О путешествии в Грузию: культурологический очерк

О путешествии в Грузию: культурологический очерк Грузия, Путешествия, Рассказ, Тбилиси, Длиннопост

Наткнувшись на историю мистера @Gusto о его опыте взаимодействия с таксистом, я решил немного рассказать о своей поездке, случившейся месяц назад, о забавных ситуациях и своих наблюдениях.

То, что принято писать в post scriptum, я вынужден написать здесь:

Текста получилось невероятно много, а формат тянет на малый научный доклад, но надеюсь, вам мои наблюдения помогут с большими удовольствием и пользой провести свое время, если вы окажетесь в Грузии.


Сделаю краткое отступление: год назад мне посчастливилось присоединиться к экспедиции в г. Смоленск, где мы всей группой в течение 5 дней ходили по городу и не только любовались достопримечательностями, но и формулировали ответы на поставленные в начале поездки вопросы, а также рисовали культурологический портрет города и его населения. Процесс настолько увлекательный, что с тех пор, приезжая в другие города, я всегда стараюсь применить увиденные методы и сформировать собственное видение портрета города. С этим настроением я и прилетел 8 июля в Тбилиси.


Еще не выйдя из самолета, я обратил внимание на то, как беспардонно местные сотрудники аэропорта швыряют багаж на транспортные тележки. Большая часть багажа (~80% чемоданов) была плотно завернута в упаковочный целлофан, на основании чего можно судить, что такой предосторожности есть объективные причины.


Таксисты в аэропорту напрочь отказываются везти менее чем за 40 лари и, в отличие от героя поста @Gusto, теряют к вам всяческий интерес до тех пор, пока вы не одумаетесь.


В первый день я в одиночку гулял по городу и проникался ландшафтом. Центральной частью Тбилиси считается Старый город, замкнутый между ул. Пушкина и ул. Бараташвили с одной стороны и Ботанической ул. с другой стороны. Стоит отметить, что Старый город - одно название: в XIX веке после многочисленных землетрясений и разрушительного вторжения иранцев город был фактически отстроен заново. Немалую роль в строительстве города новой южной провинции Российской Империи принимал генерал Ермолов.

О путешествии в Грузию: культурологический очерк Грузия, Путешествия, Рассказ, Тбилиси, Длиннопост
Переходя к культурологическому аспекту Грузин, стоит отметить в них 2 характерные черты:

1) Стремление обмануть любого чужака

2) Отсутствие рефлексии на национальном уровне


Подробней о каждой из них.

1) Деньги грузины сдирают совершенно беспардонно, в подтверждение чему было немало историй:

- Так на второй день моего пребывания в городе в 10 утра ко мне приехала красная тойота с номерами VY VV или, если переводить на русский, Ви-Вай Вай-Вай - очень по-грузински. За рулем сидел необъятных размеров грузин, которого звали Мираб. Для грузина он был очень немногословен, а для грузинского гида так просто нем. Я почуял неладное, когда о церкви Святой Троицы он сказал, что по величине она 5-я в мире, но не смог назвать те четыре, что крупнее ее. Когда же он привез меня к ней и сказал, чтобы я не торопился - он подождет, я окончательно понял, что ко мне приехал простой таксист, который планирует заработать на мне 90 лари. Добравшись с его помощью до горы Мтацминда и выйдя у пантеона, я объявил ему, что перемещаться я могу и пешком, и если экскурсию он провести не может, то я дам ему 20 лари и дальше буду гулять сам. Он кому-то позвонил, недовольным тоном на грузинском описал ситуацию и, положив трубку, нехотя согласился на мое предложение.


- Когда я попытался во второй раз найти себе гида-проводника из местных, ко мне приехал низкорослый грузин, который не представившись, пожал мне руку и отвез сперва в церковь Святой троицы, где показал мне несколько приделов и подземный зал, а затем отвез к баням, серным источникам и в Сионский храм. За оставшиеся 3-4 часа он так мне ничего толком и не рассказал и лишь показывал то, что я и так уже видел. Я попросил отвезти меня в хороший ресторан, где он беспардонно поел за мой счет. После обеда я отказался продолжать с ним прогулку и отдал ему 40 лари вместо 130, на которые он рассчитывал к концу дня.


- В другой раз я побывал в ресторане Сазандари, который по грузинским меркам принес мне очень мало очень невкусной еды, накинув мне 15% к счету сверху за обслуживание. Я учинил дискуссию и потребовал объяснить, почему меня об этом не предупредили, и заявил, что 52 лари платить не буду. Положив 50 лари я сказал, что разрешаю доесть мой невкусный творог, и ушел.


- В Музее театра и кино я познакомился с молодой грузинкой, которая пригласила меня вечером в винный бар поговорить об истории. Когда я пришел, она познакомила меня с местным официантом-сомелье Георгием - очень приятным парнем моего лет 25, который не говорил по-русски. Он, подобрав мне вино, присел ко мне за стол и стал на английском рассказывать мне историю Грузии. Вкратце, за два тысячелетия у грузин было два хороших царя, и один из них - баба.

После продолжительной и довольно емкой лекции, мы пообщались о взаимоотношении наших стран и друзьях России, а после он спросил меня, какую литературу на русском я могу посоветовать ему почитать - и я предложил Есенина. А после сказал, что переводил его на английский и дал ему почитать свой перевод "Руси Советской". Ему очень понравилось.

Когда я, познакомившись еще с несколькими людьми и проведя с ними приятный вечер, собрался уходить, в мой счет включили разговор с Георгием, который оценили в 20 лари. Совершенно справедливая была бы цена, если б меня заранее предупредили, что наша беседа - удовольствие платное. В жесткой форме пришлось отказаться платить, уверив, что в Москве я бы не взял с них ни рубля.


Моралью этих историй должно стать то, что грузины совершенно не стесняются взять 80 лари за то, что стоит 40, и сделать работы на 10.

О путешествии в Грузию: культурологический очерк Грузия, Путешествия, Рассказ, Тбилиси, Длиннопост

2) Отсутствие рефлексии на национальном уровне

- Суть тезиса в том, что Грузины патологически не способны идентифицировать себя в пространственно-временных плоскостях. Опираясь на исторические свидетельства, можно судить об этом на основании того, что грузины никогда не вели записей о собственной истории на регулярной и систематической основе, а также никогда не рисовали карт. Историческая память ограничивается 2-мя поколениями и умирает вместе со старожилами-свидетелями печальных событий. Все источники информации о Грузии сплошь древнеримские, греческие, арабские и турецкие.


- За все время моего пребывания в Тбилиси никто мне так и не смог ответить на вопрос об остатках крепостной стены, опоясывающей Старый город, хотя вопрос был простым: кто и когда построил - кто и когда разрушил. Увы.


- История Грузии регулярно развивалась по одному и тому же сценарию: приходят супостаты, выходят в поле бесстрашные грузины, складывают свои носатые головы, царь со страху меняет веру на ислам, супостаты рушат Тбилиси, а Грузия становится новой бестолковой провинцией какой-нибудь замечательной империи.


- Чтобы понять, почему именно "бестолковой", расскажу такую историю: в конце XVIII в. царь Ираклий, который "вручал России свой народ" построил на склоне горы возле города Сигнахи 4,5 километровую крепость - абсолютно неприступную, хотя по прямому значению она так и не использовалась - куча ресурсов на ветер, но это не самая большая беда... Когда ее построили, выяснилось, что дальше строить внутри нее город неудобно, поэтому... СТАЛИ СТРОИТЬ ЕГО СНАРУЖИ КРЕПОСТИ.


- Если бы грузины владели историей, они бы могли заметить, что на протяжении двух тысяч лет неприятель раз за разом приходил с одной и той же стороны. А если б они владели картами, они бы увидели, что от Баку до Тбилиси ведет прямая равнинная дорога, которую достаточно было один раз перекрыть, чтобы спасти себя хотя бы от части неприятностей. К слову, именно это, судя по всему, и пытался сделать Ираклий, построив свой Сигнахи, однако сделал это по-грузински бестолково, расположив крепость не с той стороны холма, откуда просматривается долина, ведущая к Тбилиси, а с обратной. Более того, в том месте ширина равнины составляет порядка 20 км, из-за чего в 1895 г. иранцы просто обошли эту крепость издалека и без проблем ворвались в столицу.


- Картами грузины не умеют пользоваться до сих пор: так в первый мой день один из таксистов не смог показать мне, где мы сейчас находимся, а девушка в музее не смогла без моей помощи найти ул Леселидзе, хотя по меркам Тбилиси - это такая же центральная артерия, как московский Арбат или Невский в Питере. В свою очередь девушка в гостинице не смогла объяснить мне, где в Мцхете лучший ресторан, потому что не помнила ни названия, ни дороги, и ограничилась комментарием, что "он там, как войдете, будет третий".


- Еще одним крайне показательным моментом в плане ориентации грузин в пространстве и времени стала моя поездка в Кахетию.

Весь мой диалог с очередным проводником строился в следующей ключе:

Что за крепость? - Джани.

Старая? - Да.

Сколько армян в Тбилиси? - Много.

Каппадокия это где? - Там (энергично махнув рукой в неопределенную сторону).


Резюмируя второй свой тезис, я бы сказал, что грузины - дружественная нам, но невероятно бестолковая нация: не сохраняя историю битв и поражений, они не могли увидеть закономерность в нашествиях врагов.

О путешествии в Грузию: культурологический очерк Грузия, Путешествия, Рассказ, Тбилиси, Длиннопост

Что по-настоящему меня удивило, так это то, что самым просвещенным слоем населения оказалось священство: Если вы в своей поездке ставите себе цель познакомиться с историей, то лучше священников вам мало кто сможет о ней рассказать. Тут, правда, стоит понимать, что они в состоянии рассказать о той части местности, к которой относится их храм или монастырь, но о ней они расскажут подробно и интересно.

Еще одна категория людей, заслуживающая внимания, - это лавочники-умельцы, а конкретно те, которые сами мастерят украшения-реплики - эти погружаются в историю, прежде чем повторить украшение, поэтому от них тоже можно кое-что узнать.

Например, когда на проспекте Руставели я у уодного из торговцев обратил внимание на кольцо с Фаэтоном, я со скепсисом спросил "А древние греки тоже здесь были?" на что услышал лаконичный ответ "А золотое руно кто у нас украл?.." А на памятной ул. Леселидце я встретил торговку, которая продавала реплики браслетов и заколок, и в течение 20 или 30 минут совершенно свободно рассказывала мне историю св. Нино, которая принесла в Грузию христианство.


Кстати, на ул. Леселидзе расположена лавка с антикварными книгами: иногда за 20-30 лари можно купить дореволюционное издание Толстого или Тютчева, что лишний раз подтверждает абсолютное непонимание грузинами ценности исторических реликвий. Например на текущий момент они уже снесли даже тот дом, который построили на месте гостиницы, где жил Пушкин в 1829 г., когда приезжал праздновать свой день рожденья. Ну а почему бы нет: если сакля старая, надо снести и построить новую - такой народ.

Заканчивая свой пост, я бы сказал, что гостеприимство и доброжелательность грузин оказались сильно преувеличены: все встретившиеся мне были молчаливы, угрюмы, повсюду хотели денег и ничего не знают, а кахетинские жители со своими изможденными лицами и тощими коровами совершенно не похожи на людей, которые способны красиво петь во время больших застолий. При этом, что абсолютно точно НЕ преувеличено - это легкость, с которой они устанавливают контакт: во всей Грузии они чувствуют себя, как дома, и не задумываясь окликают прохожего на другой стороне улицы, чтобы спросить то, что их интересует.


Ну и чтобы не оставлять этот вопрос без внимания, скажу, что страна в самом деле очень красивая, а вид на Алазанскую долину, открывающийся со стороны Сигнахи, заставляет самого позабыть о том, кто ты и где ты.

О путешествии в Грузию: культурологический очерк Грузия, Путешествия, Рассказ, Тбилиси, Длиннопост
8
Автор поста оценил этот комментарий
Вы странно описали все. Откуда вы взяли и вызвали этих "гидов"-таксистов? Бред какой-то. Был в Грузии неоднократно и ничего такого не встречал. Да есть отдельные личности пытающиеся вас нае...ть, ну так они везде в каждой стране. Такси там дешевле некуда. По Батуми например до 2 лари в любую точку по счетчику. Никаких проблем нет. По невскусной кухне. Опять же - как и везде есть хорошие и нехорошие рестораны. В любом городе мира. Более того в двух ресторанах могут блюда по разному разные готовить и что в одном хорошо, в друго не очень и наоборот. Узнавать лучше у тех же таксистов например. У меня куча друзей в Грузии побивало и все в полнейшем восторге. Отзыв странный мягко говоря.
раскрыть ветку
14
Автор поста оценил этот комментарий

Ох и фигню ты написал (чтоб не материться) Фэйспалм, нет, ФЭЙСПАЛМИЩЕ! Зашёл сюда из-за интригующего анонса в теме про такси в Кобулети, а тут...

Я профессиональный историк, совсем не грузин и никогда в зрелой жизни грузин не идеализировал, но ты такую хрень написал, что....Мне даже стыдно стало за культурологию, из-за того, что её в подобном контексте поминают.


Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку
4
Автор поста оценил этот комментарий
Сумасшедший великодержавный шовинист. На основании разговоров с таксистами и прочими работниками из сферы услуг, сделал выводы об отсутствии исторической памяти(или что он там приплёл). Ты всерьёз полагаешь, что в России тебе таксист или какой-нибудь прохожий люмпен-пролетарий подробно и внятно опишет историю России и/или своего населённого пункта? А уж про неприветливость грузин просто смешно слушать. Ты, пардон, в России давно был? И насчёт крестьян с угрюмыми лицами - съезди в любое село в центральной части России и оцени, кто и как там живёт (это если повезёт попасть в ещё не вымершее поселение).
10
Автор поста оценил этот комментарий

"Отсутствие рефлексии на национальном уровне" - под таким заумным словосочетанием такие глупые мысли. На основании разговоров с таксистами и непонятными бродягами делать выводы о том, что грузины не способны ничего запомнить давностью более двух поколений, это сильно. При том, что историография в стране развита еще с средневековья - тот же сборник летописей "Картлис Цховреба". Да даже тот факт, что каждый, даже самый дремучий грузин знает свою родословную вплоть до основания фамилии, говорит об обратном.
Грузины любят преувеличивать, хвастаться, бросать пыль в глаза, но умственно-отсталыми все же не являются.

раскрыть ветку
3
Автор поста оценил этот комментарий

А как вино и цены на него? Отличаются от грузинского "Киндзмараули", что у нас продают по 700р.

раскрыть ветку