По Европе на автодоме
Давно (сразу после завершения поездки, т.е. в октябре 2014) хотел написать такой пост, и сейчас кажется всё-таки переборол лень.
Я решил разделить этот пост на две части, верхняя часть - это просто размышления, выводы, заключения, и факты. А вторая, небольшая часть - это подробное описание самого автодома, и примерные финансовые расчеты (но на 2014 год, повторюсь).
Итак, туризм на автодоме. Думаю, сразу стоит отметить что бывал я в странах Европы и "дикарём", на машине, так что могу сравнивать эти два вида путешествий на своём опыте.
Думаю, про путешествие на авто понятно - приехали на машине, скажем, в Чехию, забронировали номер в гостинице/отеле/хостеле, погуляли/поездили по городу, заселились в номер, помылись (что важно, на самом деле), зарядили все устройства (что тоже важно), с комфортом (обычно) поспали, с утра обычно позавтракали там же (завтрак включен), планировали наш день и снова бронируем отель там, где планируем оказаться к вечеру. Пару раз мы то ли не укладывались в график, то ли просто не бронировали номер - короче, один раз ночевали в машине так и не найдя комнату по хорошей цене, ещё раз пришлось ночевать в студенческой общаге, полной не внушающих доверия негров-укурков.
Другое дело - путешествие на автодоме. Схема отличается: приехали/прилетели в страну (в нашем случае даже с учетом ГБО на автомобиле было выгоднее прилететь), взяли автодом и свободны. Можете хоть месяц простоять там рядом на парковке, или проехать всю Европу вдоль и поперек, утром вы можете кушать кексы в Нидерландах, днём покушать фирменный бельгийский шоколад, запить вишневым пивом, ночью потусить в Париже, а утром на следующий день уже быть в Германии.
Не нужно искать отель - нужно только найти место для парковки, хотя припарковать автодом (кстати, они обычно сделаны на базе Fiat Ducato) - это всё-таки сложнее. Хотя бы потому что где-то автодом просто нельзя парковать, а где-то просто некуда встать. Зато можно вообще не парковаться на ночёвку, и просто ехать всю ночь из города в город. Это тоже прикольно, экономит время. Или можно встать на ночёвку, например, на берегу моря.
Не скажу что я прямо такой большой романтик, но мне невероятно понравилось спать и слышать шум моря, крики чаек - прям как в кино, в общем. Ну и рядом был базар, поэтому с утра меня разбудил шум и гам с базара. Короче, ништяково.
Ещё один плюс автодома по сравнению с автомобилем - это комфортные переезды. Мы, например, проехали около 3000 километров, и их намного удобнее проехать в автодоме, чем в машине. Особенно если вас пятеро. Мы ехали впятером от Уфы до Москвы, и я со всей своей уверенностью могу заверить вас: это неудобно. В Европу на машине мы ездили вчетвером, и даже это неудобно, особенно если учесть пробег в почти 10 000 километров, из которых около 3000 - по нашим родным, убитым дорогам.
Намного прикольней ехать в относительно комфортабельном автодоме, где четверо могут сесть на диванчики за стол и играть, например, в карты. Был такой случай, когда катались по горам: четверо гоняют ожесточенно в карты, и вдруг один смотрит в окно, где открывается просто шикарный вид на горный пейзаж и говорит: "бляяя, сфоткайте быстрей, ну охуенно же!". И продолжает рубиться в карты.
Стоит также отметить, что в автодоме есть настоящая кухня: раковина, стол, холодильник, ящики для посуды. Мы каждый день готовили всякие штуки, почти всегда сами готовили завтраки и т.д., закупаясь при этом в супермаркетах.
(на фото - тогда ещё не санкционные продукты)
Однако на этом, на мой взгляд, преимущества автодома заканчиваются, и пора начать перечислять недостатки.
Во-первых, туалет и душ. Вообще-то есть и туалет и душ, но всё ограничено. Туалет - кажется, 20 литров, которые потом придется опустошать. Бак для воды - кажется, 120 литров. Кстати, вода потом тоже собирается в емкость внизу, и её надо сливать.
Конечно же никому не хотелось возиться с туалетной темой, поэтому каждый выход "в город" сопровождался поиском и использованием туалетов, бесплатных (в крайнем случае - платных, но хотя по два человека за раз) душевых комнат.
В Мюнхене мы останавливались на 3 дня (октоберфест), и в ближайшую станцию метро мы ходили как на работу, с утра обычно даже стайкой.
Ещё одна проблема - отсутствие розеток на борту. Точнее, они есть, но не работают просто так - нужно остановиться в кемпинге или любом другом оборудованном месте и подключиться своим кабелем к специальной розетке для автодомов.
Решается, опять же, рысканьем в поисках розетки во всех местах. Пошли в ресторан? Обязательно с фотоаппаратом и видеокамерой. В супермаркет? Одного оставим дежурить у розетки. Ну вы поняли, короче, концепцию.
К счастью, в автодоме есть 3 "прикуривателя", с помощью которых мы заряжали смартфоны.
Следующая проблема - это отсутствие интернета. Если путешествовать на авто и останавливаться в отелях, то почти везде Wi-Fi бесплатный.
Нам пришлось купить примерно за 20 евро сим-карту с безлимитным интернетом и раздавать с одного смартфона всем. Так что пусть за дополнительные деньги, но проблему мы решили, причем интернет был с собой всегда, а не только во время ночевки в отеле.
Холодильник и отопление (кстати да, в автодоме есть настоящее отопление, которым мы пользовались) работают на газу. У нас было 2 баллона, рассчитанных примерно на 20 дней работы холодильника, ну и при использовании отопления и при нагреве воды этот срок, само собой, уменьшается.
Кстати, у нас где-то на шестой день холодильник внезапно перестал работать, поняли мы это на следующий день по запаху из него. Продукты протухли, а мы полдня не могли его включить заново. Сначала не могли сообразить что это закончился первый баллон. Потом не могли додуматься что недостаточно просто подключить второй баллон - нужно ещё и "щёлкнуть" хитро устроенной кнопкой пьезозажигалки.
Вот, вроде, и все отрицательные стороны (ну или просто некоторые сложности) в использовании автодома.
Хочу подчеркнуть, что всё-таки есть в этом некая доля дорожной романтики. Выше была фотка автодома у моря на западном побережье Италии, а с восточного фоток не могу найти. Там мы настолько близко к морю припарковаться не смогли, встали у начала пляжа. Купили решетку гриль, угли, местные сосиски, местное вино, приготовили местных же макарон, и устроили пир на природе. Кстати, по соседству была пара пожилых немцев, и они были очень удивлены. То ли потому что нельзя было готовить мясо на улице на открытом огне, то ли не ожидали что мы на пляже найдем кирпичи и сообразим из них мангал - фиг знает.
Под вечер к нам пришли представители местной живности - пара котов, трёхлапая собака. В общем, остались действительно классные воспоминания.
(если приглядеться, то можно справа увидеть наш автодом, который был на первой фотке)
Теперь - вторая часть, про сам автодом. Как я уже говорил, устроен на базе Fiat Ducato - то есть его шасси, движок, коробка. Кстати, дизельный движок необычайно резво пёр по горам, не повышая оборотов. Прикольная штука.
У нас была шестиместная модель, с "горбом". Сразу покажу интернетные фотки салона и общую схему.
Ну и опишу словами, по последней картинке-схеме: при входе в салон сразу слева - горелка на 3 комфорки, дальше за ней - круглая раковина, далее слева холодильник, потом шкаф, и всю заднюю часть занимает большая двуспальная кровать (кстати, самая "козырная" для сна, правда на ходу там укачивает - задница вынесена далеко за колесо, и рычаг там нехилый).
Справа от входа - лестница на "второй этаж" (в тот самый "горб", где ночью может быть либо очень душно, потому что под самым потолком, либо очень холодно, если открыть люк). Прямо от входа - 2 диванчика и стол между ними. Ночью ножки столика складываются, спинки диванчиков тоже, и получается ещё одно теоретически двуспальное место. Практически же там тяжело уместиться вдвоём, разве что туда поместить детей или очень компактных людей. И ещё один минус: при движении при повороте налево тебя может скинуть. Но это прикольно.
Слева от "столовой"/"детской спальни" - душевая/туалетная комната.
Сзади под кроватью - огромный багажник, кубометра на 2-3 точно.
Ну и спереди, понятно, водительский отсек. Там, кстати, очень просторно и удобные сидения - если в салоне укачивает или надоело, можно сесть вперед - там точно можно устроиться комфортно.
В автодоме (по крайне мере, нашем) был 1 большой люк где-то 80 на 80 см над кухней и столовой (надеюсь понятно, что 2 дивана и стол - это и есть столовая). И ещё 3 маленьких люка: в "горбе" спереди, в туалетной комнате, и над кроватью сзади. Плюс было ещё 4 окна - опять же, в "горбе", возле кровати сзади, и по одной форточке возле плиты и стола. На втором фото в посте, кстати, видно как раз форточку в "горбе".
Теперь к финансовой части. Само собой, автодом выгоднее при поездке как минимум вчетвером, а лучше - впятеро, а ещё дешевле - вшестером. Но мы три дня ездили вшестером, и было тесно, так что имхо впятером - в самый раз.
Стоимость аренды автодома зависит от выбранного сезона. Мы арендовали автодом в mcrent, у них сейчас появился сайт на русском языке: mcrent.ru, но там нет никакого функционала, поэтому пользуемся либо mcrent.de, либо mcrent.co.uk.
Если бронировать автодом сейчас на осень на 16 дней (с 20 сентября по 5 октября), то шестиместный автодом обойдется вам в 1 954 евро, цена в рублях на сейчас - под 160 тысяч. На пятерых - по 32 тысячи рублей.
Проживание же в отеле обойдется примерно в 25-30 евро за ночь в номере на двоих, или 17820 рублей. Почти в 2 раза дешевле.
Также будут расходы и на топливо: для автодома это примерно 11 литров дизеля на 100 км. Если вы захотите хорошенько прокатиться по городам и странам и проедете 3 000 километров, то это обойдется вам в 330 литров по 1.1 евро (кстати, подешевело у них топливо, в 2014 стоило от 1.6 до 2 за литр), то есть 29 400 рублей или по 5 880 на пятерых.
Для авто с расходом 7 литров бензина - это 210 литров по 1.3 евро, что равно 22 100 рублям или по 4420 на пятерых. Но впятером в машине - это явно не будет удовольствием.
Кстати, вот ещё какой нюанс был в нашем путешествии: изначально кто-то увидел билеты Москва-Берлин по 5500 рублей. Решили поехать, попасть на октоберфест, и потом поехать на юг, в Италию - как раз дома холодает, а в Италии жара. Заказали автодом, через часа 2 звонят - говорят, нет такого автодома в Берлине, можем предложить автодом поменьше, или подороже, или в другом городе.
Тогда мы впервые открыли карту, и увидели что Берлин-то на севере Германии, а Мюнхен (где проходит октоберфест) - на юге. Билет в Мюнхен стоит на 2000 или 2500 рублей дороже, что покрывалось экономией на топливе при переезде Берлин-Мюнхен и обратно. Так и вышло что собирались лететь в Берлин, а полетели в Мюнхен.
Кстати, забыл отметить что покупали и бронировали мы всё заранее - автодом где-то в июне-июле, билеты на самолёт - в июле-августе.
Ах да, ещё хотел сказать, что парк автодомов под Мюнхеном - охренительно большой. Я думаю, там было 3-4 сотни самых разнообразных автодомов. Может, мы попали под конец сезона, или ещё как-то, но всё вокруг было белым от автодомов.
Сами фотки сделать сверху не додумались (вид сверху открывался только на подъезде к кемпингу), а на фото с интернета нет такого количества автодомов.
Там были и мини-прицепы и огромные автобусы ценой за 200 000 евро.
На этом пожалуй и всё, кажется рассказал что хотел. Есть ещё всякие прикольные истории о самой поездке, но не думаю что это будет всем интересно.
А, забыл подитог: путешествовать на машине - выгоднее. Но всё-таки комфорта намного меньше. И я считаю, что если ехать отдыхать на 10 и более дней, к тому же если вас больше четырёх - то лучше переплатить за автодом.
и да, раз уж я подписался, с тебя все истории в поездке. желательно вообще подробный отчёт посуточный. литературно и художественно. очень хочется прочесть
Был такой случай, когда катались по горам: четверо гоняют ожесточенно в карты, и вдруг один смотрит в окно, где открывается просто шикарный вид на горный пейзаж и говорит: "бляяя,...
- а кто за рулем?!?!?
:)
Шикарный рассказ. На счет газа и холодильника, думаю это можно решить путем установки бензогенератора какого нибудь. Я правда в них не разбираюсь, есть ли такие которым хватит мощности за питать холодильник и электроплитку, хотя плитку можно оставить и газовую.