Педагогическое образование репетитора
Хоть предыдущий пост (https://pikabu.ru/story/repetitoram_5698536) и не купался в горячем (не был он на это нацелен, собственно), но оживление в комментариях было неподдельным. И это вдохновило меня на то, чтобы все-таки продолжить данную тематику. Похоже, начинающим репетиторам по-прежнему непросто вливаться в профессию, т.к. этому специально нигде не учат. А проблемы возникают не только на почве педагогики и методики преподавания. Вот я и решила в этом посте ответить уже на конкретно поставленные вопросы от читателей.
Итак, насколько же критично иметь педагогическое образование?
Как известно, не все факультеты и институты его дают. Либо дают крайне мало. Например, у нас в педе методика преподавания и педагогика давалась 4 года из 5. А в соседнем вузе на том же факультете ее давали чисто ознакомительно. То ли всего полгода, то ли год. Этого мало.
Так вот, какое мнение у меня сформировалось на этот счет. С одной стороны, без данной науки я бы чувствовала себя, как без рук. Когда знаешь, что тебя учили работе с коллективом – становится хоть чуть-чуть спокойнее. Будто у тебя есть костыли. Однако…
Правда жизни такова, что если у тебя нет призвания – то эти костыли тебе не помогут. У меня был спортивный тренер, который не имел высшего образования вообще, но так шикарно работал с коллективом, что у нее никогда не было фактов грубого нарушения дисциплины и дурного отношения детей к старшим.
Было несколько знакомых преподавателей в школе, которые пришли из института, продвигающего науку. Методику им тоже за все годы почти не давали. И первые годы в школе давались им намного тяжелее, чем студентам из педа. Сами же рассказывали как-то раз об этом. Но ничего. Вскоре втянулись. И были порой даже адекватнее и приятнее, чем заумные женщины, которые якобы все делали по методике. Но выбешивали этим учеников еще больше.
Без особого чутья педагогика не помогает. Но если есть чутье – то ее можно по книжкам и опыту довольно быстро наверстать. Так что мой вердикт таков – отсутствие педобразования не так критично, как могло бы показаться, для репетитора.
Если вы орете на ребенка матом, злитесь за медлительность или считаете тупыми всех своих учеников – то в этом не отсутствие методики виновато. А ваша собственная элементарная профнепригодность. Хотя данная наука помогает грамотней построить урок, чтобы ребенку было проще все усвоить. Но опять же, опыт сыграет более важную роль, чем теория. Я хоть и отучилась в педе свои законные 5 лет, но все равно допускала ошибки в последовательности этапов и заданий урока. Позже исправилась, т.к. на собственных ошибках поняла больше, чем на чужих учебниках.
ОДНАКО! Если чутья у вас нет, опыта тоже, а работать в этой сфере почему-то вдруг захотелось – то окунитесь хотя бы в особенности детской психологии. Там столько возрастных этапов и изменений… что голова ходит кругом. И пока я училась в институте – я как-то не воспринимала всю эту информацию всерьез (в отличие от той же самой методики преподавания), как вдруг получила этой «несерьезностью» по лицу на работе. Дети ниже 7 класса и вправду очень похожи между собой в своих кризисах, поступках, мотивации и поведении. И со многими приходится заниматься буквально не обучением, а дрессировкой.
А о том, КАК правильно дрессировать этих зверенышей – об этом, как раз, и расскажут вам книги по методике, педагогике и детской психологии. Мне пришлось перекопать и поднять столько литературы заново, что я уж и пожалела о том, что недостаточно вдумчиво вчитывалась в эту науку в студенческие дни. Ну, кто ж знал?
Меня в институте больше пугали подростками. Что они дикие, дурные, агрессивные. Может быть, внутри коллектива это и вправду так. Но младшие школьники лично для меня оказались вообще персональным адом. Это настоящие бесы! Даже те, кто мило улыбается и лезет обниматься. Но они милые только пока с них ничего не требуешь. А как доходишь до урока – то тут в ход идет все.
Капризы, слезы, мольбы, глухая оборона (когда просто молчит и игнорирует), некрасивое поведение, оскорбительное поведение, манипуляции, попытки уйти с урока (реально просто вставали и выходили из комнаты) и тд.
Так вот пока я не перечитала всю полезную литературу про них и не переписала вновь в голове опыт знакомых преподавателей – не научилась справляться с младшеклассниками. Теперь я хотя бы могу добиться от них результата к концу урока. Хотя и не без труда.
А вот почему с ними столько проблем – об этом лучше либо писать отдельный пост, либо почитать специализированные книги. Там необъятное море проблем и особенностей.
Ах вот еще, что я забыла упомянуть. Некоторые люди считают, что если женщина родила и вырастила ребенка – то она автоматически является хорошим педагогом. А вот нифига. Ладно, еще, если женщина вырастила несколько детей. Но один ребенок, боюсь, дает лишь материнский опыт, который далек от школьной педагогики. Потому что, во-первых, цели другие. Во-вторых, внутрисемейные отношения отличаются от деловых. А в пределах школы и урока, в частности, преобладают именно деловые отношения.
Вот, вроде бы, и все. Остальные вопросы освещу в следующий раз. Всем спасибо.
Программы обучения в вузе — это отдельный трэшак.
Я училась на коррекционной педагогике — нам давали очень большое количество общей педагогики и психологии. И после них только специальную педагогику и специальную психологию.
Следующий год учился уже без этих основ. И сомневаюсь, что это на пользу.
Я закончила пед. Методика была 3 года, перед ней 2 года педагогика. И что? И ничего! Училась всему на практике (сначала на студенческой, потом уже когда работала). Мне кажется, до сих пор учусь, хотя уже 10 лет выпуска в этом году будет. В общем, корочка отдельно, профессионализм отдельно.
И, конечно, проводить занятие в группе и индивидуально - это совершенно разные вещи
А зачем терпеть персональный ад, если можно отказаться? Тяжело с младшими классами - берите старших. Это один из несомненных плюсов репетиторства по сравнению с работой в школе - репетитор не обязан учить всех, кого приняли в класс.
А репетиторство случайно не предполагает работу с одним человеком?
Сморите ситуация, знакомая родителей попросила помочь подтянуть ее ребенка с одним предметом, по которому я в 9-10 классах выходил на региональный уровень олимпиад. Результат получился более чем успешный.
Дальше как-то втянулся. Получилось, что на одной работе я инженер, на другой репетитор. С одной стороны ничего запредельного не требуют, поднять успеваемость на балл или подготовить к экзамену.
Но вот, что я понял, не надо быть главным в стае, надо уметь мотивировать на самостоятельную работу. В этом я считаю и отличие репетитора от учителя. Репетитору с моей точки зрения проще. Я бы не смог работать с коллективами.
Моя цель вывести 2-5 учеников на всероссийский олимпиадный уровень по моему предмету.
Если мне тяжело с определенными ситуациями - дело таки скорее во мне, чем в "сферических ситуациях в вакууме". Кому что, как говорится.
Имхо, если вот обнаружилась " у меня проблема", то и решать её как "у меня проблема". У одних с подростками, у других с младшешкольниками, у кого с рыжими, у кого с фантазерами, у кого с истеричками ... список бесконечен...