Паровой двигатель Тауэра

Вместо привычного нам цилиндра в этой паровой машине была сфера. Полая сфера, внутри которой все и происходило.
Паровой двигатель Тауэра Паровой двигатель, Гифка, Двигатель Тауэра, Гик, Длиннопост
В сфере вращался и колебался диск, на каждой из сторон которого "перекидывались" туда-сюда четвертинки шара. Как видите, на словах это объяснить невозможно, поэтому гифка:
Паровой двигатель Тауэра Паровой двигатель, Гифка, Двигатель Тауэра, Гик, Длиннопост

Красные стрелки — подача свежего пара, синие — выпуск отработанного.



Валы размещались под углом 135 градусов друг к другу. Пар через отверстие в четвертинке поступал под прижатую к диску плоскость, расширялся (производя полезную работу) и после поворота четвертинки выходил через то же отверстие. Четверти, таким образом, выполняли функции клапанов подачи/удаления пара. Болтающийся диск делал то, что в обычной паровой машине делает поршень. А кривошипно-шатунного механизма не было вовсе, потому не надо было преобразовывать возвратно-поступательное движение во вращательное.


Главный узел:

Паровой двигатель Тауэра Паровой двигатель, Гифка, Двигатель Тауэра, Гик, Длиннопост

Пока по одну сторону четвертинки происходил рабочий ход (расширение пара), по другую ее сторону производился холостой ход (выпуск отработанного пара). По ту сторону диска происходило то же самое со сдвигом по фазе на 90 градусов. Из-за взаимного положения четвертинок диску придавалось вращение и колебания.


По сути, это была карданная передача с внутренним источником энергии. Зеленый диск-крестовина карданной передачи совершает такие же вращательно-колебательные движения:

Паровой двигатель Тауэра Паровой двигатель, Гифка, Двигатель Тауэра, Гик, Длиннопост
Вращение передавалось на два вала, выходящие из мотора. Снимать энергию можно было с обоих, но на практике, судя по рисункам, для привода использовали один.
Паровой двигатель Тауэра Паровой двигатель, Гифка, Двигатель Тауэра, Гик, Длиннопост

Как отмечал французский журнал "La Nature" 1884-го года, сферический двигатель допускал повышенные по сравнению с поршневыми собратьями скорости вращения и, следовательно, хорошо подходил в качестве привода электрогенератора.

Двигатель обладал низкими уровнями шума и вибрации и был очень компактен. Мотор с внутренним диаметром шара 10 см и частотой вращения 500 об/мин при давлении пара 3 атм выдавал 1 лошадиную силу, при 8,5 атм — 2,5 л.с. Самая же большая модель диаметром 63 см обладала мощностью в 624 "лошадки".

Паровой двигатель Тауэра Паровой двигатель, Гифка, Двигатель Тауэра, Гик, Длиннопост
Но. Сферический мотор был сложен в изготовлении, требовал больших расходов пара. Он выпускался и некоторое время реально эксплуатировался в качестве привода генераторов в британском флоте и на железных дорогах Great Eastern Railway (устанавливался на паровой котел и служил для электроосвещения вагонов). Однако из-за указанных недостатков не прижился.

http://geeks.izula.ru/post/279724/#more-279724

6
Автор поста оценил этот комментарий

Интересно, каким образом обрабатывалась внутренние полусферы? Надож какую никакую точность получить, а в те времена даже у поршневых двигателей был зазор в палец

5
Автор поста оценил этот комментарий
А если его приладить к ядерному реактору? Там то кипятка хоть кита вари. И оба вала сделать равнонагруженными для большей балансировки.
раскрыть ветку
Автор поста оценил этот комментарий

По принципу действия похож на аксиально-поршневой гидромотор, тоже сложный по конструкции, но с высоким КПД.

Автор поста оценил этот комментарий
Интересный двигатель. Ни кто его на бензин не переделывал? Или на газ?
раскрыть ветку
1
Автор поста оценил этот комментарий

двигатель красивый - несложный и компактный. Странно, что неэффективный.

раскрыть ветку