не удивляемся, что они не хотят читать Паланика, или "Капитал", или учебник по сопромату.
Не любит ь читать и не любить читать классику вещи разные. Большинство вещей, которые рассказываются в классике, в том возрасте, в котором они читаются, детям не интересны.
Вместо Грибоедова подростки с удовольствием почитают Джека Лондона или Стивенсона. Проблема классики в том, что она призвана погрузить человека с серьезные думы, не столько развлечь. Потому ее и мало читают. Мы живем в то время, когда средства развлечения человека достигли немысленных масштабов. Люди живут в эпоху ярких и красочных картинок, сдобренных новейшии технологиями.
Еще один гвоздь в сторону чтения - это то, что культура чтения мало развита. У нас в школе преподают одну только классику, которая нравится далеко не всем. Некоторые люди просто не встречают захватывающих книг, которые бы их поразили и заставили искать подобное еще среди книг.
Но насколько я знаю, учитель сам составляет список для внеклассного чтения. Помнится, когда я училась в школе, когда мы закрывали стандартную программу, то обсуждали внешкольные книги.
Почему даются именно эти произведения?У тех же классиков есть очень много непопулярных произведений ,которых нет в школьной программе .
Например :в школе дрочат "Преступление и наказание", а тем временем , у Достоевского очень крутой "Человек из подполья " , я помню, что в школе не мог полюбить Достоевского, и мама мне тогда посоветовала почитать "Человек из подполья ".Тогда только вышел Макс Пейн, и я его просто обожал, и почему -то своим детским мозгом нашел очень много параллелей между этими двумя вещами.Не знаю почему.Так вот, полюбил Достоевского со школы, и каждые 3-4 года стабильно перечитываю все его книги.А "человек из подполья " вообще самая любимая книга. Карманная , как говорится )
Я это к тому , что можно сначала привить любовь к писателю, а уже потом к его книгам.
Отсутствие любви к многому в школьной программе просто закономерно. Тебя заставляют прочесть вещи, от понимания которых тебя отделяет детский возраст, совершенно иной временной пласт культуры со своими законами и проблемами, а также сделать выводы. Ты излагаешь своё понимание преподавателю, потом она бесконечно долго объясняет что и как подразумевал автор. Твоё видение и понимание ситуации тут не важно. Повторил за преподавателем её слова - получил хорошую оценку. Попробовал изложить своё видение ситуации - получил плохую оценку. В детстве я мигом понял как получать хорошие оценки, но это не означало, что я внутренне принял те или иные чуждые мне взгляды на ситуацию. Классика - это на 90% сопли светской тусовки того времени и зажиточных людей, далёких от реальных проблем и страданий. Неразделенная любовь, желание нравиться дамам на балу, соперничество между двумя офицерами, душевные терзания хитрого чиновника, пытающего получить льготное поместье... Как это всё далеко, пошло и нудно. Я читал много и часто. От Лавкрафта до Стругацких, от Кинга до Лондона, от Дюма до Марка Твена. Проблемы обитателей Рльеха актуальнее проблем Наташи Ростовой. При этом, наши педагоги презирают научную фантастику, детектив и другие направления литературы, словно это ересь и чернокнижие, а зря. Вот так у ученика со школьной системой и получается односторонний диалог. Тебе что-то вещают, но хотят слышать не твоё суждение, а лишь отклик, эхо суждения своего. Трагедия наших школ - прямолинейное видение всего. Они (школы) берут разные от природы камни сознания, чтобы на выходе испражниться отшлифованным кубом. Трагедия всего нашего русского общества тут тоже отражается - с самого раннего детства тебя учат принимать чужое мнение, отвергая своё, чтобы добиться чего-либо в этой стране. Я часто думал, что, возможно, это является одной из главных причин того, как погано сейчас всё обстоит в культуре, экономике, всех сферах и взаимоотношениях между людьми. Играй по чужим правилам в чужую игру пока не умрёшь. Выбор - иллюзия, ты так или иначе играешь под чью-то дудку, а музыку заказывает, судя по творящемуся вокруг, Азатот.