По плану "Нимрод".

Утром 30 апреля 1980 года на шестерых молодых людей, направлявшихся к дверям посольства Ирана в Великобритании, полицейские, охранявшие здание, особого внимания не обратили.


Слишком много их “отсвечивало” здесь ежедневно после недавно победившей в Иране исламской революции. На первый взгляд эти шестеро ничем не отличались от других. На самом же деле это была группа этнических арабов, проживающих в иранской области Арабистан. С приходом к власти Аятоллы Хомейни, они подверглись гонениям, значительная часть их политических деятелей была арестована “стражами исламской революции” и томилась в тюрьмах.


Под одеждой шестеро арабов прятали пистолеты “Браунинг” и пистолеты-пулеметы “Скорпион”, а карманы их одежды были набиты патронами и гранатами.

По плану "Нимрод". Антитеррористическая операция, Sas, Иран, Великобритания, Посольство, Захват, Террористы, 1980, Длиннопост

Как только констебль открыл дверь первому из “посетителей”, тот попытался вытащить оружие. Но полицейский быстро отреагировал и постарался закрыть дверь, а затем сообщил по радио о нападении.


Однако одному из террористов, находившихся снаружи, удалось просунуть руку внутрь и несколько раз выстрелить, а его сообщники налегали на дверь.


Через мгновение, выбив внутреннюю дверь, они оказались в здании и открыли огонь, давая понять обитателям посольства, что ситуация изменилась и теперь они хозяева положения.


Террористы взяли в заложники двадцать шесть человек, за жизнь которых они надеялись выторговать освобождение из тюрем Ирана заключенных арабов. Кроме того, они требовали, чтобы им позволили после окончания акции беспрепятственно покинуть страну. Но Хомейни предоставил правительству Британии право решать эту проблему по своему усмотрению. Не менее неприятной неожиданностью для террористов стало и заявление Маргарет Тетчер о том, что она никогда не пойдет на уступки террористам.



По тревоге



По тревоге были подняты контртеррористические подразделения полиции Великобритании: D11 — подразделение снайперов, C13 —антитеррористическое подразделение специальной патрульной группы и C7 — служба технической поддержки Скотланд-Ярда.


Но первым к месту событий прибыло дежурное подразделение SAS.


Такая высокая оперативность объясняется просто. В соответствии с распоряжением штаба 22-го полка SAS один из его эскадронов для выполнения задач, связанных с антитеррористической деятельностью, выделяет команду специальных проектов (Special Projects Team) в составе двадцати пяти человек.


Эта команда круглосуточно находится в состоянии повышенной боевой готовности немедленно отреагировать на возникновение ситуации, связанной с захватом заложников. Одновременно с ней другая такая же команда также находится в ожидании сигнала, чтобы свести к минимуму потери времени для начала действий и оперативно оказать помощь первой. Третья аналогичная команда в это время отдыхает. Одним словом, все, как в карауле: одни — на посту, другие —бодрствуют, а третьи — отдыхают. Каждый член этих подразделений провел немало времени в “домике убийств”, тренируясь зачищать помещения, уничтожая террористов и оставляя при этом невредимыми заложников.



Подготовка к операции


Все подразделениЯ  немедленно приступили к выполнению плана “Нимрод” — такое название было дано операции по освобождению заложников в иранском посольстве. Когда так называемая “Красная команда” прибыла к месту событий на улице Принцесы Гейт, полицейские переговорщики уже установили контакт с террористами. Штабом операции под руководством Вилли Вайтлоу был разработан порядок проведения переговоров и операции в целом. План операции был довольно прост: игнорирование требований террористов и решение проблемы силами SAS в случае гибели хотя бы одного из заложников. До штурма ситуация должна быть под контролем полиции.


В течение последующих шести дней переговорщикам удалось минимизировать напряженность и добиться освобождения пяти заложников. Тем временем военные построили в натуральную величину сооружение, воспроизводящее план каждого из этажей посольства, а также построек, прилегающих к основному зданию.Поскольку три команды SPT регулярно менялись для поддержания высокой степени боевой готовности, удалось через макет пропустить всех потенциальных участников штурма.


В то же время установленное визуальное и техническое наблюдение позволяло штабу операции отслеживать каждый звук в здании посольства и контролировать любое изменение ситуации в каждой из пятидесяти комнат посольства. Наблюдатели контролировали все окна, выходы, мертвые пространства, включая крышу здания.



Обострение ситуации



Пятого мая переговорщиками была отмечена повышенная нервозность и резкость в высказываниях лидера террористов Аун Али Мухамеда по кличке Салим. Днем террористы, и особенно Салим, дошли до точки. Одного из заложников они вывели в другую комнату, откуда вскоре послышалось три выстрела. Команды SPT были приведены в состояние готовности к штурму. Но сигнала не последовало, поскольку у руководства операцией не было уверенности в том, что заложник действительно убит.


В 19.00 тело заложника, расстрелянного тремя выстрелами, было выброшено террористами наружу через парадную дверь. Это был вызов. В убитом сотрудники посольства узнали старшего офицера по связи с прессой Аббаса Лавазани. Комиссар полиции сэр Дэвид МакНи позвонил в штаб и доложил, что с этого момента контроль над ходом операции переходит к SAS.



Штурм



Формально в 19.07 командование операцией перешло к командиру 22-го полка SAS подполковнику Майку Роузу. План штурма был прост. Две команды по четыре человека из состава “Красной команды” должны были проникнуть на балкон третьего этажа с тыльной стороны здания. Одновременно другая группа штурмует четвертый этаж. В это время остальные проникают в помещение верхнего этажа с крыши через застекленную ее часть. “Голубая команда” штурмует первый и второй этажи. В то же время еще двадцать человек блокируют здание снаружи. Все действия осуществляются под прикрытием снайперов.


Спецназовцы были одеты в черную униформу, бронежилеты и противогазы. Для связи они использовали портативные радиомикрофоны. Оружием им служили пистолеты-пулеметы МР-5 германской фирмы “Хекклер и Кох”.


По прогнозам специалистов, в результате штурма могли погибнуть более половины заложников. Но, учитывая сложность ситуации, Маргрет Тетчер взяла на себя всю ответственность и дала команду на начало силовой акции.


Штурм начался в 19.20. По команде три группы по четыре человека в каждой спустились с крыши по веревкам и ворвались через окна в помещения третьего и четвертого этажей. Но в ходе спуска командир “Красной команды” запутался в веревках и выбил не “свое” окно третьего этажа. В то же время бойцы четвертой группы, разбив застекленную часть крыши, спрыгнули внутрь здания и приступили к зачистке помещений.


Немного раньше бойцы “Голубой команды” из прилегающего здания забрались на балкон второго этажа для того, чтобы установить рамочные заряды на внешнюю часть окна, изготовленного из пуленепробиваемого стекла. В это время на балконе появился вооруженный террорист. Выручил спецназовцев точный выстрел снайпера.


Прозвучавший вслед за ним взрыв обрушил часть перекрытий и осложнил работу групп, идущих сверху. Начался пожар верхних этажей.


Четверо спецназовцев ворвались в здание через двустворчатые окна заднего цокольного этажа.

Через три минуты после начала штурма двадцать четыре спецназовца находились в помещении посольства.

Зачистка

По плану "Нимрод". Антитеррористическая операция, Sas, Иран, Великобритания, Посольство, Захват, Террористы, 1980, Длиннопост

Услышав взрыв и звон разбитого оконного стекла, террористы запаниковали. Видимо, они до последнего момента не верили в возможность штурма.

Две группы “Голубой команды”, проникнув внутрь здания через балкон, должны были приступить к зачистке второго этажа. Но им пришлось сначала спасать запутавшегося в веревках командира, который уже стал обгорать.


В суматохе неудачно обрезали веревки. Несчастный командир рухнул вниз и получил серьезные повреждения. В одной из комнат заложник, которому удалось спрятать свое оружие, попытался достать его для оказания помощи штурмующим, но был атакован главарем террористов.


Спецназовцы, ворвавшись в помещение, вытолкали наружу заложника и застрелили на месте террориста, вооруженного пистолетом и гранатой. В это время два других спецназовца уже были на пороге заднего офиса, когда отворилась дверь, и в проеме появился террорист, вооруженный пистолетом. Один из бойцов успел выстрелить. Смертельно раненный террорист упал в темноту кабинета.


На третьем этаже четверка из состава “Красной команды” пробивалась к комнатам главного офиса, где находилась основная часть заложников. Но, поняв их намерения, террористы увели заложников в комнату для приема и передачи телексов.


Пока спецназовцы ломали забаррикадированную дверь, один из штурмующих поднялся на балкон и попытался оттуда атаковать террористов. Один террорист открыл огонь. Боец SAS попытался застрелить его, но его пистолет-пулемет заклинило, и террористу удалось укрыться в комнате для телексов.


Понимая безвыходность своего положения, оставшиеся в живых двое террористов открыли огонь по заложникам. В результате один заложник погиб и двое были ранены до того, как спецназу удалось ворваться в комнату.


В это время в здании появились военные. В помещениях стоял полицейский газ CS, поэтому нужно было как можно быстрее эвакуировать заложников из здания.


Двое террористов прикинулись заложниками. Одному удалось выбраться наружу, смешавшись с заложниками, покидавшими здание. Но, видимо, нервы у него не выдержали. Он начал суетиться и был убит при попытке его задержать. Когда его тело перевернули, в руках у террориста была обнаружена ручная граната . Второй вооруженный террорист был застрелен при попытке выбраться из здания, прикрываясь заложником. Последний террорист был опознан и задержан. Позже он получил пожизненное заключение.


В 19.28 первые заложники были выведены из здание, а еще спустя 12 минут здание было объявлено свободным от террористов. Формально SAS передало ответственность за здание полиции в 19.53, выполнив всю работу всего за 46 минут.



ИТОГИ


В результате операции погибло два заложника, двое были ранены, один из штурмовавших получил ожоги и травмы. Пятеро из шести террористов были убиты и один арестован.


Те неудачи, которые сопутствовали началу штурма, не делают чести SAS. Три минуты на вход в здание – это очень много. Тем не менее руководство и участники операции получили личную благодарность от премьер-министра страны.


Автор Сергей Козлов.Фото из архива автора.

http://www.bratishka.ru/archiv/2003/3/2003_3_3.php

5
Автор поста оценил этот комментарий

Страшно представить, что творилось в голове командира "красных" когда он запутался в верёвках прямо на старте операции. Какая-то злая ирония, всю жизнь посвятить подготовке и так облажаться в ответственный момент.

раскрыть ветку
8
Автор поста оценил этот комментарий
По результатам операцию можно признать удачной, потому и благодарность.
Но будь террористы чуть поуверенней и подготовленнее, погибли бы все заложники, да и SASовцам бы досталось.
раскрыть ветку
3
Автор поста оценил этот комментарий

Интересно - откуда на территории Великобритании у каких-то беглых арабов появились состоящие только на вооружении советского спецназа Скорпионы? Очень странно.
Конечно можно предположить что наши их в каких-то палестинских лагерях обучали и сами снабдили оружием. В общем-то в те годы это было нормальной практикой, от Латинской Америки до Африки или Бирмы везде были наши интернациональные друзья, и обучали их не только марксистко-ленинской теории.
Но вот так вот выдать им состоящие на вооружении спецназа автоматы - это какое-то слишком открытое палево. Скорпионы еще в конце 80-х числились секретными, раздавать их кому попало бы не стали. Но тогда как, как они их получили?
В голову приходит только вариант открытой демонстрации с нашей стороны - вот мол типа как мы можем, если что.

раскрыть ветку