Память

Настал день Победы.

Сегодня надо повнимательнее вглядываться в те памятные следы войны, которые полустерты, но еще видны. Постоять у Вечного огня, потрогать камни дома 10 по Моховой, разрубленного пополам немецкой бомбой осенью 1941, замедлить шаг у ДОТа в Ясенево, а, подходя к Манежной по праздничной Тверской, вспомнить, что дома справа и слева облицованы красным гранитом, из которого должен был быть сделан памятник победившему фашизму на месте уничтоженной Москвы. Надо постараться ощутить тяжесть цены этой Победы. А для этого нужно просто вспомнить, что в битве за Берлин погибло несколько десятков тысяч человек. И постараться представить, что это такое - пройти четыре года войны, все пережить и везде выжить для того, чтобы быть убитым на ступенях Рейхстага за день, за час до Победы.

Находясь сегодня рядом с ветеранами, стоит подумать о том, что это люди совершенно особые. И их эта «особость» и коренное отличие от нас в том, что они ставили перед собой задачи, которые сегодня мы не решаемся даже вообразить. Они до винтика разбирали огромные заводы, грузили на платформы, перевозили их за тысячи километров, чтобы через полтора месяца завод опять начал работать. Они выигрывали битвы, они в блокадном Ленинграде писали научные книги и слушали симфонии, они готовы были умирать в 18 лет и гибнуть в последний день войны за полчаса до Победы. Они согласились с тем, что у них не было молодости со всеми ее радостями и прелестями, с тем, что сначала нужно победить, а потом восстановить страну. А уж потом жить для себя.

И они победили. Победили тех, кто казался непобедимым, победили, когда все было против них, когда у врага все было лучше, когда все было расписано и разложено по полочкам. У врага действительно все было лучше – техника, оружие, стратегия, тактика, выучка. Все, кроме людей. А мы победили. Победили именно потому, что наши люди воевали против заранее установленных правил. Воевали против планов, вопреки вражеской логике, согласно которой за колхозы, взорванные церкви, репрессированных соседей и родных, за бедность, за Сталина никто не пойдет воевать. Как можно? А они пошли. Пошли за Родину, которая для них была своей, родной и близкой, привычной и понятной. Пошли, потому что были выше личных счетов, колхозов и неурожаев. Потому что свою страну меряли не уровнем житейского спокойствия и безмятежности, а близостью к собственной душе, возможностью и дальше жить по-своему и разбираться со своими утеснителями тоже самим, без посторонней помощи. Немцы начали это понимать уже в первые недели войны. И самым страшным врагом для них были даже не пушки и танки, а неизвестный солдат, который продолжал стрелять в них в Брестской крепости спустя 10 месяцев после начала войны.

А ведь когда то наступит 9 мая, день Победы, который мы встретим без них. Совсем без них. Представьте, какой это будет странный и непривычный день. Они уйдут. Но, уходя, они оставят этот день нам. Вместе с фронтовыми треугольниками, орденами, медалями, фотографиями. И попросят хранить «дабы не престала память родителей наших и свеча бы не угасла». Мы, конечно, пообещаем и даже сами поверим в эти обещания. Но ведь проверить они не придут. И если мы не будем и дальше отмечать этот день, не будем помнить, радоваться и плакать, не будем слышать их голоса, значит, этот день станет иным. И наши дети будут думать, что так и нужно, так и было и должно быть. А наши внуки… Над этим стоит подумать.

С Днём Победы!

(с) Канал им.Москвы

3
Автор поста оценил этот комментарий

Причём тут тег "telegram"? На него подписываются, чтобы видеть посты про telegram.

3
Автор поста оценил этот комментарий
Это пост из канала telegram "Канал им.Москвы".
Не имею привычки присваивать чужое
раскрыть ветку