О принципах фехтования
Представьте, что кто-то на полном серьезе заявляет вам, что теннисная ракетка весит 15 кг. А потом другой кто-то рассказывает, что в футболе главное сила - кто сильней мячик пнет, тот и выиграет. Наконец, третий делится страшной тайной - велосипедный шлем очень хрупкий, поэтому голову не защищает, а надевают его исключительно для лучшей обтекаемости. Смешно? А между прочим, когда речь заходит о войнах прошлого вообще и фехтовании в частности, подобные перлы слышатся регулярно.
Происходит это, на мой взгляд, от того, что многие плохо представляют себе что же из себя представляет фехтование. Если теннис, футбол и велоспорт нам более или менее знакомы, то основной источник информации о боях на холодном оружии обычно - фильмы и игры. Где все выглядит совершенно иначе.
В этой и паре следующих статей я постараюсь в упрощенной форме объяснить, как выглядит фехтование "изнутри", на чем оно основано и почему многие мифы - мифы.
Итак, для начала рассмотрим бездоспешный поединок на колюще-режущем оружии. Это может быть дуэль королевских мушкетеров, хольмганг викингов или даже что-то из эпохи бронзы - основные принципы не изменятся. И еще я намеренно исключу все, что касается психологии - будем считать, что оба бойца опытны и хладнокровны.
Что тут важно? В первую очередь то, что проиграть можно пропустив всего лишь один удар. Даже если он не был смертельным, болевой шок + потеря крови + дисфункция дает существенный дебафф, что резко повышает усложняет ведение боя. Как следствие, повышается вероятность пропустить еще удар, что вызовет еще большие осложнения и так далее. Поэтому перед фехтовальщиком стоит задача нанести противнику ранение, не подставившись самому. Кстати, фехтование так и определяют: искусство наносить удары, не получая их.
Уже на этом этапе можно заметить, что вырисовывающаяся картина резко отличается от того, что мы порой видим в играх - когда бойцы рубят друг друга, постепенно уменьшая полоску здоровья. Но пойдем дальше.
Вот стоят два бойца друг напротив друга. Казалось бы, подходи и бей, да посильней - чтоб наверняка. Увы, тут, как говорится, есть нюанс.
Дело в том, что когда один из бойцов начнет атаку, может произойти следующее:
1) Противник успеет ударить раньше
2) Противник возьмет защиту и ударит в ответ
3) Противник, будучи раненым, успеет нанести более серьезное ранение
Немного поясню последние два пункта. После удачно взятой защиты обороняющийся оказывается в выгодном положении, так как атакующий раскрыт и находится на удобной дистанции. Впрочем, тут масса нюансов, которые на пальцах не объяснить... Что касается последнего, то если раненый боец, например, мог начать атаку до ранения, а инерцию никто не отменял. Впрочем, тут тоже куча нюансов.
Получается, чтобы провести успешную атаку, надо:
1) Убедиться, что противник не ударит раньше.
2) Убедиться, что противник не возьмет защиту, если возьмет то хотя бы не сможет ответить, а если ответит - то хотя бы защититься от ответа.
3) Убедиться, что ранив противника сам не пропустишь удар.
Сложно? А кто сказал, что фехтование - это просто?!
Поэтому если вы посмотрите турниры по фехтованию, вы можете обнаружить, что бойцы подолгу топчутся друг напротив друга. Нет, они не боятся. Они выбирают момент для атаки. В этот момент происходит целая игра - короткими перемещениями, изменением положения клинка, провокациями и ложными действиями создаются оптимальные условия для проведения атаки. Потом кто-то резко срывается вперед... И обычно все. Или атака, или контратака, или повторная атака, словом - какое-то действие оказывается успешным, бой останавливают и бойцы расходятся.
Как было бы в реальности? Скорее всего, атаку подготавливали еще дольше. Ведь ставки выше, а значит риск приемлем гораздо меньший.
А что мы, как правило, видим в фильмах? Долгий обмен ударами, прерываемый на реплики и акробатику. Подобный обмен ударами называют парад-рипост и используют в качестве упражнения, но не более.
К сожалению, очень сложно на словах расписать как строится подготовка атаки, но кое-что можно уяснить. Например, что она должна быть быстрой. Ведь чем больше происходит времени от начала до конца, тем больше у противника времени среагировать. Поэтому глубокие замахи, удары в прыжке и с разворота и прочая акробатика в бою малоприменима.
Получилось довольно длинно, но я не знаю, как короче. Я недавно на пикабу и не знаю, как заходят подобные форматы и просто настолько узкие темы. Буду рад обратной связи.
В следующей статье я постараюсь коротко рассмотреть фехтовальное оружие и все, что с ним связано.
Не только фехтование, скорее даже ВСЁ в реальной жизни не такое как в кино! Кто бы захотел смотреть скучное кино в несколько десятков лет с редкими захватывающими моментами в начале и долгими морально-нравственными измышлениями в середине и конце?
Пфф
Афтар, шли всех нах, пейши есчо. Тема интересная. Пишешь ты нормально. Спецы по фехтованию, критикуйте так, чтоб всем дурь оратора была видна, иначе вы сами идиоты.