О работе в поликликлинике

Решил господь бог поправить дела в российской медицине и направил Иисуса в поликлинику - работать участковым терапевтом. Первый рабочий день, у кабинета очередь из бабок, привозят на прием пациента – паралитика на коляске. Иисус ему руки возлагает на голову и говорит: встань и иди. Тот встал и пошел. Выходит в коридор, там очередь его спрашивает:
– Ну что, как новый терапевт?
– Да такой же как – даже давление не померил. ©

Раз уж так сложилось, что я временно покидаю отечественную медицину, настал подходящий момент запилить гайд по работе в поликининке, как меня когда-то просили в одном из предыдущих постов. Нет, серьёзно просили. Один человек. Или даже два.

Для начала стоит уточнить некоторые моменты:

1) Я отработала чуть меньше года, поэтому мнение мое ни в коем случае не является истиной в последней инстанции, можете считать это путевыми заметками, если хотите

2) Опыт применим только для работы в больших городах и относительно укомплектованных медицинских учреждениях, то есть в условиях абсолютно тепличных и мало соотносящихся с состоянием здравоохранения на большей территории нашей родины.

3) Я терапевт, а значит все написанной относится к первичному звену, у узких специалистов своя специфика работы, хотя общие моменты несомненно присутствуют.


И так, гайд по работе в поликлинике: Первое, оно же главное - не идти работать в поликлинику правильно выбрать место работы. Что такое правильное место работы? Это место работы с адекватным начальством, причём вас интересует не столько главврач, сколько его замы и заведующие отделениями, хотя это обычно коррелирующие величины. Обменивайтесь информацией с коллегами, присматривайтесь на собеседованиях, если живете относительно недалеко, расспросите наблюдающихся в ней знакомых.

О работе в поликликлинике Медицина, Поликлиника, Терапия, Участковый, Пациенты, Текст, Длиннопост

Чтобы вы понимали, мое начальство несмотря на более чем почтенный возраст, адекватно настолько, что когда я пришла на приём с аккуратно убранными но явно фиолетовыми волосами, то получила только нейтральное: «О, ты подкрасилась. На мой вкус чуть-чуть ярковато». Хотя дело не в этом, а в том, что если вы сразу после института/интернатуры/ординатуры идёте на приём, вы неизбежно будете сталкиваться с непонятной херней, которой, как вам кажется, в институте не учили, в интернатуре не показывали и вообще, где ваша Нобелевка по медицине за открытие нового непонятного и очевидно очень страшного заболевания?!


В идеале именно заведующие отделениями на этом этапе оказывают консультативную помощь и присматривают, чтобы вы не упустили важных деталей и не перепугали себя и пациента. Соответственно, если ваш заведующий в глубоком маразме/пьет/гомеопат или просто видал все в гробу, у вас некоторые проблемы.



Про пациентов и жалобы

Часть пациентов мудаки. Не потому что они пациенты, потому что они люди и с этим ничего не сделаешь. Это сразу к вопросу про жалобы - они точно будут, именно поэтому, даже если вы доктор Хаус и мать Тереза в одном лице. Но это процент на удивление невысок. Перед началом работы меня предупреждали о «сложном» участке, на котором новые дома и распальцованные пациенты, с которыми постоянно конфликтовал предыдущий врач.

Фактически, по-настоящему мудаковатая пациентка у меня была одна за весь год работы, все остальные были или более-менее вменяемыми, или их поведение было обусловлена соматическими или психологическими/психическими аспектами (гормональный дисбаланс, стадия декомпенсации паранойяльной шизофрении, психоэмоциональны стресс и.т.д)

Есть на эту тему замечательный анекдот, очень чётко отображающий что нужно делать:

Медсестра подзывает санитарку:
— Помнишь, на прошлой неделе я тебе говорила, чтобы ты пациентов
не посылала нахуй?
— Да! Помню.
— Тогда распишись, что ты прослушала лекцию «Этика в медицинских
учреждениях» (с).
О работе в поликликлинике Медицина, Поликлиника, Терапия, Участковый, Пациенты, Текст, Длиннопост

Вот так просто. Не посылайте пациента нахуй. Если он приходит к вам с какой-то проблемой, хотя бы попытайтесь ее решить, а если не можете, хотя бы примерно расскажите кто может. Да, это не панацея, и если пациент пришел с требованием «МРТ всей бабки, прямо сейчас», ему придётся отказать, но спокойно и вежливо. Пока вы сохраняете лицо - вы в домике, как только вы в ответ повысили голос, все -- вы полноценный участник конфликта


И здесь мы снова возвращаемся к пункту про адекватное начальство: оно знает особенности вашей работы, у понимает, что жалоба «Я опоздал на 45 минут, а врач меня не принял», это херня, а не жалоба. Кстати в случае возникновения такого конфликта обязательно делайте запись в карте с указанием времени записи и фактического обращения пациента.

Но если есть возможность (читай, нет очереди из пришедших вовремя, рабочий день не окончен, есть окно) опоздавшего лучше принять. Потому что как мы уже договорились, пациентов не надо посылать нахуй, во всяком случае без нужды. Лично у меня есть две приоритетных группы: Онкологические пациенты, получающие химию или лучевую терапию и глубоко беременные, этих стараюсь принять в любом случае. Просто потому что.

Не говорите пациенту «Это не моя проблема, я не знаю, куда вам дальше». Во-первых, потому что с нынешней реформой не проблема терапевта — это только переломы, роды и острый аппендицит, а во-вторых потому, что если не знаете вы, то пациент, млин, тем более не знает и вы его единственный шанс понять, в какую сторону двигаться. Если проблема не в вас, а в системе, донесите эту мысль до пациента, потому что он вообще не в курсе, как это работает, совсем. Опять таки, хотя бы подскажите, что если нет нужных ему лекарств, то существует департамент, который планирует закупки, например.


В общем, резюмируя: С той частью пациентов, которые не мудаки нужно разговаривать - обычно это помогает. С теми которые мудаки держать «покер-фейс» и работать строго по букве, ни шагу в сторону.

О работе в поликликлинике Медицина, Поликлиника, Терапия, Участковый, Пациенты, Текст, Длиннопост

Про коллег


Сейчас я скосплею капитана очевидность:

Ваши коллеги не только врачи, это медсестры, медрегистраторы, санитарки и экономисты с юристами и бухгалтерами, если они своими действиями не доказали обратное. Поэтому носить врачебную корону на голове очень вредно и черевато осложнениями рабочей обстановки.

На уровне коллега-коллега люди взаимодействуют куда охотнее, чем чем на уровне начальник-подчинённый, и это значительно упрощает жизнь. Не надо показной дружбы, просто будьте вежливы и здоровайтесь не только с Иваном Ивановичем из хиругии, но и с Мариной Викторовной из бухгалтерии, медсёстрами на посту и вообще всеми, кого опознаете как сотрудников ЛПУ. Даже если девочки из клиниговой службы плохо говорят по-русски и пока вас пугаются.

Мне поначалу было неудобно обращаться за консультациями к узким специалистам по поводу встретившихся патологий, казалось, что сама должна все уметь и понимать - это в корне не правильный подход. Не понимаете - спрашивайте, лучше пусть коллеги вас считают тупеньким (спойлер, они не считают, абсолютно точно говорю), чем пациент загнётся на фоне неверно выбранной тактики.


Несколько коротких практических советов для тех, кто все таки дочитал:

• Считай дни нетрудоспобности. Лучше пару раз и на пальцах, если забудете подать лист на врачебную комиссию (больше 15 дней) чудовищный геморрой будет у всех

• Онконастороженность! тут лучше перебдеть, чем недобдеть

• Не опаздывай. Серьёзно, нам нельзя опаздывать на работу без уважительных причин, и очень странно, что не все коллеги это понимают.

• Просматривай принесённые пациентами выписные эпикризы, если их нет - требуй принести на следующий прием, это важно.

• Помни что 12/15 минут это рекомендательные цифры, при прямом вопросе любой Департамент говорит, что врач должен тратить на пациента столько времени, сколько необходимо. Это же отвечай, если очередь возмущается задержкой приема.

• Консультируйся! Это не стыдно.

• Назначай лекарства с учётом возможностей пациента. Например, дабигатран конечно отличный препарат, но лучше бабушка с постоянной формой ФП будет пить варфарин, чем вообще ничего.

• Помни, что чем лучше ты работаешь, тем больше будет работы (в целом, это общее правило)

• И да, пациенты врут


Пожалуй, даже половины из того, что хотелось бы рассказать, я не написала. Потому что мы работаем с людьми, причём с людьми, у которых что-то в жизни не очень хорошо, иначе они к нам не пришли, а значит готовых схем тут практически нет, как бы наш Минздрав не стремился стандартизировать всё и вся.

Мы участковые терапевты, так или иначе, но мы отвечаем за тех, кто к нам приходит, эта часть нашей работы, старательно уничтожаемая, но еще живая.

Удачи, коллеги.

31
Автор поста оценил этот комментарий

Приятно было читать. Чувствуется очень адекватный подход к своей работе, без крайностей

раскрыть ветку
9
Автор поста оценил этот комментарий

"И да, пациенты мрут" - сначала прочитал именно так :)

19
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Ты молодец, что так спокойно всё описываешь )


мой опыт в городской больнице и на скорой за год пошатнул и нервы и Веру в людей. Я вовремя свалила, ещё бы чуть чуть и стала типичным циничным хирургом, которому пофиг, 1 ногу отрезать или сразу пару.

Опоздания, антисанитария, панибратство, безденежье - ужас короче.

раскрыть ветку
4
Автор поста оценил этот комментарий

Уедете, постажируетесь и обратно не вернётесь, и правильно сделаете!

раскрыть ветку
5
Автор поста оценил этот комментарий
Мне всегда было интересно, знают ли в поликлиниках что такое персональные данные пациента? Карточки пациентов всегда и везде лежат на столе у врачей. На лицевой стороне можно прочитать фио, адрес, телефон, номер полиса, а при желании и спиздить можно:)
раскрыть ветку