Письмо учителя: проблемы современной российской школы

Письмо учителя: проблемы современной российской школы Школа, Образование, Образование в России, Система образования, Длиннопост, Сип

Мой дедушка учился в школе очень давно, еще до войны. Для этого он каждый день проходил пешком 15 километров по проселочной сельской дороге — в холод, снег, дождь, грязь или жару. Каждый день три часа пешком в одну сторону. Ради школы.


Судьба распорядилась так, что сегодня я работаю учителем в обычной российской средней школе. Многие мои ученики не каждый день доходят до школы, хоть и живут от нее буквально в паре шагов. И, честно говоря, я не уверен, что современные школьники в чем-то хуже или менее усердны и трудолюбивы, чем мой дедушка.


Любой нормальный человек, в том числе школьник, не станет с охотой заниматься ненужным и неинтересным делом. Учеба в среднестатистической российской средней школе — та самая пустая трата времени. Нынешние подростки совершенно справедливо не видят смысла в сидении за партой, поэтому с радостью занимаются чем угодно, только не учебой. И дело тут не в них, а в проблемах современной российской системы образования.


Содержание учебных дисциплин оторвано от реальной жизни


К примеру, на уроках обществознания школьники узнают про существование бизнеса и предпринимательской деятельности и даже выясняют, в чем отличия правового статуса «индивидуального предпринимателя» от «общества с ограниченной ответственностью», но никто не рассказывает им о том, какие документы необходимо подать в налоговую службу для оформления ИП на свое имя или на что обращать внимание, набрасывая Устав своего ООО.


По действующему стандарту гуманитарного образования выпускник средней школы должен четко знать отличия романо-германской правовой системы от англосаксонской, но он понятия не имеет, как составить банальное исковое заявление в суд.


Дети на уроках физики заучивают законы Бернулли и Гей-Люссака, но потом так и не понимают, почему самолет летает и как работает дизельный двигатель. Уверен, что 90% выпускников не смогут объяснить, как устроены лазер или микроволновка, хотя все принципы весьма дотошно разобраны на уроках.


Беда школы в отсутствии связи с внешним миром. Старательный ученик выучит огромное количество теоретической информации по дюжине учебных дисциплин, но не найдет ей практического применения. Ученик же несознательный просто не будет заморачиваться зубрежкой теории. Он все равно окажется в равных условиях с отличником — багаж опыта для жизни вне стен школы будет нулевым у обоих.


Некомпетентность преподавательского состава


Мне приходилось слышать, как заслуженные учителя с большим опытом гордо говорят что-нибудь вроде «Я работаю в школе 10-20-30 лет, в моей трудовой книжке одна-единственная запись». Это означает, что человек сам, добровольно признается в том, что не видел в жизни ничего, кроме школьных коридоров. Получится ли из такого хороший педагог?


Даст ли хорошие знания об иностранном языке человек, который последний раз общался с его носителем десять лет назад на вузовской практике? Можно ли преподавать географию, ни разу в жизни не выехав дальше соседней области? Можно ли разъяснять ученикам значение правовых норм, ни разу в жизни не выступив в суде?


Очевидно, что нет. Максимум, чему могут научить эти люди — это умению существовать в стенах школы. Но ведь задача школы не в учебе ради учебы, а в формировании полноправного и конкурентоспособного члена общества.


100% гарантия получения аттестата


Тем, кто заканчивал школу еще 10 лет назад, это может показаться диким, но финансирование теперь подушевое, и деньги из бюджета выделяют пропорционально числу учеников. На практике это означает, что руководство школы всеми правдами и неправдами держится за детей. Даже последний лодырь и откровенно отстающий ученик гарантированно получает аттестат. Прогуливает занятия? Приходит не то что без домашнего задания, а без тетради и ручки? Ничего, всё равно будет уверенно переходить из класса в класс до самого выпускного вечера. Учителя, повинуясь воли администрации школ, продолжат выставлять оценки по принципу «три пишем, два в уме».


Казалось бы, непреодолимой преградой для получения аттестата такими лодырями с условно троечными оценками должен стать Единый государственный экзамен.


Но и тут нужная мера оборачивается пустой формальностью. От выпускника требуется пройти ЕГЭ по русскому языку и математике. В Министерстве образования прекрасно понимают ситуацию с невероятно слабым уровнем подготовки школьников, и чтобы не оставлять без аттестатов каждого второго, установили минимальный требуемый балл на чудовищно низком уровне. Распоряжение Рособрнадзора № 794-10 от 23 марта 2015 года устанавливает минимальную планку на уровне четверти от общего объема тестовых заданий по обоим предметам. То есть семнадцатилетним парням и девушкам для получения документа о полном среднем образовании достаточно примерно помнить курс начальной школы.


Тогда какой смысл в остальных семи годах учёбы с 5-го по 11-й класс?


Конечно, можно возразить: кто хочет учиться, будет учиться всегда, невзирая на всё несовершенство системы образования.


Только вот эти знания будут добыты не благодаря школе, а вопреки ей. Нынешняя школа делает все возможное, чтобы отбить у подростка желание учиться. Начиная с устаревших учебных программ и непрофессионального педагогического состава, успевшего состариться еще при Брежневе (средний возраст учителя в России — 52 года, а кое-где старше 65 лет), и заканчивая целым морем сверстников-бездельников, которые ежедневно подают дурной пример, не прилагая к учебе ни малейших усилий и оставаясь при этом совершенно безнаказанными. Действующий закон об образовании вообще не позволяет администрации школы отчислить малолетнего лодыря, даже если тот до 15 лет вообще ни разу не явится на урок.


Действительно качественное школьное образование в России сейчас можно получить только в элитных учебных заведениях, работающих по авторским программам и строго отбирающих учеников. К сожалению, таких школ один или два десятка на регион. Выпускники всех остальных не в состоянии без дополнительной подготовки (репетиторы, курсы и прочее) сдать вступительные экзамены даже в провинциальных вузах. Именно с репетиторами многие буквально с нуля догоняют программу семилетнего курса средней школы по интересующим их предметам.


К нынешней средней школе закономерно возникают следующие вопросы:


— Для чего каждый день в течение семи лет ходить в школу с 5-го по 11-й класс?


— Почему выпускник школы может найти только неквалифицированную работу, для которой вовсе не нужно никакого образования?


— Почему репетиторы готовят к ЕГЭ и поступлению в университет за год — два, а средняя школа не справляется с этой задачей за семь лет?


Школе придётся отвечать на эти вопросы уже сейчас, в ближайшие годы. От этого напрямую зависит судьба российского образования.

Письмо учителя: проблемы современной российской школы Школа, Образование, Образование в России, Система образования, Длиннопост, Сип
64
Автор поста оценил этот комментарий

К сожалению не многие понимают самое главное: сегодня ты проебал образование детей в стране, а завтра эти дети проебали страну. 

раскрыть ветку
17
Автор поста оценил этот комментарий

Школьная программа нужна в первую очередь для того, чтобы помочь человеку определиться не только с тем, что ему интересно, но и с тем, на что он способен. В комментариях полно людей приводят примеры из своей жизни а-ля "ну вот зачем мне в школе было учить алгебру/физику/ботанику/химию, если всё, что я запомнил, это пара умных слов".
Затем, что вы -- не запомнили, а кто-то запомнил. Если не проходить поверхностно по всему, никогда не поймёшь всего многообразия существующих наук.
Например, я хотела бы стать врачом. Я смотрела "Клинику" и завидовала ГГ. Я до сих пор читаю истории о врачах с пикабу и восторгаюсь этими людьми. Но именно тот факт, что из школьного курса химии и биологии мне ничего не показалось интересным и понятным одновременно, позволил сделать вывод, что медицина -- это не моё. И сейчас я не трачу бесцельно годы в меде, а учу и делаю то, что у меня получается.
Проблемы в образовании, конечно, есть, но они не все в том, что называет автор. И уж точно не в том, что школьникам не рассказывают "познавательные" вещи в ущерб базовым знаниям.

раскрыть ветку
14
Автор поста оценил этот комментарий
Неплохо бы указывать первоисточник
раскрыть ветку
21
Автор поста оценил этот комментарий

люто плюсую! Даже практические работы по предметам оторваны от реальности.

раскрыть ветку
28
Автор поста оценил этот комментарий
Дети на уроках физики заучивают законы Бернулли и Гей-Люссака, но потом так и не понимают, почему самолет летает и как работает дизельный двигатель.

Вроде школу кончал не так давно, но ни одна из этих тем не рассматривалась. 

Чтобы ответить на вопрос "почему летает самолёт" в ВУЗах тратиться не одна сотня часов. И вы всерьёз предлагаете рассматривать этот вопрос в школах? Да, отличная идея - тогда менеджер-юрист-экономист, крича "Свободная касса!" будет точно знать, благодаря каким именно силам он полетит в свой ебипет. Самим-то не смешно? Может ещё и аналитическую химию введём? Ведь уметь проводить качественную реакцию на метанол (определять палёную водку) гораздо полезней и будет пригождаться куда чаще, чем умение составлять заявление в суд или открывать ИП. А потом прибегут любители экономики, юриспруденции и менеджмента и предложат изучать структуру рынка, уголовное право и управление персоналом соответственно. И в конце окажется, что школьник должны будут учиться по 20-30 уроков в день, по выпуску из которых необходимых знаний понадобиться 0.5%.

может быть всё дело в том, что школа это ОБЩЕобразовательное учреждение и там должны научить всему, хоть и по чуть-чуть? Профильно рассматривать темы будут в ВУЗах, ВВУЗах или СУЗах

раскрыть ветку