От мала до велика: история завода ЛиАЗ

Доброго времени суток!


Рассказывая о транспорте России, нельзя не упомянуть о таком крупном игроке на рынке, как ЛиАЗ (Ликинский автобусный завод). В этой статье мне бы хотелось поведать его историю.

От мала до велика: история завода ЛиАЗ Maxfand, Авто, Автобус, Лиаз, Завод, История, Транспорт, Общественный транспорт, Длиннопост

Автобусы ЛиАЗ-158 и 3 ЛиАЗ-а 677 в музее "Московский транспорт". Фото: Максим Фандюшин


История одного из крупнейших производителей автобусов в России началась в далеких 30-х годах прошлого столетия, но началась она вовсе не с транспорта. В деревне Ликино-Дулево в 1933 году приступили к строительству Лесохимического опытного завода облагораживания древесины, или сокращенно ЛОЗОД. К 1937 году он был построен, и уже вовсю поставлял Советскому Союзу различные древесные изделия. Такую функциональную задачу он имел до конца Великой Отечественной войны.


Ни для кого не секрет, насколько ужасающими были последствия ВОВ. Государство требовало в кратчайшие сроки масштабного восстановления. Для этого требовались как материалы, так и инструменты, которыми можно было производить и ремонт, и создавать те же самые материалы. Именно поэтому, по указу генерального секретаря И.В.Сталина, ЛОЗОД был перепрофилирован в Ликинский механический завод (ЛиМЗ), основной задачей которого было как раз создание станков, электростанций и прочих инструментов.


И вот, к концу 50-х годов жизнь в стране наконец-то наладилась, и такой объем оборудования больше не требовался. В то же время в стране росла потребность в общественном транспорте: многие существовавшие автобусы уже доживали свой век, да и были они весьма сырыми по тем временам. Более того, население городов стремительно увеличивалось. Именно поэтому в 1959 году ЛиМЗ был переделан в Ликинский автобусный завод (ЛиАЗ).

От мала до велика: история завода ЛиАЗ Maxfand, Авто, Автобус, Лиаз, Завод, История, Транспорт, Общественный транспорт, Длиннопост

Эмблема ЛиАЗ-а. Фотограф: Максим Фандюшин


Изначально ЛиАЗ своего производства не имел - на завод были перевезены конвейеры с завода ЗиЛ. Первые выпускаемые автобусы назывались ЗиЛ-158 (для различия автобусы именовали ЛиАЗ-158). За несколько лет производство увеличилось в десятки раз - до нескольких тысяч автобусов в год.


В 60-х годах инженеры начали разработку нового автобуса. Он должен был быть мощнее, вместительнее, удобнее, чем все предыдущие экземпляры. И вот, в 1967 году на свет появился автобус ЛиАЗ-677. Еще долгое время автобус налаживали, и он выпускался параллельно со 158-м. Модель имела бесчисленное количество различных модификаций, начиная от простых городских и экскурсионных, заканчивая телевизионными станциями!


Эта модель выпускалась на заводе до 1994 года, а на разных авторемонтных мастерских аж до 2002! Именно простота и надежность позволяет до сих пор работать этим моторным труженикам во многих городах нашей необъятной страны. По ряду данных, на заводе было выпущено более 194 тысяч машин данной модели.

От мала до велика: история завода ЛиАЗ Maxfand, Авто, Автобус, Лиаз, Завод, История, Транспорт, Общественный транспорт, Длиннопост

3 автобуса ЛиАЗ-677 в городе Арзамас. Фотограф: Максим Фандюшин


В 1975 году завод был награжден Орденом Трудового Красного Знамени за упорный труд.


Тем не менее, прогресс не стоял на месте, и требовалось создание новой модели. Уже в 80-х годах заводом была представлена опытная модель ЛиАЗ-5256. Модель оказалась стильной, но крайне сырой - коробка передач низкого качества, слабоватый двигатель и другие важные недочёты. Но это не помешало наладить серийный выпуск машин с 1986 года. Автобусы данной модели производят до сих пор. В 90-е и 2000-е годы они были ведущими на производстве. В общей сложности их было произведено порядка 25 тысяч экземпляров.

От мала до велика: история завода ЛиАЗ Maxfand, Авто, Автобус, Лиаз, Завод, История, Транспорт, Общественный транспорт, Длиннопост

Автобус ЛиАЗ-5256.30 в городе Ярославль. Фото: Максим Фандюшин


После распада СССР в стране наступили трудные 90-е. Кризис не обошел стороной и ЛиАЗ. Были проблемы с комплектующими, и качество продукции резко упало. Завод был на грани закрытия, в 1996 году пришлось даже остановить производство. Но банкротство прошло мимо предприятия, и завод, бывший некогда на грани, удержался на плаву.


В 00-е началась разработка новой продукции и модернизация существующей. Впервые заводом была предложена концепция сочлененного автобуса - ЛиАЗ-6212. Несмотря на то, что разработка этих автобусов шла еще в 90е (СВАРЗ-6240, ЛиАЗ-6220), серийные машины начали выпускать лишь в 2003. Производилась данная модель до 2014 года.

От мала до велика: история завода ЛиАЗ Maxfand, Авто, Автобус, Лиаз, Завод, История, Транспорт, Общественный транспорт, Длиннопост

Автобус ЛиАЗ-6212.01. Фотограф: Максим Фандюшин


Автобусы ЛиАЗ-5256 получили новый двигатель Caterpillar-3116, так как на заводе КамАЗ произошел крупный пожар, и он больше не мог поставлять двигатели КамАЗ-740. Помимо этого, на базе данного автобуса стали делать пригородную версию - ЛиАЗ-5256R.

От мала до велика: история завода ЛиАЗ Maxfand, Авто, Автобус, Лиаз, Завод, История, Транспорт, Общественный транспорт, Длиннопост

2 пригородных автобуса ЛиАЗ-52562R в городе Шатура. Фотограф: Максим Фандюшин


В 2005 году завод ЛиАЗ вошел в состав "Группы ГАЗ". В этом же году завод производит на свет опытную серию из низкопольных автобусов - ЛиАЗ-5292.00. Они были оборудованы двигателем CAT-3116 и салоном с сидениями ТМЗ. Усовершенствованная модификация ЛиАЗ-5292.20 была выпущена в 2007 году. С тех пор и по настоящее время производятся автобусы данной модели, а также его сочлененной версии - ЛиАЗ-6213. Также завод запустил выпуск полунизкопольной версии автобуса на базе ЛиАЗ-5256 - ЛиАЗ-5293. Уже вовсю стало популярным производство автобусов не только на дизельном топливе, но и на газу.

От мала до велика: история завода ЛиАЗ Maxfand, Авто, Автобус, Лиаз, Завод, История, Транспорт, Общественный транспорт, Длиннопост

Автобус ЛиАЗ-5292.20 . Фото: Максим Фандюшин


В 2005 году предпринималась попытка создания модных по тем временам автобусов - "трехосников". Были выпущены две опытные машины - ЛиАЗ-6224 и ЛиАЗ-6225, высокопольная и полунизкопольная, соответственно. Но в серию они не пошли. Были разные версии - по одной из них сказалась слишком сильная конкуренция с заводом "Волжанин", по другой - возникла проблема с грунтовкой (кузов не помещался в так называемую катафарезную ванну).


В 2007 году завод совершил попытку выйти на рынок троллейбусов - выпустил модели ЛиАЗ-5280 , ЛиАЗ-52802. Увы, конкуренция была большая, и завод выпустил чуть более 200 машин. Позднее кузовы ЛиАЗ-5256 и ЛиАЗ-5292 передавались на МТрЗ, где из них собирали троллейбусы МТрЗ-5279 и МТрЗ-52791 "Садовое кольцо".


В 2012 году заводом был разработан первый электробус - ЛиАЗ-6274. Он был представлен на ряде выставок и даже проходил обкатку в Москве в 2015 году, но позже был возвращен на завод для доработки.


В 2014 году на завод ЛиАЗ были переданы конвейеры с завода ГолАЗ, и стартовал выпуск пригородных автобусов ГолАЗ(ЛиАЗ)-5251 "Вояж", ГолАЗ(ЛиАЗ)-5291 "Круиз" и ГолАЗ-6228. Последний был выпущен всего в нескольких экземплярах и не производился далее в виду размеров.


В 2015 году произошла "прошивка" завода - теперь все автобусы, выпускаемые ЛиАЗом, носили шильдик ГАЗа. Кроме того, в этом году заводом был представлен новый автобус среднего класса - ЛиАЗ-4292. Сейчас он постепенно расходится по городам России и ближнего зарубежья.

От мала до велика: история завода ЛиАЗ Maxfand, Авто, Автобус, Лиаз, Завод, История, Транспорт, Общественный транспорт, Длиннопост

Автобус средней вместимости ЛиАЗ-4292.60 . Фото: Максим Фандюшин


В 2017 году завод выпускает обновленную версию Вояжа - ЛиАЗ-5250.


В 2018 году начался серийный выпуск электробусов ЛиАЗ-6274.01. Пока электробусы поступают только в Москву (хотя опытный образец работает и в городе Тюмень).

От мала до велика: история завода ЛиАЗ Maxfand, Авто, Автобус, Лиаз, Завод, История, Транспорт, Общественный транспорт, Длиннопост

Автобус особо большой вместимости ЛиАЗ-6213.65. Фотограф: Максим Фандюшин


Слухов о будущем завода много - кто-то говорит, что они создают трехсекционный автобус, другие ведут разговоры о разработке электробусов с динамической подзарядкой.


Завод ЛиАЗ еще с 60-х годов прочно занял нишу автобусостроения в России и странах бывшего СССР и ныне является одним из крупнейших поставщиков своей продукции в города России и СНГ.


Спасибо за внимание! Это была непростая история завода ЛиАЗ. Надеюсь, вы открыли для себя что-то новое. С уважением, Максим Фандюшин.


Источник

6
Автор поста оценил этот комментарий
Звук трансмиссии и запах внутри салона Лиаза бесценны.
раскрыть ветку
1
Автор поста оценил этот комментарий

Можно было пару фото добавить

Голаз 6228

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку
1
Автор поста оценил этот комментарий
До сих пор не отпускает идея доехать до Арзамаса, чтоб просто прокатиться на 677м
раскрыть ветку
1
Автор поста оценил этот комментарий

В 90-х приходилось добираться в институт на ЛиАзе каждый день. Когда он ехал в гору, такое ощущение было, что выхлопная труба разворачивалась в салон.

1
Автор поста оценил этот комментарий
Очень интересно. К сажалению в маленьких городах жёлтые ЛиАзы давно порезали, а народ как килька перемещается в тесных ПАЗиках....
раскрыть ветку