Особняк фон Дервизов

Дом С. П. фон Дервиза - Особняк Л. Н. Долгоруковой - Камерный музыкальный театр "Санктъ-Петербургъ Опера"

В этом посту я покажу вам оба особняка,которые принадлежали фон Дервизам и они находятся по соседству.

Особняк фон Дервизов Санкт-Петербург, Дворец, Особняк, Белимов-гущин, Интерьер, Театр, Длиннопост

Во времена Анны Иоанновны особняк был построен для кабинет-министра А. П. Волынского, впоследствии казненного за участие в заговоре против Бирона. Особняк перешел во владение его дочери , которая вышла замуж за графа И. И. Воронцова. Затем особняк несколько раз перепродавался. В 1870 г. арх. Ф. Л. Миллер переделал фасад и пристроил еще один корпус. В 1883 г. дом купил барон С.П. фон Дервиз. Для нового владельца арх. П.П. Шрейбер перестраивает дома по Английской набережной и по Галерной улице, объединив их общим фасадом. Интерьеры по моде того времени были выполнены в разных стилях.

В 1902 г. дом со стороны набережной был надстроен на два этажа.

Особняк фон Дервизов Санкт-Петербург, Дворец, Особняк, Белимов-гущин, Интерьер, Театр, Длиннопост

В 1909 г. фон Дервиз продал дом, разделив его на три части. Первую купила жена генерал-лейтенанта А. А. Игнатьева, левую, в том числе особняк на Галерной, - Н. Н. Шебеко. Арх. А. П. Максимов реконструировал особняк.

В 1911 - 1913 гг. здесь располагался "Дом интермедий" В. Мейерхольда, с 1913 г. - театральный зал Н. Шебеко.

После революции - райком РКПб, Союз металлистов, Эстонский дом просвещения. С 1946 по 1991 гг. - клуб "Маяк".

В начале ХХI в. произведена обширная реставрация и день 300-летия Петербурга здесь открылся Театр "Санктъ-Петербургъ Опера". @citywalls.ru

Особняк фон Дервизов Санкт-Петербург, Дворец, Особняк, Белимов-гущин, Интерьер, Театр, Длиннопост
Особняк фон Дервизов Санкт-Петербург, Дворец, Особняк, Белимов-гущин, Интерьер, Театр, Длиннопост
Особняк фон Дервизов Санкт-Петербург, Дворец, Особняк, Белимов-гущин, Интерьер, Театр, Длиннопост
Особняк фон Дервизов Санкт-Петербург, Дворец, Особняк, Белимов-гущин, Интерьер, Театр, Длиннопост
Особняк фон Дервизов Санкт-Петербург, Дворец, Особняк, Белимов-гущин, Интерьер, Театр, Длиннопост
Особняк фон Дервизов Санкт-Петербург, Дворец, Особняк, Белимов-гущин, Интерьер, Театр, Длиннопост
Особняк фон Дервизов Санкт-Петербург, Дворец, Особняк, Белимов-гущин, Интерьер, Театр, Длиннопост
Особняк фон Дервизов Санкт-Петербург, Дворец, Особняк, Белимов-гущин, Интерьер, Театр, Длиннопост
Первый в России Дворец бракосочетания, открыт 1 ноября 1959 года по инициативе ленинградской молодежи. Он выполнен во флорентийском стиле и богато украшен лепным декором. Внутреннее богатство особняка не уступает великолепию его внешнего вида. К богато отделанным парадным комнатам на втором этаже ведёт беломраморная лестница, которая создаёт праздничное настроение. Дворец словно создан для торжеств! Здание Дворца было построено в конце 19 века архитектором А.Ф. Красовским по желанию известной в Петербурге благотворительницы Веры Николаевны фон Дервиз.
Особняк фон Дервизов Санкт-Петербург, Дворец, Особняк, Белимов-гущин, Интерьер, Театр, Длиннопост
История дома восходит к первым годам существования Петербурга. В 1717 году участок значится за Иваном Макаровичем Полянским, адъютантом светлейшего князя А. Д. Меншикова, владельца соседнего мазанкового здания. Если в 1732 году у обер-кригскомиссара «верхний апартамент палат недоделан», то спустя четыре лета каменные на подвалах палаты уже выстроены в стиле барокко, имеют два этажа, 13 осей по фасаду и крыльца по краям. Тогда же в них «...через маклера Пауля Томсена... разные движимые вещи и уборы с публичного торгу проданы быть имеют». Особняком Полянские владели почти целое столетие.
Особняк фон Дервизов Санкт-Петербург, Дворец, Особняк, Белимов-гущин, Интерьер, Театр, Длиннопост
Иван Макарович родился в семье дьяка, любимца Петра I, и большой карьеры не сделал. Гораздо удачнее был его сын – Андрей Иванович (1698 – 1764), унаследовавший дом на набережной и закончивший жизнь в чине полного адмирала. Он был отправлен царем обучаться морскому делу в Европу, откуда вернулся в 1725 году. Будучи с 1751 года командиром Балтийского флота, Полянский успешно участвовал в Семилетней войне, блокировал прусские порты и брал крепость Кольберг.
Особняк фон Дервизов Санкт-Петербург, Дворец, Особняк, Белимов-гущин, Интерьер, Театр, Длиннопост
Его сводный брат Александр Иванович (1721 – 1818) службе морской предпочел сухопутную. Поступив в армию солдатом, он в 1765 году вышел в отставку полковником. Был назначен в Комиссию по составлению нового Уложения, стал сенатором и тайным советником. В год отставки Полянский женился на графине Елизавете Романовне Воронцовой (1739 – 1792), фаворитке убиенного Петра III, который «не скрывал ни перед кем непомерной любви к ней», хотя девушка была некрасивая, толстая и нескладная да к тому же рябая. Поговаривали, будто император хотел на этой фрейлине жениться, разведясь с великой княгиней Екатериной Алексеевной и сослав ее в монастырь. После свержения он умолял: «Оставьте мне мое единственное утешение Елизавету Романовну».
Особняк фон Дервизов Санкт-Петербург, Дворец, Особняк, Белимов-гущин, Интерьер, Театр, Длиннопост

По словам С. П. Жихарева, Александр Иванович в старости слыл чудаком: «никуда не выезжающий, кроме спектаклей, в которых он бывает ежедневно попеременкам, то в русском, то во французском, а иногда и в немецком... и всюду получаемые им впечатления разделяет со всей публикой».

Благодаря жене, родной сестрой которой была известная Екатерина Романовна Дашкова, приближенная Екатерины II, Полянский вошел в придворные круги. Его единственный сын Александр Александрович (1774 – 1818), оставив воинскую службу, получил чин камергера, а в 1817 году был назначен сенатором. Женат он был на аристократке – графине Елизавете Ивановне Рибопьер (1781 – 1847), но детей от нее не имел.


Об обстановке дома Полянских в 1803 году рассказала в письме на родину Марта Вильмот, приехавшая с сестрой из Англии: «...апартаменты, состоящие из очень элегантной гардеробной, меблированной диванами и стульями <...>, тут имеются фортепьяно, арфа, большое зеркало <...>, статуи на пьедесталах, вазы, есть икона <...>. Хозяйка провела меня через анфиладу огромных, просторных комнат, числом не менее десяти...». Этих комнат в бельэтаже было одиннадцать.

Особняк фон Дервизов Санкт-Петербург, Дворец, Особняк, Белимов-гущин, Интерьер, Театр, Длиннопост
Особняк фон Дервизов Санкт-Петербург, Дворец, Особняк, Белимов-гущин, Интерьер, Театр, Длиннопост

В 1841 году переделанный в стиле классицизма особняк вдова и ее дети продали за 67 тыс. руб. серебром действительному статскому советнику Никите Всеволодовичу Всеволожскому (1799 – 1862), этому «баловню судьбы». Никита и его брат Александр, участник войны с Наполеоном, были в числе основателей литературного общества «Зеленая лампа» и унаследовали от отца, «русского Креза», большое богатство, в том числе подгородное имение Рябово (ныне Всеволожск). Никита служил чиновником, переводил французские водевили, дружил с А. С. Пушкиным, с которым познакомился по службе в близлежащей (Английская наб., 32) Коллегии иностранных дел. Дом Всеволожских поэт хотел изобразить в ненаписанном романе «Русский Пелам». Купив дом, Всеволожский его сразу перестроил.

Особняк фон Дервизов Санкт-Петербург, Дворец, Особняк, Белимов-гущин, Интерьер, Театр, Длиннопост

Острослов и заядлый театрал, Никита вел довольно разгульный образ жизни, расточил свое состояние и погряз в долгах, отчего в конце концов попал под опеку. Его дом на набережной в 1853 году всего за 40 тыс. руб. был с молотка продан жене графа Павла Николаевича Игнатьева (1797 – 1879), в том же году назначенного генерал-губернатором Петербурга. Через восемь лет супруги подарили дом дочери Ольге (1837 – 1908), бывшей замужем за свитским генералом Александром Ельпидифоровичем Зуровым, в 1878 – 1880 годах служившим градоначальником столицы. Брат Зуровой – Николай, талантливый дипломат, составил Сан-Стефанский мирный договор, племянник Алексей – автор известных мемуаров «Пятьдесят лет в строю».

Особняк фон Дервизов Санкт-Петербург, Дворец, Особняк, Белимов-гущин, Интерьер, Театр, Длиннопост

В июне 1889 года дом приобретает Вера Николаевна фон Дервиз, вдова «русского Монтекристо» Павла Григорьевича фон Дервиза (1826 – 1881) из обрусевших немцев. Он получил высшее образование в Училище правоведения и в 1847 – 1857 годах служил в Департаменте герольдии Сената и Министерстве юстиции, но казенную службу оставил и очень успешно занялся постройкой железных дорог. По словам некролога, барон П. Г. Дервиз был «первым, указавшим путь к легкому сооружению в России рельсовых путей и возможности этим образом составлять многомиллионные состояния».

Через год после покупки Вера Николаевна подарила особняк младшему сыну – Павлу Павловичу (1870 – 1943), молодому поручику лейб-гвардии Гродненского гусарского полка, который, собираясь жениться, тотчас взялся за перестройку. Перестройку в стиле флорентийского ренессанса осуществил академик А. Ф. Красовский, много работавший для семьи барона.

Любвеобильный красавец-гусар в первый раз женился в 1891 году, в последний – в 1920-е годы, и каждый раз это были неравные браки. От пяти браков Павел Павлович имел трех сыновей и семь дочерей. После революции он был арестован, несколько месяцев просидел в Бутырской тюрьме в Москве, а затем уехал в рязанское имение Старожилово, где стал преподавать в школе. Однако имение пришлось оставить, и с 1928 года Дервиз жил и работал учителем в поселке Максатиха под Тверью, где и похоронен. Он носил фамилию Луговой, которую из-за патриотических чувств взял во время Первой мировой войны.

Особняк фон Дервизов Санкт-Петербург, Дворец, Особняк, Белимов-гущин, Интерьер, Театр, Длиннопост

В июне 1903 года столичный особняк, который трудно было содержать, продали за 400 тыс. руб. молодому великому князю Андрею Владимировичу (1879 – 1956), двоюродному брату Николая II. Тот как раз поступил учиться в Военно-юридическую академию у Поцелуева моста, то есть недалече от дома, который он сдал американскому посольству. У Андрея был роман с известной балериной Матильдой Кшесинской, завершившийся в эмиграции законным браком. Свитский генерал-майор в Первую мировую войну командовал гвардейской конной артиллерией и, весьма интересуясь политикой, участвовал в великосветской фронде. Во дворце на набережной в конце 1916 года прошел семейный совет, где великие князья обсуждали свои конституционные предложения царю.

Так как последующие события не оправдали надежд фрондеров, Андрею Владимировичу пришлось навсегда покинуть свой дворец, в котором разные советские учреждения работали до 1959 года, когда он наконец-то получил более достойное применение.


www.spbvedomosti.ru/article.htm?id=10275691@SV_Articles  @wikimapia

Особняк фон Дервизов Санкт-Петербург, Дворец, Особняк, Белимов-гущин, Интерьер, Театр, Длиннопост

Здесь находился "Дом интермедий", один из первых петерб. театров-кабаре. Открыт в окт. 1910, размещался в концертном зале Н. Н. Шебеко в доме С. П. фон Дервиза. В худож. совет входили реж. В. Э. Мейерхольд, худ. Н. Н. Сапунов, поэт М. А. Кузмин и др. Представления давались в зале с накрытыми столиками. Из шести спектаклей-миниатюр имела успех поставленная Мейерхольдом пантомима А. Шницлера "Шарф Коломбины". В янв. 1911 "Д. и." прекратил существование. В дальнейшем зал использовался для театр. представлений и концертов. В 1960-90-х гг. здесь находился клуб Адмиралтейского з-да "Маяк. @wikimapia

Особняк фон Дервизов Санкт-Петербург, Дворец, Особняк, Белимов-гущин, Интерьер, Театр, Длиннопост

ВПитере

5.5K постов12.2K подписчиков

Добавить пост
Вы смотрите срез комментариев. Показать все
2
Автор поста оценил этот комментарий

Как там жить-то, в этих пещерах? Как из спальни в столовую добираться? Что делать в такой огромной комнате? Балы проводить? Так не каждый же день?

И все это украдено у народа. Наши олигархи я смеюсь над их убожеством. квартира у них в Лондоне...

раскрыть ветку (2)
4
Автор поста оценил этот комментарий

Поверьте мне, как интерьерному фотографу, квартиры у олигархов такие в Москве и Петербурге, что эти дворцы бледно и бедно выглядят на их фоне !

раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий
Ну ну, видели только что. Можно вот на этом примере? Все выдержано в одном стиле, в единой цветовой гамме, не отторгает и органично, а то что "брало статуэтки" не эклектика, а нагромождение аляповатой хуйни к месту и не к месту.
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку