О жизни детей в Англии

Этот пост будет о самом дорогом и важном дня многих из нас - о детях. Почему? Потому что на протяжении нескольких лет от самых разных эмигрантов я слышал примерно одинаковые слова: "я здесь никогда не устроюсь, я уехал ради детей". Сам я никогда не уезжал никуда ради детей, я уезжал ради всей семьи, ну и на каждой гулянке я всегда поднимаю третий тост за то, чтобы у наших детей были здоровые, богатые и счастливые родители. Детям хорошо, где родителям хорошо. Весь пост - чисто мой субъективный взгляд. Я не сумасшедший папаша, но уделяю ребенку достаточно времени. В общем, знаю, как поменять подгузник, накормить, напоить, уложить и вообще. Так что мой взгляд - изнутри, а не со стороны работающего отца. Лично мне хотелось бы сравнить, как вообще жить с детьми в Москве и как с детьми в западных пригородах Лондона?


Законы:

Любой приезжающий должен понять, что дети в Англии - это не просто ценный мех Ваша собственность. Здесь о детях заботится государство. Со всеми вытекающими. Если Вы не можете справиться с воспитанием ребенка или если нарушите какие-либо законы и правила, Вас будут корректировать. Вплоть до отъема ребенка. Хорошо это или плохо? Для тех, кто привык решать все проблемы самостоятельно и не в рамках закона  - однозначно плохо. Для нормальных средних русских родителей - пока непонятно. Это просто данность. Например, если у ребенка синяки от ремня на мягком месте, то это однозначно большая проблема для родителей. Если Вы дадите подзатыльник ребенку при другом взрослом, то он вполне может сообщить об этом в опеку. У ребенка здесь столько же прав, сколько и у любого другого взрослого. А у взрослого есть куча обязанностей, которые он должен выполнять, воспитывая ребенка. Я бы сказал, что обязанностей даже больше, чем прав. Ребенок в Англии должен быть счастливым и вырасти нормальным человеком, это задача государства и общества.


Гендерные роли.

Что удивляет в хорошем смысле? В Англии абсолютно нормально, что отцы уделяют примерно столько же времени детям, сколько матери. Здесь это не признак какого-то жертвенно трепетного отношения к дитяте. Да, отец должен быть в жизни ребенка, как и мать. Гендерные роли здесь выравниваются. В Москве я часто встречал ситуацию, где отцы постоянно добывали мамонта, и это считалось нормой. В Англии все немного не так.


Что с развитием ребенка?

В Англии развитию уделяется внимание с самых ранних лет. В детских садах используются самые современные методики воспитания. То, что в московских садах еще только вводится, в Англии уже отцветает. На каждого ребенка есть дело, где прослеживаются основные вехи его развития: социализация, адаптация, успехи в каких-то занятиях, физическое развитие, все это дублируется в облако, так что любой родитель может посмотреть, чем занят ребенок онлайн. Количество воспитателей в детском саду устанавливается нормой.  В каждый момент времени на 7 детей рекомендуется 1 воспитатель/работник. Дети постоянно окружены вниманием и заботой. Перед тем, как принять ребенка в сад, воспитатели приходят в гости домой, смотрят на игрушки, беседуют с родителями, знакомятся с ребенком, чтобы у того не было стресса от перехода в новую среду. Обязательными являются ежеквартальные встречи с ведущим воспитателем, где стороны обсуждают, что и как. Огромным минусом является то, что детские сады являются платными, но часть времени оплачивается государством. У нас получается так: если отдавать ребенка на 5 дней в неделю по полдня, то все бесплатно. Это работает для всех, включая не-граждан. Если отдавать на полный день, то платится по сути половина. Стоимость одного часа - около 5 фунтов. Т.е. в месяц у нас бы получалось дополнительных 300 фунтов, если отдавать на полный день. Хорошая новость в том, что с 5 лет ребенок идет в школу, а это уже полностью бесплатно. Сады в Англии регулируются государством, т.е. нельзя просто взять и открыть сад, его инспектируют, оценивают по категории, а результат оценки всегда можно посмотреть в интернете. После окончания сада ребенок передается в школу вместе со своим делом и рекомендациями по адаптации. Опять же: акцент на то, чтобы ребенок не подвергался стрессу.


В Москве у нас не получилось отдать ребенка в бесплатный сад, но мы особо и не пытались. Да, можно было "решить вопрос" или устроить дурдом отдельно взятому директору сада, но, учитывая, что у нас был переезд на носу, мы не парились и ходили в платный. Платные сады в Москве намного дешевле садов в Англии, но сады не инспектировались. Все решалось на уровне личных связей и впечатлений. Если сад нравился - плати и ходи. Что там происходит после того, как уходит последний родитель - большой черный ящик, это жирный минус. Методики в садах тоже сильно отличались друг от друга и явно не подходили всем детям. Благо, общения с разными московскими семьями, которые использовали разные частные сады, у нас было много. В целом в Москве можно было найти какой-нибудь сад с методиками Монтессори и соотношением воспитателей к детям 1/7, но все это в частном порядке, а элемент удачи имел место быть.


Развлечения и семейное время.

Тут Англия побеждает, на мой взгляд в плане доступности каждодневных доступных вещей. Даже в самой обычной деревне все развлечения и детская инфраструктура находятся поблизости.

Пример:

Что есть в пешей доступности: 2 детских площадки, лесопарковая зона, бассейн (в школе, но можно ходить всем), футбольное поле для всех + футбольное поле для школы, плюс просто поле для любого спорта и семейных посиделок, типа пикниковое. Замечу, что 3 поля  с отличным газоном и лесопарк расположены в районе, где сотка земли стоит десятки тысяч фунтов. Это одно из самых дорогих мест Англии после Лондона. Никому не приходит в голову забабахать туда небольшой поселок на 50-70 домов, например.

Что есть в радиусе 20-30 минутах езды: все перечисленное выше + детский научно-развлекательный центр, несколько парков, несколько десятков площадок, несколько контактных ферм и детских развлекательных центров,  2 аквапарка, один большой парк аттракционов, детская железная дорога, канатный парк, несколько бассейнов, теннисные корты.

Что есть в радиусе часа езды: все вышеперечисленное + еще один парк аттракционов и сафари-парк со свободно гуляющими животными.

Плюс всякие другие достопримечательности типа замков, пещер, кораблей, катеров, скалодромов и т.п., которые находятся от 15 минут езды до 1 часа. Короче, на любой вкус. Нам потребовался год, чтобы посетить большую часть того, что лежит в радиусе 1 часа езды, и я еще не включаю центра Лондона, куда тоже вполне спокойно можно добраться за тот же час.


Что в Москве? Москва явно выигрывает по количеству детских площадок, куда можно добраться пешком. Я жил в типовом спальном районе, поэтому в каждом дворе площадка была. Была также одна баскетбольная площадка. Был один парк в относительной пешей доступности (т.е. можно пешком, но лучше на машине), где было достаточно места для активных игр.

А вот того самого большого количества любых развлечений, куда можно быстро съездить за 20-30 минут, в Москве не было. Например, до ближайшей крытой мягкой игровой площадки нужно было ехать около часа. Бассейн? 45 минут-час. Какое-то подобие детского научного музея? Да, есть, но уже в центре Москвы. Аквапарки - их меньше, они дальше.


В целом индустрия семейных развлечений и отдыха сопоставима. Здесь сложно говорить о цифрах, т.к. никакой статистики нет. Единственное числовое различие в том, что плотность населения в Москве намного больше, добраться до развлечений ввиду пробок сложнее, и загружены они явно сильнее. Например, в аквапарках Москвы будет намного больше народу. Оно и понятно, чем больше заведений на 1000 жителей, тем менее они загружены. Если в английской деревне в радиусе 5 км проживают тысячи человек, возможно десятки тысяч, то в Москве в этом же радиусе абсолютно точно будут жить сотни тысяч.

Что в Москве точно есть, чего нет в английском пригороде без учета Лондона, так это: цирк, планетарий, мировые музеи, театры. За этим в Англии нужно ехать в некий крупный город. Для нас ближайшим крупным городом является Лондон.


Экология, пространство, безопасность и здоровье.

Бесспорно, экология в английской деревне лучше, чем в Москве, что не может влиять на здоровье. Деревня с ее воздухом и окружающими лесами есть деревня. Места для игр в деревне явно больше. В каждом доме есть пусть маленький, но дворик, в котором люди устанавливают бассейны, батуты, песочницы и даже горки. Площади покупаемых объектов недвижимости в Англии в два раза выше, чем в Москве (я об  этом писал в посте про недвижимость), места для развития больше. Например, абсолютно нормально иметь и отдельную комнату для игр, и гостиную. Я не увидел никакой проблемы  в том, чтобы выделить ребенку 20-метровую комнату под игры в 100 метровом доме. В очень многих домах прямо в планировке указаны "семейные комнаты", т.е. я не один такой.


Перспективы для ребенка.

Здесь все упирается в уровень жизни для большинства населения. Об этом обычно и мыслят родители, которые переезжают. Если они иммигранты первого поколения, которым сложно устроиться, то дети второго поколения уже "свои". Все дети разные. Если понимать, что твой ребенок - самый обычный человек, которому может повезти или не повезти по жизни, то наименее рискованной страной проживания будет какая-нибудь тихая спокойная социалистическая европейская страна, в которой он будет заниматься своим делом и будет счастлив. Имея высшее образование и менталитет европейца, ребенок сможет уехать, куда захочет. Но даже не имея высшего образования, ребенку ничего не мешает вести абсолютно нормальный образ жизни среднего класса, ремонтируя трубопроводы.


Выводы:

1) В плане воспитания и развития ребенка Англия мне нравится больше, т.к. здесь это государственная политика и общепринятая норма

2)  В плане развлечений для семьи и совместного отдыха Москва и мой район проживания в Англии сопоставимы. В Англии просто всего больше и добраться легче, а также сами объекты инфраструктуры загружены меньше.

3) С точки зрения качества жизни ребенка, типа, своего дворика, своей игровой комнаты, воздуха и т.п. Англия мне лично нравится больше.

4) В плане перспектив для ребенка по жизни Англия мне лично нравится больше.

Жизнь пикабушников за границей

5.1K постов35.5K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

— Уважайте себя и членов сообщества — в глубоком смысле этого слова


— Поддерживайте мир во всем мире: мы искренне надеемся, что раз уж пикабушники живут по всему миру, здесь мы сможем избежать политики


— Чувствуйте себя как дома, даже когда вы вне дома :)

Запрещены: публикация политических постов, оскорбления пользователей, осуждение обстоятельств переезда авторов, развязывание конфликтов на почве политики, провокации в сторону авторов ("Что, сбежал с Родины? Испугался?", "Свалил и хорошо, туда тебе и дорога", "Да это всё пропаганда галимая" и так далее): за нарушение — предупреждение и сокрытие комментария, при непонимании — бан.


// на данный момент постить в сообщество могут пикабушники с рейтингом 25+. Иной премодерации нет и не ожидается.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
5
Автор поста оценил этот комментарий

В детских садах используются самые современные методики воспитания. То, что в московских садах еще только вводится, в Англии уже отцветает.

Вообще какое-то странное отношение к стране эмиграции/системе образования. "Я живу в Англии, здесь все круто, у нас теперь все самое лучшее и самое современное"?

Многие "современные" методики, к которым вы, вероятно, и относите систему М.Монтессори, разработаны от полувека до века назад. Я знаю пару садов, которые в далекой и дремучей Сибири работают по системе Монтессори уже не первое десятилетие. То, что кто-то додумался взять адекватный метод и набрать под него соответствующих специалистов, не говорит о его современности.

В нашей системе дошкольного образования инноваций сейчас куда больше, чем в британской. Вопрос в адекватности людей, вводящих эти инновации, соответствии персонала новым требованиям и целесообразности нововведений. А вот с этим, да, большая проблема.

раскрыть ветку (30)
6
Автор поста оценил этот комментарий
В нашей системе дошкольного образования инноваций сейчас куда больше, чем в британской.

О, вот было бы интересно узнать об этом. Может расскажите как сравнивали, какие источники использовали? И что за инновации такие.

раскрыть ветку (28)
3
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Присоединюсь. Мне тоже интересно.

2
Автор поста оценил этот комментарий

Источники европейского опыта - в сети и материалах преподавателей повышения квалификации, российский источник - вокруг меня, потому что работаю в системе образования)

Какие-то изменения происходят регулярно, особенно, касающиеся системы психолого-медико-педагогического сопровождения. У нас активно внедряется (и все никак не может нормально внедриться) инклюзивное образование с полной интеграцией людей с ограниченными возможностями в основные обучающие группы буквально с младших групп детского сада до окончания профессиональных образовательных учреждений.

раскрыть ветку (15)
4
Автор поста оценил этот комментарий

Ну вот у нас активно внедряется инклюзивное образование, а тут оно уже лет цать..

У меня друзья прицельно уехали из России, т.к. у них сын с расстройством аутического спектра и о нормальном образовании/отношении/какой-либо интеграции в социуме мечтать не приходилось.

раскрыть ветку (14)
Автор поста оценил этот комментарий
Надеюсь не во Францию уехали?
раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий

Почему? Что не так с Францией?

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий
Очень много что не так с артистами во Франции. Может за последние пару лет что-то изменилось, но раньше в России лечение было более адекватным, чем во Франции ( точнее во Франции его вообще не было как такового). Почему-то именно у них так
раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

о___О Пилите посты, Шура, про Францию - золотыми выйдут!

1
Автор поста оценил этот комментарий
а тут оно уже лет цать..


Потому что у нас вся система строилась на школах 1-8 вида. После чего решили систему не расширять и допиливать под современные реалии, а по кирпичикам разобрать и сделать "как где-то", без ориентации на конкретный опыт.

т.к. у них сын с расстройством аутического спектра и о нормальном образовании/отношении/какой-либо интеграции в социуме мечтать не приходилось.
Именно так.  И ближайшие цать лет вряд ли что-то изменится, потому что нормальной цели у изменений нет.

раскрыть ветку (9)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Наверно, я не совсем поняла, что вы в итоге хотите сказать.

Вы возразили ТС о том, что

В нашей системе дошкольного образования инноваций сейчас куда больше, чем в британской.

При этом сами же привели пример того, как такая уже базовая во всем развитом мире вещь, как инклюзивное образование, у нас только начинается и еще долго никому не светит.


С моей точки зрения, это как раз довод в пользу мнения ТС о том, что

То, что в московских садах еще только вводится, в Англии уже отцветает.
раскрыть ветку (8)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Немного перефразирую. Я не утверждаю, что у нас ситуация лучше, чем там. Я возразил исключительно в аспекте "Я живу в Англии, здесь все круто, у нас теперь все самое лучшее и самое современное". ТС пишет не о современном, а о том, что просто хорошо реализовано. Методика Монтессори активно используется уже давно, и в том числе у нас. Есть российские и советские школьные программы, которые периодически утаскивают за рубеж  - это не значит, что там применили что-то новое. Каждая методика хороша для определенных целей. Я, например, предпочитаю обычный детский сад тому, который работает по Монтессори, т.к. мне там не нравится система формирования групп. Если британцы придумают, как грамотно реализовать систему Эльконина-Давыдова, в этом тоже не будет ничего нового и современного.

Что до гендерных ролей - я живу в достаточно новом микрорайоне, здесь много молодых семей. И очень много пап, которые гуляют с детьми. Просто к этому пришли. Британцы тоже к этому пришли, 50-70 лет назад это не было в порядке вещей. А узбеки, например, так жили всегда, для них это нормально. В Болгарии очень трепетное отношение к детям, любой встречный относится к чужим детям чуть ли не как к своим - для них это норма, и уже давно.


как такая уже базовая во всем развитом мире вещь, как инклюзивное образование, у нас только начинается

Да я бы не сказал, что она такая уж базовая во всем мире, везде она реализуется по-разному. Если бы у наших образователей была какая-то внятная стратегия, давно бы все сделали, с этой темой возятся уже 15 лет. Что  у нас реально всегда будет хуже - всегда будет строиться здание, а потом внезапно будут вспоминать, что нужен пандус, и его будут лепить в неположенном месте под углом 45 градусов.

В нашей системе дошкольного образования инноваций сейчас куда больше, чем в британской.

И, как ни странно при всем вышеперечисленном, это так. Например, система повышения квалификации для сотрудников психолого-медико-педагогических комиссий сейчас не предполагает, что каждый сотрудник периодически проходит курс и повышает квалификацию до определенного необходимого уровня. Каждый сотрудник едет на курс/проходит курс дистанционно и постоянно приносит что-то новое ДЛЯ ВСЕХ. Постоянно меняется форма отчетности и работы с детьми. При таких интенсивных метаморфозах мы бы давно уже были впереди планеты всей, если бы понимали, что меняем и зачем.

раскрыть ветку (7)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Поняла вас. Но, согласитесь, ваше мнение, как человека, знающего всю эту кухню, может отличаться от обывательского. И то, что у нас много инноваций в повышении квалификации и т.п. рядовому человеку может не принести абсолютно никакой выгоды, т.к. ему в школе попадется психолог, который орет на него при всем классе, что он даун и учится в этой школе по ошибке (true story). Здесь же ТС описывает свой личный опыт на основании 1-3 садиков в России и 1-2 садиков в Англии, и я вполне могу поверить, что английские садики ему понравились больше.


А по поводу

"Я живу в Англии, здесь все круто, у нас теперь все самое лучшее и самое современное"

ведь так и должно быть, иначе зачем переезжать? :) Те, для кого на Родине все самое лучшее - счастливые люди, они нашли все, что им нужно для счастья там, где родились. Остальным приходится приложить массу усилий, чтобы оказаться в том месте, где для них трава зеленее, так что вполне можно понять, что они хотят поделиться этим с окружающими.

раскрыть ветку (5)
Автор поста оценил этот комментарий

Но, согласитесь, ваше мнение, как человека, знающего всю эту кухню, может отличаться от обывательского

Вовсе нет. Я же тут же пишу, что от этих бесконечных нововведений толка нет. Я такой же обыватель, просто чуть чаще вижу этих воспитателей и др.сотрудников дошкольного образования и с других ракурсов)


ему в школе попадется психолог, который орет на него при всем классе, что он даун и учится в этой школе по ошибке (true story).

Закончив психологический факультет, я все чаще задумываюсь о том, что психологические факультеты в стране пора закрывать или переводить в формат доп.курсов. Две трети завершающих специальность никак личностно не соответствуют выбранной сфере деятельности, треть не идет в специальность, т.к. условия работы неадекватны. И единицы пытаются как-то доказать, что нормальные специалисты по нашей специальности имеют место быть.


Здесь же ТС описывает свой личный опыт на основании 1-3 садиков в России и 1-2 садиков в Англии, и я вполне могу поверить, что английские садики ему понравились больше.

А по поводу "Я живу в Англии, здесь все круто, у нас теперь все самое лучшее и самое современное" ведь так и должно быть, иначе зачем переезжать? :)

Во-первых, ситуация-то необъективная. У меня старший ребенок сейчас ходит в отличный садик, и племянники в свое время ходили в другой отличный детский сад. И что, я сейчас буду взахлеб рассказывать, какие шикарные детские сады в Кемеровской области? Нет, конечно, я прекрасно знаю, сколько отвратных садов приходится на несколько хороших. В Великобритании единая прекрасная система дошкольного образования, в которой есть единая прекрасная программа, по которой работают прекрасные люди, из-за чего всем вокруг становится прекрасно? Естественно, нет)

Ну а во-вторых, прикопался-то я к другому, к позиции о том, что дошкольное образование там в целом лучше, потому что у них в целом выше некий технологический уровень, что доказано на примере применения допотопных методик, известных во всем мире. Это тоже неправда.


Безусловно, порядка там больше, потому что общество устроено жить в порядке закона, а не по понятиям. Естественно, имея неплохой доход, ТС сможет организовать свой быт более комфортно, чем здесь – у нас нормальных условий для «среднего класса» нет. И, конечно, работая в этой экономической системе долгие годы, у него куда более радужные перспективы в плане пенсионного возраста, чем были бы в РФ. Эти факты неоспоримы)

раскрыть ветку (3)
1
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

А почему Вы считаете, что в Англии педагогический уровень такой же, как в России? Я не учился в Англии, но учился в других западных странах. И в школах в том числе. И в России учился в нескольких городах. То ли мне так ОЧЕНЬ повезло с западными школами, то ли жутко не повезло 4 раза в России, но уровень преподавания в школах - земля и небо. Может, конечно, я уже старый и ворчливый, а в России в 2018 году стало в разы лучше, чем было лет 10-15 назад, но чего-то меня терзают смутные сомнения. Я отучился в ВУЗе, получил степень и т.п., в России уровень преподавателей многих дисциплин находится на уровне 2 курса среднего западного ВУЗа. Это же ужасно. А я учился в одном из лучших ВУЗов страны. Может быть так, что куча гуманитарных и экономических дисциплин находятся на низком уровне, а педагогика прет вперед? Мне лично сомнительно.


Насчет среднего класса - согласен. Я бы даже добавил, что для классов выше среднего и для классов ниже среднего в Англии все есть. На любой кошелек. Южная Англия (на мой взгляд) - это вылизанная, чистая, безопасная Москва с кучей плюшек. Плюс все намного доступнее, если брать медианные доходы.

раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий

У нас даже поспорить не получится. Потому что у меня перед глазами "узкая техническая специальность", "Я не учился в Англии, но учился в других западных странах. И в школах в том числе. И в России учился в нескольких городах", "А я учился в одном из лучших ВУЗов страны".


Где? В каких городах? В каких вузах и школах? В какие годы? На каких специальностях? Это все имеет значение. И именно с этим я могу, со своей стороны, сравнить что-то свое.


но уровень преподавания в школах - земля и небо

В чем конкретно? Как интенсивно идет отбраковка в этих школах? Насколько они доступны? Насколько они едины в системе обучения, т.к. аналог всеобщей жесткой советской системы есть далеко не везде?

В том же Саммерхиле (кстати, он там жив еще?) вообще своя атмосфера.


Это же ужасно

Что в среднем по больнице ужасно - никто и не спорит)

Все-таки хотелось бы чего-то поконкретнее. Потому что дошкольное образование - это одно болото, школьное - другое, профессиональное - вообще третье.

раскрыть ветку (1)
1
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

В Англии есть минусы, я об этом пишу. У меня нет розовых очков. В России, особенно в Москве, можно пойти в очень хорошую школу. Вот, например, школа, в которой учились дети нашего президента. Отличная школа. При Гете институте. Просто шикарная. Если есть средства - пожалуйста, учись. Есть еще Золотое Сечение. Чем не школа? Отличное заведение. Там живые писатели вроде Быкова учат литературе. Были бы деньги. Только в в радиусе 5 км от меня в Англии таких школ мирового уровня с десяток точно. И  в них учатся многие русские. Из Москвы. Вроде как Ламбрук сравнимо стоит с хорошей московской школой. А доехать до него из деревни, где жил тот же Березовский, легче, чем от Рублевки до Золотого Сечения. Разница в том, что средний класс, приехавший из России, могут себе позволить жить в доме рядом с Ламбруком и даже  в теории накопить на нее средства, а вот в Москве квартира на Плющихе будет стоить поболее.

1
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Именно об этом я и пишу. У нас что-то где-то внедряется бессистемно. В Англии это уже апробировано, изменено, подогнано под общество и каким-то образом используется. Тот же Монтессори в английских садах не повсеместно используется, используются некие принципы,  которые признаны полезными.  Я не отрицаю тот факт, что в России в отдельно взятой саду используется некая передовая методика воспитания, отнюдь. Но я утверждаю, что в Англии та же методика может быть принята массово и системно в соответствии с результатами ее применения, при этом именно гос органы занимаются таким внедрением и анализом. У нас в одном городке на 80000 жителей может быть детский сад, где ничего не менялось с 1987. В Англии такого нет. Но это мой взгляд. Не навязываю.

ещё комментарии
3
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Я про свой опыт говорю. Может, мне категорически не везло. Я не встречал позитивных отзывов от семей в Москве. Многие жаловались ещё на советский подход.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку