Первый полёт летающего космодрома «Stratolaunch”
Гигантский самолет с шестью двигателями и двумя фюзеляжами совершил первый тестовый полет над пустыней Мохаве в Калифорнии.
Сейчас это крупнейший самолет в мире.
Самолёт был создан компанией Stratolaunch Systems, которая была основана одним из основателей Microsoft Полом Алленом и Бертом Рутаном. Бери Рутан прославился созданием “Voyager” - первого самолёта, который облетел вокруг Земли. Многие ученые делали расчеты, доказывающие невозможность построить самолёт с такой дальностью полёта, но Берт взял, построил и полетел. А потом ещё построил и реактивный «Voyager-2».
В начале 2000х компания Берта Рутана Scaled Composites разработала суборбитальный космоплан «SpaceShipOne», который можно было запускать с самолёта-носителя «Белый рыцарь».
Грузоподъёмность «Stratolaunch» 250 тонн, скорость 850 км/час, размах крыльев 117 метров.
По грузоподъёмности и размаху крыльев «Stratolaunch» превзошёл построенную 30 лет назад советскую «Мрию».
В СССР был проект гигантского летающего космодрома «Геракл» разработанный НПО «Молния» с грузоподъемностью 450 тонн. Проект не пережил 90х.
У «летающего космодрома» есть существенные плюсы для запуска спутников.
Во-первых, это возможность запуска ракет с экватора, который является наиболее выгодной линией для космических пусков является экватор. При запусках с экватора стартовая скорость запускаемых аппаратов наибольшая - 40000 км/24 часа = 1666 км/час. минимальная скорость на полюсах (=0).
Из космодромов самый близкий к экватору - французский Куру во Французской Гвиане (5 градусов ю.ш.).
Дальше идут:
- Вэньчань на острове Хайнань, КНР (20 с.ш.)
- мыс Канаверал, США (28 с.ш.)
- Байконур, Казахстан (46 с.ш.)
- Восточный, Россия (51,5 с.ш.)
Проблема создания космодромов на экваторе в том, что он проходит по океану, политически-неустойчивым странам Африки или сейсмически-опасным районам Индонезии.
Именно с близостью к экватору связаны проекты запусков типа «Морского старта».
В России энтузиасты Российского воздухоплавательного общества в начале 2000х проталкивали проект запуска с высотного дирижабля. В 2006 они поставили рекорд подъема на дирижабле «Авгуръ» до высоты 8180 метров.
Кроме того, я слышал о проекте запуска с гигантского планера.
Во всех этих проектах летательные аппараты выходили выходили в район экватора, после чего происходил запуск.
Кроме выигрыша за счёт близости к экватору у проектов высотного запуска есть выигрыш за счёт параметров самого самолёта-космодрома: высоты (8-10 км) и скорости (до 1000 км/час). Самолёт в этом случае фактически выполняет роль многоразовой первой ступени запуска, которую реализовали американцы на «Шаттле», а Илон Маск на «Фальконе - 9». Но самолёт реально проще, дешевле и безопаснее.
Я, конечно, не специалист, но это утверждение мне представляется весьма спорным.
Кстати, я вероятно ошибся, когда написал, что "Стратолонч" - самый большой самолёт в мире.
Размах крыльев у Мрии меньше (84 м), чем у Стратолонча (117 м).
Длина у Мрии больше (84м), у Стратолонча 53м
Масса Мрии: пустого самолёта: 250т, максимальная взлётная: 640т.
У Стратолонча масса: пустого самолёта: 226т, максимальная взлётная: 590т.
У Мрии полезная нагрузка до 250т. Какая полезная нагрузка у Стратолонча пока непонятно. Наверное, у Стратолонча всё же меньше, судя по массе пустого самолёта и максимальной взлётной массе. Хотя более понятно будет позже. После проведения испытаний Стратолонча.
Вот только первая ступень того же F9 заканчивает работу на высоте 90-100 км со скоростью ~6600 км/ч против 10км и 1000 км/ч
Все эти костыли, потому что НАСА не дает ему свои космодромы за бесплатно да и за деньги. А вот Маску почему то дает.